Новогодний подарок клиенту — это не расходы, а инвестиция в позицию «важных контактов» клиента. И как любая инвестиция дарение требует стратегии, а не спонтанной идеи «давайте отправим всем календарики».
Артем Елисов, директор маркетингового агентства Комплето, поделился системным подходом к подаркам, основанном на логике, этике и реальной практике.
Зачем дарить B2B-клиентам подарки на Новый год
Комплето работает в B2B с 2007 года. За это время мы отправляли и получали сотни презентов, поэтому знаем, что подарок ради галочки в отчете — выбрасывание денег на ветер. Цель дарения должна быть измеримой и стратегической:
1. Повышение лояльности и NPS. Клиент, получивший персональный подарок, подсознательно повышает вашу оценку. При этом важно понимать, что это не взятка, а жест внимания.
📁 Укрепить лояльность можно и с помощью email-маркетинга. В этом вам помогут 13 схем email-рассылок, которыми мы пользуемся в Комплето.
2. Увеличение LTV (пожизненной ценности клиента). Даря подарок действующему клиенту, вы снижаете риск его ухода в новом году: так он чувствует себя частью вашей экосистемы.
3. Стимуляция повторных продаж. Грамотный презент может «прогреть» клиента на новую сделку.
4. Усиление личных связей. B2B-сделка — это продажа продукта или услуги компании другой компании, но решения все же принимают люди. Поэтому подарком вы укрепляете связь не между юрлицами, а между условными Артемом и Алексеем.
5. Напоминание о себе потенциальным клиентам для тех, с кем вы вели переговоры, но не заключили сделку. Это тонкий способ сказать: «мы помним о вас и по-прежнему заинтересованы в сотрудничестве».
Главные принципы выбора подарка для клиента
Персонализация против массовости
«Дорогой клиент» — это уже своего рода оскорбление.
Мы в Комплето, прежде, чем выбирать подарок, всегда смотрим в CRM: как зовут человека, чем он увлекается, о чем с ним говорили на последней встрече.
Также важно понимать, что презент для генерального директора tech-стартапа и коммерческого директора промышленного гиганта должны быть разными. При этом упаковка и открытка с рукописным текстом — мастхэв
Брендинг подарка должен быть тонким
Логотип вашей компании должен быть ненавязчивым. Его можно разместить на упаковке или полезном аксессуаре — например, на стильном деревянном пенале для ручек.
Не рекомендуем дарить то, что напрямую связано с вашим производством — это безвкусно и эгоцентрично
Этичность превыше всего
Во многих крупных компаниях, особенно с госучастием или международных, есть строгий этический кодекс: подарок дороже 3000–5000 рублей может поставить получателя в неловкое положение, поскольку его могут заставить сдать презент или отказаться от него.
Поэтому подарок должен быть таким, чтобы его можно было открыто поставить на стол в офисе.
Алкоголь в современном корпоративном мире — рискованный вариант. Советуем от него отказаться
Инклюзивность
Если вы работаете с несколькими контактами в компании, дарить подарок только гендиру — грубая ошибка, поскольку это демотивирует его команду.
Дарите всем ключевым контактам либо:
- менее дорогие, но равноценные подарки;
- один «общий опыт» для отдела — например, сертификат на доставку бизнес-ланча для всей команды.
Идеи подарков для B2B-клиентов
Условно презенты можно разделить на несколько категории:
1. Стандартные (низкий риск, средний эффект).
Это могут быть качественные ручки, премиальные блокноты, стильные настольные наборы, экологичные шопперы, дизайнерские настенные календари.
Плюсы: универсально, этично, всегда пригодится.
Минусы: клиенты могут забыть отправителя, если презент выполнен без персонализации.
2. Вкусные (средний риск, высокий эффект).
Например, корзины с премиальными продуктами: сыры, фермерские колбасы, редкие сорта чая/кофе, сладости от локальных кондитеров.
Мой фаворит — экзотический цветочный или фруктовый чай, который «раскрывается» при заварке. Это зрелищно, связано с ритуалом и запоминается
Плюсы: деликатный подарок, создает ощущение праздника.
Минусы: нужно точно знать адрес и график работы клиента. Презент может испортиться, если человек в отпуске или на удаленке.
Важное замечание: избегайте аллергенов.
3. Подарки-впечатления (высокий риск, максимальный эффект).
Сертификат на мастер-класс, карта в книжный магазин, подписка на аудиокниги, билеты в театр или на концерт.
Плюсы: запоминается надолго и говорит о том, что вы относитесь к клиенту как к личности со своими увлечениями, а не только как к рабочему контакту.
Минусы: требует глубокого знания интересов человека, а также нужно учитывать, что выбранное мероприятие может не вписаться в его график.
4. Цифровые (низкий риск, вариативный эффект).
Подписка на профессиональный сервис, электронная книга, сертификаты, донат в благотворительный фонд от имени клиента.
Плюсы: не зависит от локации, экологичный презент, который легко отправить.
Минусы: может быть воспринят как бездушный.
Лично я скептически отношусь к обезличенным сертификатам в массовые магазины. Это говорит лишь о том, что вы не потрудились узнать человека
Что ждут клиенты в новогодних рассылках, рассказали в материале:
📫 Волшебство в почтовом ящике: секреты успешных email-рассылок
Какие подарки дарить клиентам: физические или цифровые
Однозначного ответа нет. Физический подарок создает тактильное воспоминание, он «живет» на столе клиента, постоянно напоминая о вас. Цифровой презент — это про удобство и современность.
Мы придерживаемся правила: основным клиентам дарим качественный физический подарок, а цифровой, например, подписку, в качестве приятного бонуса.
Типичные ошибки, которые убивают всю магию подарка
- Одинаковые подарки всем. Массовость видна невооруженным глазом и вызывает отторжение у клиентов.
- Экономия на доставке. Подарок, пришедший в помятой коробке курьером «до подъезда», теряет 80% ценности.
- Отсутствие персонального послания. Простая подпись на открытке «от компании N» не вызовет эмоций. Напишите хотя бы два предложения, в котором вспомните ваш общий проект.
- Дарение «себя». Не отправляйте то, что сами же и продаете. В ином случае вы показываете не свою экспертизу, а отсутствие фантазии и уважения к клиенту.
Новогодний подарок клиенту — ваш финальный аккорд года
Правильный новогодний подарок в B2B — это стратегическое касание. Он должен транслировать простой месседж: «Мы ценим вас как партнера. Помним все детали. С нами приятно и человечно работать».
Таким образом вы не покупаете лояльность, а «взращиваете» ее.
Кило мандаринов и календарик не произведут желаемого эффекта, а продуманный, этичный и персональный подарок — сможет
Больше статей на темы бизнеса и digital публикуем в Telegram-канале, сообществе Вконтакте и блоге Комплето.
P.S. Читайте также:
Почему в кризис B2B-компаниям важно не сокращать бюджет на маркетинг, а тестировать новые гипотезы
Волшебство в почтовом ящике: секреты успешных email-рассылок
Digital-новости: тренды 2026 года, животные-инфлюенсеры и влияние нейроответов на продвижение сайтов