Найти в Дзене
Кино под углом

Восприятие комедий на примере «Укрощения строптивого»

Прекрасный фильм, на самом деле! Мне тут приводили в качестве примера юмора, старую итальянскую комедию, «Укрощение строптивого», с Адриано Челентано и Орнеллой Мути в главных ролях. Мол, я, как герой Челентано, не понимаю юмора, когда человек падает, и ему больно. На самом деле, «комическое падение» - это настоящее искусство. Упасть так, чтобы не поломаться, и, чтобы зрителям было смешно – это очень сложно. К тому же, есть ещё один нюанс – падение, вырванное из контекста, может и не быть смешным. И тот момент, когда они смотрят «нарезку» с падениями, Лиза хохочет, а Илья (ну всё же, он Илья) не понимает, что тут вообще происходит, понять можно. Ну падают люди – это может быть просто непонятно. А вот, если бы он посмотрел фильм полностью… Но, на самом деле, суть не в этом. Суть в том, что это – на самом деле классный фильм, который можно пересматривать не раз. И я попробую рассказать и о нём, и о своих впечатлениях от просмотра. Ну и попробую пару вопросов задать. Помните, как ему сказ
Прекрасный фильм, на самом деле!
Прекрасный фильм, на самом деле!

Мне тут приводили в качестве примера юмора, старую итальянскую комедию, «Укрощение строптивого», с Адриано Челентано и Орнеллой Мути в главных ролях. Мол, я, как герой Челентано, не понимаю юмора, когда человек падает, и ему больно. На самом деле, «комическое падение» - это настоящее искусство. Упасть так, чтобы не поломаться, и, чтобы зрителям было смешно – это очень сложно. К тому же, есть ещё один нюанс – падение, вырванное из контекста, может и не быть смешным. И тот момент, когда они смотрят «нарезку» с падениями, Лиза хохочет, а Илья (ну всё же, он Илья) не понимает, что тут вообще происходит, понять можно. Ну падают люди – это может быть просто непонятно. А вот, если бы он посмотрел фильм полностью… Но, на самом деле, суть не в этом. Суть в том, что это – на самом деле классный фильм, который можно пересматривать не раз. И я попробую рассказать и о нём, и о своих впечатлениях от просмотра. Ну и попробую пару вопросов задать.

Итак, в итальянской «глубинке», живёт фермер Илья. Ну, вроде, конечно, пишется, как «Элия», или «Илия», но, если по-нашему, по-русски – то он, конечно же, Илья. И вот, значит, живёт он, фермерствует, никого особо не трогает. Просто знакомые утверждают, что у него ужасный и нелюдимый характер. И в самом деле – мужику уже сорок, но он… не женат! Ну, страшное же дело! Кстати говоря, чтобы представить себе этого Илью, мне даже не надо далеко ходить – достаточно посмотреть в зеркало. Я несколько старше, мне 46, и я тоже никогда не был женат. Так что, лично я его отлично понимаю. Другое дело, я всё же, более контактный, хотя тоже веду замкнутый и уединённый образ жизни. В общем, это мне понятно. Его претензии к товарищам в кафе (ну, или баре, в самом начале фильма), понять, с одной стороны, можно – потому что он считает, что он более свободен, чем эти товарищи – в самом деле, они живут так, как указывают им жёны, а он, вроде как «сам себе хозяин». С другой стороны, я могу предположить, что у него работы как бы даже не больше, чем у них – потому что дела фермы занимают у него вообще всё время. Хотя – видно, что Илья начитан, увлекается астрономией, и вообще – неглупый человек… Да, нелюдимый, да, со сложным и тяжёлым характером, но – неглупый и, вполне себе может быть, интересный. А уж как он с воронами пообщался – это просто шикарно было!

Она стояла под дождём, такая красивая и беззащитная...
Она стояла под дождём, такая красивая и беззащитная...

