Найти в Дзене
киНоНостальгия

Бельмондо и интернационал кинозвезд грабят... НАТО. "Супермозг" (1969).

Киношники всегда любили фильмы про хитроумно задуманные и виртуозно исполненные супер-ограбления. Этот поджанр криминального кино даже получил собственное название - heist или caper film. 60-е привнесли новое поветрие: суровых гангстеров и потрёпанных жизнью рецидивистов из фильмов noir сменили стильные воры-джентльмены и элегантные леди-авантюристки в целом ряде высокобюджетных комедий, а придуманные киношные сюжеты потеснили реализм и правдоподобность. В 1960-м впервые увидели свет "11 друзей Оушена", в 63-м родилась оригинальная "Розовая пантера", в 68-м началась "Афера Томаса Крауна", и даже сугубо положительная принцесса Голливуда Одри Хепберн показала "Как украсть миллион" в 66-м. Тогда же, в 60-е ярко вспыхнула звезда одного из главных комедиографов французского кино - Жерара Ури. Его приключенческие комедии - "Разиня" (1964) и "Большая прогулка" (1966)- пользовались феноменальным успехом, продав около двенадцати и более семнадцати миллионов билетов только во Франции, сумасш

Киношники всегда любили фильмы про хитроумно задуманные и виртуозно исполненные супер-ограбления. Этот поджанр криминального кино даже получил собственное название - heist или caper film. 60-е привнесли новое поветрие: суровых гангстеров и потрёпанных жизнью рецидивистов из фильмов noir сменили стильные воры-джентльмены и элегантные леди-авантюристки в целом ряде высокобюджетных комедий, а придуманные киношные сюжеты потеснили реализм и правдоподобность.

В 1960-м впервые увидели свет "11 друзей Оушена", в 63-м родилась оригинальная "Розовая пантера", в 68-м началась "Афера Томаса Крауна", и даже сугубо положительная принцесса Голливуда Одри Хепберн показала "Как украсть миллион" в 66-м.

Тогда же, в 60-е ярко вспыхнула звезда одного из главных комедиографов французского кино - Жерара Ури. Его приключенческие комедии - "Разиня" (1964) и "Большая прогулка" (1966)- пользовались феноменальным успехом, продав около двенадцати и более семнадцати миллионов билетов только во Франции, сумасшедшие цифры для страны, где фильм считался успешным, преодолев миллионную планку. Рекорд "Прогулки" побил только "Титаник" Джеймса Кэмерона тридцать лет спустя.

После двух подряд невероятно успешных хитов режиссер мог делать буквально что угодно. Ури решил, что его следующим проектом станет международный блокбастер на актуальную тем супер-ограбления. Слово "международный" не случайно. "Разиня" и "Прогулка" принесли приличный доход от зарубежного проката, и новый фильм изначально задумывался с расчетом и на англоязычную аудиторию.

"Супермозг" (Le Сerveau/The Brain) сразу снимался на французском и английском, что усложнило и удорожило производственный процесс, но продюсерская компания не стесняла Ури в расходах, выделив колоссальную по тем временам сумму в двадцать четыре миллиона франков. Хочешь - устраивай пышный фейерверк в средневековом замке. Хочешь - вставляй в игровую ленту анимацию в духе ультра-модной Yellow Submarine. Хочешь - снимай хоть статую Свободы. Ури не стеснялся и бюджет освоил на славу.

Международный прокат диктовал выбор актеров на главные роли. Команда "звезд" должна были одновременно привлекать главную - французскую - аудиторию и в то же время притягивать знакомыми именами публику иностранную, особенно американскую, традиционно плохо знакомую с актерами-не американцами.

-3

Луи де Фюнеса из "Разини" и "Прогулки" в качестве актера с top billing - первой в титрах - позицией сменил Жан-Поль Бельмондо. Выбор Бельмондо очевиден - он и Делон были самыми яркими восходящими "звездами" европейского кино, и к тому же, в отличие от Делона, Бельмондо любил эксцентричные комедийные роли, фарсовую браваду и комические трюки.

-4

Знаменитый комик Бурвиль перешел в "Супермозг" прямиком из предыдущих суперхитов Ури. Если Бельмондо привнес в фильм энергию и обаяние молодости, то Бурвиль добавил нотки человечности и теплоты, свойственные его амплуа симпатичного простака из народа. К сожалению, эта роль стала одной из последних в его карьере. Через год Бурвиль умер от смертельной болезни в возрасте всего лишь пятидесяти трех лет.

-5

Англоязычную аудиторию должен был привлечь Дэвид Нивен, знаменитый англо-голливудский актер, экранное воплощение стопроцентного британского джентльмена. Начав сниматься еще в классике 30-х, Нивен стал обладателем "Оскара" и "Золотых глобусов", а в знаменитой "Розовой пантере" снимался в роли вора-джентльмена по прозвищу "Призрак". Можно ли придумать рекомендацию лучше?

-6

На международного зрителя рассчитан и выбор другой знаменитости - Илая Уоллака. Начав как театральный актер, Уоллак полюбился широкому зрителю (в том числе в СССР) благодаря роли предводителя банды в "Великолепной семерке". Мировая популярность Уоллака достигла пика после выхода легендарного шедевра Серджио Леоне "Хороший, Плохой, Злой" (1966), где Уоллак, по мнению многих, напрочь затмил Клинта Иствуда своим блистательным бандитом Туко. Эксцентричный сицилийский мафиози в авантюрной комедии - идеальный персонаж для Уоллака, мастера ярких, выразительных образов.

