Кто есть кто? / Полицейский или бандит / Flic ou voyou. Франция, 1978. Режиссер Жорж Лотнер. Сценаристы Жан Эрман, Мишель Одиар (по мотивам романа Мишеля Гризолья «Инспектор моря»). Актеры: Жан-Поль Бельмондо, Жорж Жере, Жан-Франсуа Бальме, Клод Броссе, Мишель Бон, Катрин Лашан, Венантино Венантини, Шарль Жерар, Мишель Галабрю, Мари Лафоре и др. Прокат в СССР – с 16 января 1981. 38,9 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат во Франции: 4,0 млн. зрителей.
Один из самых кассовых французских режиссеров Жорж Лотнер (1926-2013) с удовольствием снимал ленты про полицейских и бандитов. На этой почве он и нашел общий язык с Жан-Полем Бельмондо. Приходится только удивляться тому, что эта встреча произошла так поздно – в 1978 году. Ведь Бельмондо еще с начала 1960-х чувствовал себя в комедийно-пародийной стихии как рыба в воде.
Так или иначе, пародийность «Полицейского или бандита» («Кто есть кто»), основанная на штампах детектива и полицейского триллера вынесла на гребень успеха фигуру своего рода французского агента 007 – комиссара Боровица.
Герой Бельмондо, временами выдающий себя за итальянского мафиози, фланировал по Ницце в ослепительно-белом костюме и с не менее ослепительной улыбкой. Под пульсирующие ритмы электронной музыки вспыхивали стоп-кадры с применением вариоэкрана и рапида. Начинался феерический канкан лихих трюков и погонь...
Движения Боровица ленивы и небрежны. С лица не сходит чуть усталая усмешка. С недругами он разделывается весьма своеобразно. С одного снимает штаны. Другого вовсе раздевает догола. Третьему делает смертельную "парную" в термошкафу...
Если борьба с преступностью законными средствами невозможна, герой Бельмондо идет напролом. Благо револьверно-спортивных способностей у него хватает...
Упругий ритм этой ленты, короткий, "клиповый" монтаж, "хитовая" музыка, яркие краски, ошеломляющие трюки безотказно приковывали публику разных стран. Детища тандема Лотнер-Бельмондо в течение нескольких месяцев занимали верхние строчки в списках бестселлеров французского и европейского проката.
Вот что писал о фильме «Кто есть кто» знаток французского кино, киновед Александр Брагинский (1920-2016):«Всё что происходит в фильме, словно нарочно, лишено мотивировок. … Но Бельмондо при этом наилучшим образом укреплял в глазах своих поклонников миф о непобедимом герое. Создатели фильма первым делом стремились развлечь их. … Поскольку уж известно, что герои Бельмондо в воде не тонут и в огне не горят, зритель охотно включается в предложенную игру, пытаясь догадаться, как Стан Боровиц расправится с бандитами. Как выручит дочь, состоится ли его роман…» (Брагинский, 1998: 140-141).
Однако кинокритик Мирон Черненко (1931-2004) считал, что фильм этот не так прост, и что Жорж Лотнер изысканно и небрежно использовал в своей ленте «черты классического «черного фильма» в его американском издании – недаром то и дело Бельмондо позволяет себе легкий намек и на это: то в костюме словно с рекламы «бурных сороковых», то в скользящей походке слегка сутулящегося человека, то в невозмутимости подчеркнуто мужественного лица, в память Хэмфри Богарта, поднявшего некогда этот развлекательный жанр на уровень наиреалистичнейшей правды об «американском образе жизни» (Черненко, 1981: 18).
Мнения нынешних зрителей о фильме «Кто есть кто» часто противоположны.
«За»: «Лёгкая, непринуждённая криминальная комедия, Бельмондо блистателен (как всегда), Мишель Галабрю блистательно дополняет главного героя, Мари Лафоре смотрится томно в своей роли, что несомненное достоинство. Хорош антураж Ниццы, весьма злободневна тема, особенно для нашей выдающейся страны, обыграно всё блистательно не без искромётного французского юмора» (Дэйгтон).
«Фильм замечательный! Смотрится на одном дыхании. Даже титры в начале хочется пересматривать, благодаря великой музыке» (Санечка).
