Найти в Дзене
Мотор на Колесах

Эпитафия народному авто: почему в салонах LADA царит гробовая тишина, пока китайцы снимают сливки. Откровения менеджера

Декабрь 2025 года. Чтобы по-настоящему прочувствовать пульс российской экономики и потребительских настроений, достаточно одного дня в крупном автомобильном кластере. С одной стороны дороги — праздник жизни: яркие огни дилерских центров Haval, Chery, Geely. Шум, суета, забитые парковки и менеджеры, не успевающие оформлять кредиты. Здесь кипит торговля. А напротив — здание с вывеской LADA. Здесь время остановилось. Звенящая, почти пугающая тишина, как в заброшенном музее. Зайдя внутрь, я обнаружил этот контраст во всей его мрачной красе: посреди огромного зала, рассчитанного на десятки машин, одиноко стояли три скучающие "Весты" и одна осиротевшая "Гранта". Посетителей — ноль. Единственным "хранителем" этого безмолвия был менеджер Андрей (имя изменено). С видом человека, давно потерявшего веру, он сидел, уткнувшись в телефон. Наш разговор завязался не сразу, но когда он убедился, что я не надзорный орган и не "тайный покупатель", его прорвало. То, что он рассказал, звучит как приговор
Оглавление

Декабрь 2025 года. Чтобы по-настоящему прочувствовать пульс российской экономики и потребительских настроений, достаточно одного дня в крупном автомобильном кластере. С одной стороны дороги — праздник жизни: яркие огни дилерских центров Haval, Chery, Geely. Шум, суета, забитые парковки и менеджеры, не успевающие оформлять кредиты. Здесь кипит торговля.

А напротив — здание с вывеской LADA. Здесь время остановилось. Звенящая, почти пугающая тишина, как в заброшенном музее. Зайдя внутрь, я обнаружил этот контраст во всей его мрачной красе: посреди огромного зала, рассчитанного на десятки машин, одиноко стояли три скучающие "Весты" и одна осиротевшая "Гранта". Посетителей — ноль.

Единственным "хранителем" этого безмолвия был менеджер Андрей (имя изменено). С видом человека, давно потерявшего веру, он сидел, уткнувшись в телефон. Наш разговор завязался не сразу, но когда он убедился, что я не надзорный орган и не "тайный покупатель", его прорвало. То, что он рассказал, звучит как приговор нынешней ценовой политике «АвтоВАЗа».

«Мы превратились в сторожей этого шоурума»

— Я тут седьмой год. Помню времена, когда за «Вестами» дрались, — начал Андрей, когда мы вышли на перекур. — Мы выдавали по пять-шесть машин в день. Тогда «Веста» стоила 700–800 тысяч, и это было лучшее, что можно купить за эти деньги. Мы чувствовали себя на коне. А сейчас? Сейчас мы просто сторожа. Люди заходят, смотрят на ценник, крутят пальцем у виска — и уходят.

По его словам, трафик рухнул в разы. Если раньше за выходные через салон проходило 30–40 заинтересованных лиц, то теперь, по самым оптимистичным подсчетам, — от силы пять. И большинство из них приходят не покупать, а просто убедиться, что цифры в интернете — не фейк.

-2

Абсурдный ценник: «Веста» против «Джолиона»

Андрей подвел меня к флагманской Lada Vesta SW Cross в максимальной комплектации Techno.
— Посмотри на неё. Красивая, да? А теперь посмотри на прайс:
два миллиона четыреста тысяч рублей. И это без подарков! Что человек получает? Двигатель 1.8, который любит подъедать масло, вариатор, и планшет, который в минус пятнадцать начинает жить своей жизнью.

— А теперь, — продолжил он, махнув рукой в сторону улицы, — пройди сто метров к Haval. За те же деньги, а с учетом их безумных скидок даже дешевле, человек уедет на Jolion или M6.

В этом вся трагедия: «АвтоВАЗ» поднял ценник до уровня китайских кроссоверов, но забыл подтянуть до этого уровня качество и оснащение.

— Покупатель давно научился считать. Он садится в «Весту» за 2.4 миллиона и видит жёсткий пластик, чувствует химический запах, замечает огрехи сборки. А потом он идёт к «китайцам». Там за 2.2–2.3 миллиона ему предлагают панорамную крышу, климат-контроль, мягкую переднюю панель, камеры 360° и нормальный, проверенный автомат. У нас он чувствует себя так, словно его пытаются «развести» на чувстве патриотизма.

«Китайцы душат скидками, а завод — жадностью»

Самое убийственное, по мнению Андрея, — это разница в политике. В конце года китайские бренды получили карт-бланш на скидки. Чтобы выполнить планы и сбросить остатки, они легко «двигают» цену на 300, 500, а иногда и на 800 тысяч рублей при оформлении кредита и трейд-ина.

— Ко мне приходит клиент, мы считаем «Весту» в кредит. Ставка по кредиту — космическая, а прямые скидки завод запрещает давать. Какая-то там госпрограмма есть, но она не покрывает переплату. В итоге ежемесячный платёж за «Весту» выходит 40–50 тысяч. Клиент бледнеет и уходит. Час спустя я вижу, как он выезжает из соседнего салона на Geely Emgrand или Changan Alsvin. Там ему дали реальную скидку, подарили КАСКО, резину. Китайцы просто смеются. Они видят, что «АвтоВАЗ» сам сдал рынок без единого выстрела.

Усталость металла и людей

К ценовой проблеме добавляется и качество.
— Вы не представляете, как стыдно выдавать новую машину за два миллиона, у которой на выдаче зависает мультимедиа или не закрывается дверь. Мы тут на предпродажной подготовке чудеса творим, чтобы это хоть как-то ехало. А люди всё читают: форумы полны сообщений о проблемах с электроникой, о "лотерее" с вариаторами. Зачем им рисковать миллионами, если есть тот же Haval, который уже доказал свою надёжность?

Многие коллеги Андрея уже ушли работать к китайцам. Там есть продажи, есть жизнь, есть возможность заработать. В LADA остались самые стойкие или те, кому просто некуда податься.

-3

Вердикт: Тупик без шансов

— Я не знаю, на что там наверху надеется руководство, — с горечью подытожил Андрей. — Они, видимо, живут в параллельной вселенной, где LADA — это премиум-сегмент. Они говорят о «титаническом труде» и «обоснованных ценах», но рынок не обманешь. Мы потеряли наше главное оружие — доступность. LADA прощали всё, когда она стоила в полтора-два раза дешевле импортных аналогов. Но когда «Гранта» стоит 1.2 миллиона, а «Веста» — 2.5... Извините, но дураков нет.

Я покидал этот кластер с чувством глубокой досады. Досады за то, что наш автопром, который мог бы стать опорой, превратился в откровенный инструмент выкачивания денег. Выбора у потребителя, по сути, не осталось: переплатить за китайца или переплатить за «Ладу», которая этих денег объективно не стоит.

Напротив, в салоне Haval, играла громкая музыка, и менеджер с улыбкой вручал ключи счастливой семье. За моей спиной, в царстве LADA, Андрей тушил сигарету и возвращался в пустой, мрачный зал. Тишина в салонах LADA — это не просто отсутствие покупателей. Это минута молчания по народному автомобилю. Он ушёл в историю.

Энергия изобилия. Как привлечь удачу и деньги — Томас Бенсон | Литрес
Уверенность изнутри. Путь к здоровой самооценке — Стивен Грифф | Литрес
Психология необычных привычек. Поведение, которое изменит жизнь — Стивен Грифф | Литрес