Найти в Дзене

Эльдар Рязанов о "Служебном романе"

На момент начала работы над фильмом, существовала телеверсия спектакля театра Маяковского, и сравнения с ним были неизбежны. Как вспоминал Эльдар Александрович Рязанов: Там эту картину надо было как-то решить изобразительно и режиссёрски. Потому что в основе лежала пьеса, шесть действующих лиц. Ну, кинематограф - это смена мест действий, много действующих лиц и так далее и так далее... Фильм был построен в неком предприятии, но внимание на его работе не заострялось. Со слов режиссера: Я стал думать, что такое учреждение? С самого начала мы остановились, что это будет как бы безликое учреждение. То что нас не интересует… У нас кинематограф всегда грешил, ну такого, подобного рода коллизию, погружали либо на судоверфь, где делают красивые корабли, либо на авиационный завод, где делают лайнеры серебристые, либо на железную дорогу, где пыхтят паровозы и шумят электровозы, для того, что бы усилить… Изобразительным материалом воздействовать на зрителя. То есть украсить это. Либо это сельс
Кадры со съемок «Служебного романа»
Кадры со съемок «Служебного романа»

На момент начала работы над фильмом, существовала телеверсия спектакля театра Маяковского, и сравнения с ним были неизбежны.

Как вспоминал Эльдар Александрович Рязанов:

Там эту картину надо было как-то решить изобразительно и режиссёрски. Потому что в основе лежала пьеса, шесть действующих лиц. Ну, кинематограф - это смена мест действий, много действующих лиц и так далее и так далее...

Фильм был построен в неком предприятии, но внимание на его работе не заострялось.

Со слов режиссера:

Я стал думать, что такое учреждение? С самого начала мы остановились, что это будет как бы безликое учреждение. То что нас не интересует…
У нас кинематограф всегда грешил, ну такого, подобного рода коллизию, погружали либо на судоверфь, где делают красивые корабли, либо на авиационный завод, где делают лайнеры серебристые, либо на железную дорогу, где пыхтят паровозы и шумят электровозы, для того, что бы усилить… Изобразительным материалом воздействовать на зрителя. То есть украсить это. Либо это сельское хозяйство: это поразительная природа, реки, крутые берега, какие-то церкви вдали, это то, что называется «хорошее замечательное украшательство».
Здесь мы нарочно сразу отказались, потому что нас не интересовали производственные процессы… Нам нужно было взять учреждение вообще, которое никого бы не интересовало. Там статистика, ясно: что-то считают. Что это - никому не интересно, и в первую очередь авторам, и во вторую очередь зрителям.
Это не мешало нам сосредоточить все свое внимание на личной линии, на той сюжетной интриге, которую мы сочинили, когда незаметный клерк начинает ухаживать за начальницей, для того, что бы получить место начальника отдела, но было важно сделать кино.

Кинопроб, в классическом понимании, к этому фильму не было. Режиссер на каждой роли видел только одного актера, даже несмотря на их собственные пожелания. Например, Басилашвили очень хотел сыграть роль Новосельцева.

Так Рязанов сам описывал те события:

Я делал кинопробы, кстати, по «Служебному роману», но там это не был конкурс, там ни на одну роль не пробовалось два или три артиста. <…> . Они [пробы] были разминкой роли по сути дела. Пробой грима, пробой костюма, поиска характера, как говорит человек, как себя ведет и так далее, и так далее… Это были, по сути, эскизы к будущей картине.