«Один из моих любимых фильмов с Жан-Полем Бельмондо! ... Кинокартину же следует смотреть исключительно ради самого актера, который сыграл главную роль, но ни в коем случае не рекомендуется искать в ней глубокий смысл. Артист так естественно выглядит в роли такого себе самца, которому позволительно все без исключения, что ему невозможно не верить. … И еще, несомненно, легкий, французский с удивительным шармом, присущим только французам. … Эту ленту надо смотреть легко и согласиться со всеми условностями, а если воспринимать это всерьез и предъявлять какие то требования, то весь этот шарм пропадет» (Днипро).
«Против»: «По прошествии времени этот фильм вообще никак не смотрится. Во всяком случае, нашим поколением. Я так вообще диву даюсь, как можно было снимать такую идиотскую халтуру» (Юрий).
Киновед Александр Федоров
Опасная погоня / Пересеки реку в гневе. Япония, 1976. Режиссер Дзюнья Сато. Сценарист Нисимура Дзюко. Актеры: Кэн Такакура, Ёсио Харада и др. В СССР – с 1977. 33,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Дзюнья Сато (1932-2019) – один из самых знаменитых японских режиссеров, многие десятилетия снимавший фильмы зрелищных жанров. «Опасная погоня» – остросюжетный детектив с элементами триллера был одним из фаворитов публики в советском кинопрокате второй половины 1970-х.
В год выхода «Опасной погони» в советский кинопрокат кинокритик Наталья Зеленко писала о ней вполне доброжелательно, отмечая, что «подобные погони в разных вариантах с удивительным постоянством возникают на экране. И с тем же постоянством пользуются неизменной зрительской любовью. Потому что детектив — а фильм «Опасная погоня» принадлежит именно к этому жанру — всегда имеет точный адрес и легко находит своих поклонников среди миллионной армии любителей кино. … Так и будет все на экране; облавы и выстрелы, поцелуи и тайные убежища, пока, наконец, ближе к финалу этой двухсерийной ленты, не станет ясно, что за всем этим — страшное преступление против человечности...» (Зеленко, 1977).
Кинокритик Евгений Нефёдов отмечает, что «некоторые сюжетные перипетии могут показаться не то чтобы недостаточно убедительными, а, скорее, введёнными из сугубо зрелищных соображений. Прокурору, отстранённому на время расследования от исполнения служебных обязанностей, придётся схлестнуться в горах с разъярённым медведем, спешно осваивать управление небольшим самолётом, пробиваться (в Токио!) сквозь полицейский кордон на лошади. Вот только лучше всего авторам удались моменты, в которых чувствуется следование традициям Альфреда Хичкока, тем более что исходная предпосылка (преследование заведомо невиновного человека) – вполне в духе маэстро саспенса» (Нефёдов, 2018).
Мнения зрителей XXI века об «Опасной погоне» неоднозначны:
«Опасная погоня», возможно, … современным потребителям голливудского мейнстрима картина может показаться старомодной и прозаичной. А в своё время её атрибуты били на советскую публику безотказно» (Борис).
«Трудно быть объективным по отношению к фильму, просмотр которого буквально потряс психику десятилетнего подростка, каковым я был осенью 1977 года. Время вымыло из памяти практически все детали фильма. … Но во мне навсегда осталось необъяснимое щемящее ощущение от прикосновения к неизвестной культуре, традициям и эстетике далёкой и таинственной страны на дальнем востоке. … Спустя почти 37 лет мне удалось пересмотреть «Опасную погоню». Конечно, детектив из 70-х годов прошлого века во многом анахроничен и наивен, а местами скатывается в буквальный примитивизм. Немногие спецэффекты вызывают улыбку и взывают к снисходительности. Однако, я поймал себя на том, что это кино мне по-прежнему нравится! И что самое удивительное, я ощутил практически те же эмоции, которые владели мною в далеком 1977 году! Магия фильма не исчезла. … «Опасную погоню» вполне можно считать предтечей такого известного боевика, как «Беглец» (с Харрисоном Фордом)» (И. Сапсан).
«В целом картина сделана по классическим канонам советских романтических детективов: отважные, честные герои и мерзкие злодеи, которые должны быть наказаны! Этим она собственно и подкупает. Тяжело спрогнозировать, как лента будет восприниматься современными зрителями. Но если вы любите ностальгировать на ретро-фильмах с классическим подходом, где «добро побеждает зло», то, возможно, стоит попробовать. Ведь восприятие, как известно, вещь индивидуальная» (Е. Колпаков).
