Найти в Дзене
Кирилл Ледовский

Наценка на закупку и остатки в 1С ERP: Как установить одну цену, основанную на средней стоимости всех этих закупок?

Вопрос пользователя: «Мы за год купили один и тот же станок у разных поставщиков пять раз, и каждый раз по разной цене. Как рассчитать для него одну стабильную продажную цену, чтобы она отражала наши средние затраты, а не стоимость последней покупки?» Суть проблемы
Если цена закупки волатильна, то использование для ценообразования только последней цены приводит к резким скачкам продажных цен, что может отпугнуть клиентов. Нужен более сглаженный, усредненный показатель, который отражает долгосрочные затраты на формирование товарного запаса и позволяет держать стабильную ценовую политику. Что может 1С ERP?
Вид цены с способом «Наценка на цену поступления» имеет ключевой параметр «Рассчитать», который как раз и решает эту задачу. Вместо «Последние цены» нужно выбрать «Средние цены». В этом случае система проанализирует не одну последнюю поставку, а все поступления товара за заданный период, рассчитает средневзвешенную цену закупки (с учетом количества) и уже к этой средней цене применит

Вопрос пользователя: «Мы за год купили один и тот же станок у разных поставщиков пять раз, и каждый раз по разной цене. Как рассчитать для него одну стабильную продажную цену, чтобы она отражала наши средние затраты, а не стоимость последней покупки?»

Суть проблемы
Если цена закупки волатильна, то использование для ценообразования только последней цены приводит к резким скачкам продажных цен, что может отпугнуть клиентов. Нужен более сглаженный, усредненный показатель, который отражает долгосрочные затраты на формирование товарного запаса и позволяет держать стабильную ценовую политику.

Что может 1С ERP?
Вид цены с способом
«Наценка на цену поступления» имеет ключевой параметр «Рассчитать», который как раз и решает эту задачу. Вместо «Последние цены» нужно выбрать «Средние цены». В этом случае система проанализирует не одну последнюю поставку, а все поступления товара за заданный период, рассчитает средневзвешенную цену закупки (с учетом количества) и уже к этой средней цене применит вашу наценку.

Суть подхода:

  1. Анализ истории: Система «оглядывается назад» на период, заданный в «Глубине анализа» (весь период, квартал, месяц).
  2. Расчет средневзвешенной стоимости: Она вычисляет не просто среднее арифметическое цен, а учитывает количество товара в каждой поставке. Формула: (Сумма (Цена i * Количество i)) / (Сумма Количества i).
  3. Применение наценки: Рассчитанная средняя закупочная цена умножается на (1 + %Наценки).
  4. Стабильность: Полученная продажная цена становится менее зависимой от единичных колебаний рынка закупок.

Преимущества подхода:

  • Стабилизация цен: Избавляет продажные цены от резких скачков.
  • Учет объема закупок: Более дорогая, но крупная поставка будет иметь больший вес в расчете, что логично.
  • Стратегическое ценообразование: Позволяет строить цены, ориентированные на среднюю рентабельность за период, а не на сиюминутную маржу.
  • Простота настройки: Вся логика меняется одним параметром в карточке вида цены.

Решение и рекомендации

  1. Для товаров с колеблющейся закупочной ценой создайте отдельный вид цены, например, «Цена (средняя закупка +20%)».
  2. Установите «Рассчитать: Средние цены» и определите «Глубину анализа». Для сезонных товаров это может быть «за год», для товаров с частыми изменениями — «за квартал».
  3. Используйте этот вид цены для формирования прайс-листов долгосрочного действия, публичных оферт, цен на сайте.
  4. Периодически пересматривайте настройку глубины анализа, чтобы средняя цена оставалась релевантной.

Итог простыми словами
Это как ведение «среднего чека» в кафе. Вы не устанавливаете цену на кофе исходя только из стоимости последней купленной партии зерен, которая могла взлететь. Вы смотрите, по какой цене вы закупали зерно последние полгода, берете среднюю цифру, добавляете свою наценку — и получаете стабильную, прогнозируемую цену для гостя. 1С делает это автоматически для сотен товаров.

Типичные сценарии использования:

  • Сценарий 1: Дистрибьютор электронных компонентов.
    Ситуация:
    Курс валюты и цены производителей меняются. Последняя партия микросхем куплена на 15% дороже предыдущей.
    Проблема: Если поднять цену продажи на 15%, можно потерять клиентов, которые привыкли к стабильности.
    Решение: В прайс-листе для постоянных клиентов используется цена, рассчитанная по виду «Средняя закупка за квартал + 25%». Новая дорогая поставка лишь немного поднимет среднюю.
    Результат: Цены для клиентов меняются плавно, отношения сохраняются.
  • Сценарий 2: Сеть розничных магазинов продуктов.
    Ситуация:
    Закупочная цена на сахар резко меняется в течение года.
    Проблема: Частая смена ценников раздражает покупателей.
    Решение: Розничная цена на сахар в течение квартала рассчитывается как средняя закупочная цена за предыдущий квартал плюс фиксированная наценка.
    Результат: Цена в магазине остается стабильной в течение квартала, формируя у покупателей доверие.