Ну, а потом, во время проливного дождя, в его жизнь и дом ворвалась Лиза… И вот, с этого всё и начинается… Как я уже писал, Илья ведёт скромный и нелюдимый образ жизни. Живёт он с экономкой, которая помогает ему по дому, готовит и всё такое. Повторюсь – почти всё время Илья занимает ферма, так что на домашние дело у него просто не остаётся времени. Экономка очень хочет его женить – и время от времени «подгоняет» ему девушек, которые, по идее, должны ему понравиться. Но толку от этого… нет. Всех он распугивал разными «интересными способами». Последней показал клыки, как у вампира… И вот, во время проливного дождя, в доме раздался звонок. Илья пошёл открывать дверь. На пороге стояла красивая молодая женщина. Синьорина Лиза. И она буквально ворвалась в дом Ильи – её машина заглохла неподалёку, она вся промокла, и ей нужно было где-то «перекантоваться», чтобы переждать дождь, ну и вызвать помощь. Проблема была только в том, что Илья не был настроен, чтобы впускать в свой дом и свою жизнь кого-то ещё, тем более – женщину…

Илья и Лиза...
Илья и Лиза...

Почему я так подробно пересказываю начало этой истории? Ну, просто, чтобы те, кто фильм не смотрел, поняли, как это вообще получилось. Смотрите – если в гости к нормальному человеку приходит красивая женщина, как правило, он этому рад. Знаете, я был очень рад, когда ко мне, после, казалось бы, неизбежного прощания, пришла в гости одна моя хорошая знакомая. Кстати да, вечером, когда я стоял на кухне и чистил картошку. Я был до такой степени рад, что даже на какое-то время дара речи лишился. И, если бы не моё отношение к женщинам, всё могло бы пойти совершенно не так… А я просто положил её на свою кровать, а сам спал на диване… Так вот, Илья же пошёл ещё дальше. Он до такой степени не хотел никого пускать в свою жизнь, что намеренно начал грубить этой самой Лизе. Но, вот тут-то и начинается самое интересное…

Кадр другой, но что-то подсказывает мне, что Витторио Лизу любил...
Кадр другой, но что-то подсказывает мне, что Витторио Лизу любил...

Если смотреть фильм дальше, то оказывается, что Лиза ехала на какую-то вечеринку. Ей там ждали. Ждал, в том числе и мужчина, с которым она, вроде как встречалась. И, что-то подсказывает мне (это сарказм, если что!), что дело не ограничивалось просто «посиделками при Луне и чтением стихов» - видно, что Лиза эта самая – дама такая… серьёзная в своих намерениях. Более того, тот Витторио, с которым она встречалась, даже сам хотел за ней приехать, по его словам, ему тут ехать было полчаса, максимум. И вот сразу вопрос – почему же она отказалась от всего этого и решила заночевать у Ильи? Как мне кажется, это и есть самое интересное в этом фильме…

Скажу сразу, что слова о том, что «девушкам нравятся плохие парни» - это не сюда. Начать с того, что Илья, кто угодно, но только не «плохой парень». Он как – хороший и добрый человек. Он любит животных, он заботится о людях, которые с ним работают – что видно по его разговору с бухгалтером, когда тот предложил ему купить «соковыжималку». Илья – хороший и добрый человек. Просто у него на самом деле, сложный характер. По себе знаю. Скорее всего, у Лизы были иные причины. Например, можно предположить, что тот же Витторио мог, по какой-то причине, показаться Лизе скучным? Ну, я не знаю, по какой ещё причине, такая женщина, как Лиза, могла заинтересоваться таким человеком, как Илья. Я ничего не могу сказать о внешности Ильи – ну, он, на мой взгляд, заурядной внешности. Да, он в отличной физической форме, что делает ему честь, но Лиза этого видеть на тот момент не могла. Может, дело в харизме и каком-то «животном магнетизме»? Потому что эти качества у Ильи, совершенно точно были – да и сам Челентано, если я всё правильно понимаю, ими не обделён. В общем, Лизе он стал интересен, и она начала «разыгрывать свою партию». И вот именно это и делает комедию «Укрощение строптивого», столь интересной и смешной. И да, мы видим, что Лиза Илье, в общем-то, нравится. По крайней мере, сеанс художественной рубки дров, что нам показали, был просто великолепен. Но, проблема в том, что это парню лет двадцати сменить распорядок дня, или режим жизни – легко. А вот человеку, с уже сформировавшейся личностью, лет так в сорок, это сделать уже не так просто. Подстраиваться под кого-то, когда ты привык жить определённым образом – это не так-то просто, порой даже больно. Так что, и Илью тоже можно понять. Собственно, в этом-то и состоит большая часть юмора этого фильма. Ну, а поскольку я отлично понимаю чувства Ильи – я фактически, смеюсь и над собой… Спасибо, кстати, всем тем, кто решил напомнить мне про эту комедию.