Вторая истина / La seconde vérité. Франция-Италия, 1965. Режиссер Кристиан-Жак. Сценаристы: Поль Андреота, Кристиан-Жак, Жак Сигур (по роману Жана Лаборда "Полноправный мужчина"). Актеры: Мишель Мерсье, Робер Оссейн, Паскаль де Буассон, Малка Рибовска и др. Прокат в СССР – с марта 1975. 27,4 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат во Франции: 1,2 млн. зрителей.
Режиссер Кристиан-Жак (1904-1994) был одним из любимцев советского кинопроката, так как целая гроздь его фильмов («Фанфан-тюльпан», «Бабетта идет на войну», «Закон есть закон», «Черный тюльпан», «Вторая истина» и др.) в разные годы с успехом шли на экранах от Москвы до самых до окраин.
В детективной драме Кристиана-Жака «Вторая истина» была сделана ставка на дуэт известных актеров - Мишель Мерсье и Робера Оссейна (1927-2020) – которых судьба, как известно свела в пятисерийной костюмно-исторической истории о красавице Анжелике и ее муже Жофрее де Пейраке…
Опередить в советском кинопрокате «Анжелику» Бернара Бордери «Вторая истина» не смогла, хотя и собрала в кинозалах солидные 27,4 млн. зрителей.
По-видимому, сюжет об адвокате (Робер Оссейн), влюбившемся в студентку (Мишель Мерсье), привлек внимание публики, тем паче, что к этой любовной связи примешивалась не только ревность, но и убийство…
В год выхода «Второй истины» в советский кинопрокат кинокритик, сценарист и драматург Василий Сухаревич (1931-2014) напомнил читателям «Спутника кинозрителя», что «десятки фильмов рассказывают об ошибках буржуазной Фемиды, о том, как истина попиралась или не могла быть доказана из-за рокового стечения обстоятельств. Французский фильм «Вторая истина» рассказывает как раз о таком стечении обстоятельств. … Авторы фильма исследуют не столько детективную сторону события, сколько морально-психологическую, как бы желая доказать, что никакая строжайшая юридическая логика не в силах предусмотреть и объяснить всей сложности человеческих отношений. … Так детективный сюжет позволил рассказать историю несчастливой любви, раскрыть несколько интересных характеров» (Сухаревич, 1975).
Однако киновед Александр Брагинский (1920-2016) считал, что этот «превосходно, даже изысканно снятый оператором Пьером Пети фильм несколько «холодит» Мишель Мерсье. Она особенно проигрывает здесь рядом с эффектным и умным актером Робером Оссейном в роли Монто. Пытаясь в образе Натали как-то представить современную молодежь, режиссер демонстрирует лишь ее увлечение танцами (в ночном клубе, где пластинки ставит Натали и где произойдет ее знакомство с Монто), что явно недостаточно. Образ Натали, конечно, традиционен для такого рода сюжетов. Это — олицетворение красоты, молодости, любви и жертвенности. Ее выстрел в Оливье — проявление импульсивности, а не сознательное преступление, в котором у нее потом нет сил сознаться, тем более что Ваден убеждает ее (зная обо всем с самого начала), что ей не избежать каторги, тогда как Монто «выпутается». Натали — женщина-предмет, катализатор страстей и чувств разных людей.
Киновед Александр Федоров
Морской кот / Pisica de mare. Румыния, 1963. Режиссер Георге Турку. Сценаристы: Петре Лискалов, Владимир Попеску. Актеры: Юрие Дарие, Тома Димитриу и др. В СССР – с 4 января 1965. 27,3 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в Румынии: 2,2 млн. зрителей.
Режиссер Георге Турку (1928-1992) поставил около десятка фильмов разных жанров, некоторые из них, включая «Морского кота», шли в на экранах СССР.
Шпионы в «Морском коте» охотятся за стратегическим сырьем, а румынские контрразведчики за шпионами. Кто кого? Ответ, думаю, не нуждается в расшифровке…
Румынские фильмы про бандитов и шпионов нередко собирали в советском кинопрокате аудиторию, насчитывающую десятки миллионов.
Вот и основательно подзабытый сейчас шпионский детектив «Морской кот» сумел привлечь в 1965 году свыше двадцати семи миллионов зрителей.
Кое-что из зрителей XXI века помнит этот фильм и сегодня:
«Для моего давнишнего детского восприятия середины 60-х годов этот детективный фильм произвел огромное впечатление. Помню, как Кота вывели на чистую воду - отловили. Хотелось бы еще раз посмотреть этот фильм, вспомнить, сравнить "вчерашние" впечатления со свежими» (И. Сорокин).
«Очень хороший детектив. Со временем не устарел. Румынская контрразведка ловко ловит не менее ловких и изобретательных шпионов. Нравиться пересматривать, Фильм со своим особым румынским колоритом» (Алекс).
Киновед Александр Федоров
Окно спальни / Bedroom window. США, 1986. Режиссёр и сценарист Кертис Хенсон. Актеры: Стив Гуттенберг, Элизабет Макговерн, Изабель Юппер, Карл Ламбли, Пол Шенар, Уоллес Шоун и др. B CССР – с 29 августа 1988. 27,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссёр Кертис Хенсон (1945-2016) начал свою голливудскую карьеру еще в конце 1960-х. За сорок с лишним лет работы в кино он поставил около двух десятков фильмов разных жанров, многие из которых остались в истории кинематографа («Окно спальни», «Рука, качающая колыбель», «Дикая река», «Секреты Лос-Анджелеса», «8 миля» и др.).
…Некий маньяк убивает женщин. Кто он? Ответ на этот вопрос (конечно, далеко не сразу) и дает триллер «Окно спальни», снятый явно под влиянием хичкоковских фильмов… Картина, на мой взгляд, получилась стильной, с запоминающимися актерскими работами Стива Гуттенберга, Элизабет Макговерн, Изабель Юппер…
В год выхода «Окна спальни» в советский кинопрокат Юлия Иванова отметила «мастерство, с которым режиссер на протяжении всей картины делает зрителя соучастником действия, заставляет его сопереживать, удивляться, радоваться… Да-да, радоваться. Это ощущение, пожалуй, заметно превалирует здесь над другими. Самые напряженные моменты режиссер не забывает разрядить шуткой, и финал зритель встречает с улыбкой» (Иванова, 1989: 29).
Мнения сегодняшних зрителей об «Окне спальни» нередко расходятся:
«А ведь отличный триллер «Окно спальни»! Грамотно продуман сюжет, грамотно нарастает интрига, грамотно снято, оттого и смотрится на одном дыхании. … Завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка – в ленте есть всё. И свою задачу – увлечь зрителя и заставить его поволноваться – она выполняет на твердую «пятерку» (М. Петрова).
«Друзья, это чисто «америкосовский фильм», где вроде бы все ясно, но обязательно пара случайностей не дает сразу определиться и всё раскрыть. В результате цепь трагедий и несуразностей (маньяк, конечно, неуловимый и самый умненький Буратино в своем соку), а правосудие-возмездие наступает лишь в результате череды правонарушений главного героя, который вынужден взять в свои руки ход событий. … это такая вот американская установка – только герой-одиночка способен на поступок» (Юрий).
Киновед Александр Федоров