Киновед Александр Федоров
Частный детектив / Наводчик / L'Alpagueur. Франция, 1975. Режиссер Филипп Лабро. Сценаристы Филипп Лабро, Жак Ланзманн. Актеры: Жан-Поль Бельмондо, Бруно Кремер, Жан Негрони, Патрик Фьерри и др. Прокат в СССР – с 28 августа 1978. 33,5 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат во Франции: 1,7 млн. зрителей.
Режиссер Филипп Лабро (1936-2025) поставил не так уж много фильмов, но многие зрители до сих пор вспоминают его крепкий триллер «Наводчик».
«Наводчик» – неплохой образец криминального триллера, шедший на наших экранах под камуфляжным названием «Частный детектив». Его мужественный герой (Ж.-П. Бельмондо) охотясь за убийцей, не склонен переживать по поводу применения незаконных методов борьбы с преступностью.
Роже – герой «Наводчика» – зарабатывает себе на хлеб, выдавая полиции нарушителей закона. Ради осуществления «голубой мечты» – покупки маленького островка среди теплого южного моря – он выслеживает странного убийцу-маньяка по кличке Ястреб. Оба они – Роже и Ястреб – заняты рискованным делом, требующим нервного напряжения, силы, ловкости, изощренного ума, безукоризненного владения оружием. И действуют похожими методами. Роже с обезоруживающей улыбкой раздевает наивных английских туристов, чтобы переодеться после побега из тюрьмы, до полусмерти избивает водителей грузовика, принявших его за бандита. Загадочный Ястреб (Бруно Кремер), убивая своих жертв, тоже улыбается, правда, гораздо печальнее и слабее. Но одному из них повезло меньше. Таковы правила игры...
Театровед и кинокритик Вера Шитова (1927-2002) отнеслась к «Частному детективу» вполне доброжелательно, сосредоточившись на игре Жана-Поля Бельмондо: «Не станем мешать пересказом всех довольно запутанных перипетий этого фильма, весьма занимательного для тех, кто любит детективный жанр. Скажем только, что следить за тем, как и здесь честно, увлеченно, храбро работает Бельмондо — профессионал наивысшей пробы, уважающий свое мастерство, не жалеющий себя на площадке, не знающий, что такое лень, усталость или капризы признанной кинозвезды, — одно удовольствие. Тем более, что здесь его герой успешно и изобретательно воюет со злом. Спасибо артисту и до новых с ним встреч, которым мы всегда рады» (Шитова, 1978).
Однако в советское время многие кинокритики ругали «Частный детектив» и другие остросюжетные фильмы с участием Жана-Поля Бельмондо за пропаганду насилия как способа решения проблем.
Вот что писал, к примеру, кинокритик Андрей Плахов: «Я охотно присоединяюсь к тем, кто любит увлекательные детективы, остроумные комедии, романтические мелодрамы, тем более, если в них занят артистичный Жан-Поль Бельмондо. Но не могу не сказать о том, что меня тревожит. Все чаще в фильмах такого рода мы встречаем культ мускулистого героя-«супермена», не обремененного ни совестью, ни способностью к состраданию. Если в «Великолепном» этот непривлекательный акцент был ослаблен с помощью лукавой иронии, а в «повторном браке» – за счет романтического пафоса, то уже в «Частном детективе» он проступил вполне. Вульгарность, любование грубой силой, а подчас и весьма изощренной жестокостью характеризуют и ряд других картин с участием Бельмондо – «Наследник», «Труп моего врага», «Профессионал». И вот последнее, что мы увидели в прокате, - «Игра в четыре руки», Из нее очевидно: если это и впрямь игра, то игра кровавая, а чем больше рук, тем больше крепких кулаков будет пущено в ход» (Плахов, 1983: 17).
Но к такого рода мнениям кинокритиков советские зрители не прислушивались и продолжали раскупать билеты на фильмы с Бельмондо.
Зрители XXI века, как правило, относятся к “Частному детективу» позитивно:
«Фильм замечательный! Талантливая игра актеров и очень красивая музыка! Настоящее атмосферное кино... Классика кинематографа» (О. Дербин).
«На мой взгляд, одна из лучших ролей Бельмондо. Но что касается советской прокатной версии, то если мне не изменяет память, … там был отрезан финал» (Алексей).
Киновед Александр Федоров