-7

Комедия 60-х без красивой женщины? Нонсенс. Разбавить мужскую компанию и добавить sex appeal призвана Сильвия Монти, привлекательная итальянка с идеальной фигурой и женским шармом. Карьера Монти была недолгой, она "ушла в отставку" в 1974-м, предпочтя личную и светскую жизнь. Роль сестры мафиози в "Супермозге" остается ее самой известной работой, что неудивительно - достаточно увидеть ее на экране в бикини.

Итак, мелкий уголовник Артур с помощью старшего товарища Анатоля сбегает из тюрьмы за четыре дня до освобождения. Очевидное безумие его поступка тем не менее имеет логическое объяснение. После выхода Франции из НАТО штаб-квартира организации перемещается в Брюссель. Спецпоезд перевозит четырнадцать мешков наличности астрономической суммы, и Артур подбивает Анатоля повторить "подвиг" неуловимого грабителя по прозвищу Супермозг, который совершил дерзкое "большое ограбление поезда" несколькими годами ранее (отсылка к реальному сенсационному преступлению 1963-го года).

-9

Чтобы разузнать детали отправки, Артур и Анатоль следят за полковником Мэтьюзом, ответственным за перевозку. Злоумышленники не знают, что Мэтьюз и есть таинственный Супермозг, который тоже планирует новое гениальное ограбление.

-10

Ситуацию усложняет наличие мафиози Сканнапьецо. Супермозг использует его для отмывания денег, однако хитроумный сицилиец решает вести свою игру. К тому же он испытывает "личную неприязнь" к "англичанишке". Сканнапьецо пообещал покойным родителям охранять красавицу-сестру от греха, а та томится без любви, и "западает" на представительного джентльмена Мэтьюза...

-11

Понятно, что за такой завязкой последует каскад приключений в духе "вор у вора дубинку украл", остроумные способы похитить деньги сначала у НАТО, а потом друг у друга, комические ситуации, шутки, погони и трюки.

Стиль Ури, как комедиографа, прост и эффективен: упор на динамичное действие с минимумом пауз и обилием гэгов в стилистике slapstick - физического юмора в духе немой комической. Ури не увлекается изящными диалогами и тонкой актерской игрой, его стихия - визуальные шутки и трюки, трюки, трюки.

Наиболее наглядно юмор Ури передает ударная сцена, в которой Артур похищает из квартиры Мэтьюза плана транспортации денег НАТО. Бельмондо карабкается по стене дома, проникает в жилище полковника, убегает от ручного ягуара Мэтьюза, спасаясь от хищника, разносит спальню и в конце концов разбивает огромный аквариум во всю стену. Ури снимает кадры с животным без киношных уловок - вот актер, вот ягуар, бросающийся на него, все по-честному, живая работа Бельмондо и опасного зверя. А момент, когда разлетается стекло аквариума и вода мощной волной заливает помещение, достоин "Титаника", снятого тридцатью годами позже.

Выбор актеров оказался безошибочным. "Звезды" чутко уловили подход режиссера и с энтузиазмом включились в фарсовую игру, понимая, что от них требуются яркие, гротескные краски, а не полутона и сдержанность.

Пара Бельмондо-Бурвиль сложилась в органичную команду заводного, гиперактивного Артура и флегматичного, вечно колеблющегося Анатоля.

Отлично смотрятся в ансамбле невозмутимый британец Нивен и взрывной холерик Уоллак.

А красавица Монти, вспоминая классику юмора, может вообще ничего не делать, "просто ходить" - и этого достаточно, чтобы украсить любой кадр.

"Супермозг" ждал большой успех. Самый кассовый французский фильм года у себя на родине уступил пальму первенства только еще одному шедевру Серджио Леоне - эпическому вестерну "Однажды на Диком Западе". На ленту Ури было продано более пяти с половиной миллионов билетов. Эта цифра намного ниже двух предыдущих проектов режиссера, но все равно фильм принес своим создателям огромную прибыль. Расчет на международный прокат оказался тоже верным, и касса с иностранных рынков не уступала рынку домашнему.

В карьере Бельмондо "Супермозг" остается самым кассово успешным проектом. Много лет спустя актер и режиссер снова встретились на съемочной площадке - и опять с огромным успехом. Приключенческая комедия "Ас из асов" стала вторым самым успешным проектом Бельмондо и самым кассовым французским фильмом в прокате 1982-го года, уступив чемпионское место только мировому блокбастеру Стивена Спилберга "Инопланетянин".

-19

Мы с "Супермозгом" - одногодки, а посмотрел я его только сейчас, когда нам обоим уже под шестьдесят. На мой взгляд лента Жерара Ури сохранилась гораздо лучше, чем я. Да, сегодня что-то может показаться наивным, что-то технически устарело. Но в целом я получил изрядное удовольствие. Первоклассный ансамбль кинозвезд, отличная музыка Жоржа Делерю, уверенная, без пижонства режиссура, дающая больше воли актерам, чем режиссерскому эго - все это не подверглось влиянию времени.

-20

Для того, чтобы получить удовольствие от того, как интернационал актеров - французы, британец, американец и итальянка - лишили НАТО многомиллионной наличности, не нужен супермозг. Наоборот, нужна готовность простодушно, не напрягаясь, посмеяться так же беззаботно, как мы смеялись на французских комедиях 60-х во времена детства и юности. "Супермозг" такое удовольствие обеспечивает.