"Новый гимн эскортниц?" или "Средство от запора" - слушатели до сих пор не могут понять, что это было. Но тысячи людей сошлись на мнении, что "в принципе я сам виноват, что зашёл посмотреть это". Что ж, песню можно любить или не любить, но одни лишь комментарии под ней можно обозревать вечно. Она бесит, провоцирует, заедает в памяти, как рекламный слоган майонеза, зато не оставляет человека равнодушным перед лицом мирового зла (или потребительского образа мышления - как хотите навязывайте). Если бы искусство всегда было правильным, знаете, таким "ламповым", махровее, чем дорогая астра, и пафоснее, чем женщина без рук (ну вы понимаете, о ком я), то… трава была бы зеленее и небо чище, а все мы приняли бы форму "Мыслителя" Родена и расселись по углам - мыслить, стало быть. Но покуда этого не произошло, массовая культура призывает нас задуматься о том, что составляет "базовый минимум" современной девушки. Готовьте ручки и двойные листочки, а вот телефоны я бы на вашем месте убрала, пока злые тети не забрали)
Разбор текста
"Базовый минимум" - это название тренда в социальных сетях. Девушки, женщины и сочувствующие снимают видео о том, что для них "базовый минимум" и "роскошный максимум" в отношениях. Тема набрала популярность за счет гигантского "подрывного" потенциала: у всех комментаторов жутко "подгорает" от нереальных женских хотелок. Это даже не комментарии, а готовый психологический тест: кто-то занимается самопиаром (я вот не такая!), кто-то оправдывается (нет, ну а что?), кто-то жаждет социального одобрения (знаете, скромность - это главное), и наконец, есть огромная прослойка людей, которые получают невероятный прилив бодрости и сил, отказывая воображаемым девушкам в воображаемых айфонах (хрен тебе, а не шикарная жизнь!).
Все эти крайние точки общественной дискуссии иронично обыгрываются в тексте. Поэтому песня сразу стала хитом. Посмотрим внимательно, о чем там поется?
А он простой (конечно), из Баку холостой (я вообще)
Квартир есть дорогой (ой, наш), молодой, уже центровой (ой-ой-ой-ой)
Выглядит как папа (вау), но по факту вентилятор (ах)
Яхта на примете (о), сильно дует ветер
Главным выразительным средством текста является сарказм. Героиня говорит тезис, затем лукаво его опровергает, как бы сомневаясь в собственных словах. Из этой игры мы делаем вывод: она познакомилась с богатым, женатым, "центровым" (заметьте, его оценивают, как квартиру, одно и то же прилагательное), немолодым мужчиной, который много чего рассказывает (так много, что героиня не верит его словам). Яхта у него лишь "на примете", то есть на словах. Поток этих обещаний передается сравнением с вентилятором: мужчина говорит так много, что произведенный эффект в жизни героини можно сравнить с сильным ветром, когда есть какое-то движение воздуха, но ничего, кроме этого движения, не слышно. То есть у нас двойной обман: и героиня себя обманывает, описывая мужчину, и он пытается ее обмануть, набивая себе цену. Оба прекрасно понимают, что происходит, сценарий игры утвержден установленными в обществе стандартами. О чем прямо говорится в тексте:
Мозги не крути, факты прими
Сколько ни говори, закон для всех один
Героиня призывает ухажера "не крутить мозги" и делом (деньгами - я перевожу) доказать, чего он стоит.
iPhone купи, ресторан плати
Без повода мне подари кольцо с моим именем, базовый минимум
Скучай, без повода обнимай, ай, люби, цени, уважай, ай
Чувства самые сильные — это базовый минимум
Обратите внимание на порядок перечисления: сначала айфоны с ресторанами, затем кольцо, а потом уже "чувства самые сильные". Приоритеты понятны. При этом героиня подчеркивает "бесповодность" этих жестов: иными словами, она не собирается давать повод для хорошего отношения к себе. Это движение в одну сторону - в ее. Мужчина должен скучать, обнимать, ценить ее просто за то, что она такая есть. С ее стороны мы видим только райдер с требованиями, даже когда речь идет об эмоциях.
Играет в гольф с охраной, такой серьёзный парень
Учился за границей, очень богатый мистер
Мамин сын и только (только) для неё подарок (он для неё подарок)
Очень много лоро (так много), постоянно пьяно (ой)
В следующем куплете тоже рисуется образ богача, но уже выше ставка (как у Пушкина в "Сказке о рыбаке и рыбке"). Этот парень играет в гольф (максимально люксовое увлечение), учился за границей, дарит дорогущие подарки близким (Loro Piana - это эксклюзивный итальянский бренд). А если писать эти слова отдельно, то лоро - это счет (в переводе с итальянского), а пьяно - тут, я думаю, без перевода все ясно. Жизнь героя - это куча денег и развлечения. Вернее, так ее видит девушка, которой все это нужно. Но даже ослепительная картинка успеха не сбивает ее прицел: пусть сначала купит, а потом уже поговорим. Закон распространяется на всех, даже на таких мажорных типов.
Подводим итог: о чем песня?
Уххх, тяжелый нам предстоит разговор, лучше сядьте. Во-первых, не стоит воспринимать содержание песни буквально и гнобить несчастных девочек, которые ее спели. В этом тексте выражены и, скажу более, высмеяны актуальные фреймы межличностных отношений, где чувства, айфоны и нереалистичные ожидания формируют один виш-лист, который можно озаглавить следующим образом "Как остаться старой девой?". Ведь ирония видна невооруженным глазом. Девушка с такими установками выбирает обманщика, так как сама обманываться рада, а мужчины подстраиваются под этот шаблон и легко покупают желаемое: если не айфонами, то рассказами о них. В тексте четко видно, что героиня не верит "холостому" и "центровому", но завышенные ожидания загоняют ее в этот кукольный домик. Это уже не даже не комедия, а драма в паре строк, ведь в жизни многие девочки охотно меняют лучшие годы жизни на лоро и пьяно, становясь добровольными рабами вещей.
Во-вторых, это не автор песни придумал тренд, это тренд вдохновил автора. А значит, что искусство такого рода (да, искусство, потому что оно задело оголенный нерв общества, спровоцировало дискуссию, заставило задуматься и почувствовать эмоцию - даже если это гнев или осуждение) никого не заставляет быть меркантильными. Общественное явление уже есть, можно цокать языком или закатывать глаза, но звуки и мимические ухищрения ничего не изменят. И дело тут не только в брендах и айфонах, смотрите шире: даже чувства посчитаны и распределены в списке, но никто не собирается платить за них той же монетой. Девушки хотят быть любимыми, но не любить взамен. Эта потребительская позиция распространяется абсолютно на все. Плохо? Как есть. Зато такие песенки, с виду легкомысленные и пошлые, низводят медиа-корону до мема. Они показывают, как смешно это смотрится и к чему, собственно, приводит. Принц из "50 оттенков серого" не холост, не молод, не местный и яхта у него только "на примете". Он выглядит "как папа", а его слова - ветер. Даже если он подарит айфон, повод все равно придется дать, а нужен ли мобильник такой ценой? Вот слушает такое девочка-подросток и думает: "А не зашквар ли выставлять такие видео? Я что, товар из супермаркета, который имеет цену?".
А каковы ваши впечатления от прослушивания этой песни? Делитесь ими в комментариях, ставьте "лоро" и "пьяно", и, конечно же, подписывайтесь, чтобы чаще думать о том, что слушаете)