Найти в Дзене
Вкус жизни

"Ее трясло, когда нужно было ложиться с Баталовым в постель": тайны и страсти Татьяны Лавровой

— Бабушка, я, наверное, беременная. Меня Женя Урбанский поцеловал, - выпалила Таня, едва переступив порог. В глазах стояли слезы панического недоумения, будто мир внезапно перевернулся.

Бабушка отложила вязание. Она не засмеялась, не ахнула. Ее мягкий взгляд внимательно скользнул по лицу внучки, задерживаясь на влажных ресницах и горящих щеках.

— Выдохни, Танюша, - тихо сказала она. — И расскажи все по порядку. Ты с ним... гуляла?
— Нет! Нет, бабушка, мы просто в кино ходили. Потом он меня проводил до подъезда... и... вдруг поцеловал. Вот так. А теперь у меня все тут болит и кружится голова. Это же точно оно!


Бабушка медленно поднялась, подошла к буфету и налила в граненый стакан воды.

— Пей маленькими глотками. От страха тоже голова кружится. И сердце колотится. А живот... Таня, голубушка, ты же в школе училась. Тебе там ничего не объясняли про цветы, пчел и детей?

Таня покраснела до корней волос, сжимая стакан так, что костяшки ее пальцев побелели.

— Значит так, - бабушка снова взялась за спицы, и в уголках ее глаз заплясали теплые морщинки. — За одного поцелуя даже от самого лучшего артиста на свете дети не заводятся. А вот что у тебя точно завелось, так это первая, самая настоящая любовь. И она, милая моя, иногда болит не меньше...

Татьяна Лаврова (настоящее имя — Татьяна Андриканис) родилась в Москве летом 1938 года. Ее судьба с детства была связана с кинематографом: оба родителя работали в этой сфере. Отец, народный артист Евгений Андриканис, был известным кинооператором и режиссером-документалистом. Мать, Галина Пышкова, тоже работала кинооператором. В числе ее работ, например, киноповесть Владимира Герасимова «Испытательный срок».

Детство будущей актрисы закончилось в 12 лет после развода родителей. Это, конечно, наложило отпечаток на ее характер. Отчим так и не смог найти с девочкой общий язык. До 17 лет Таня жила с мамой, но обстановка в доме накалялась. Однажды вечером она объявила о своем решении.

— Мам, я уезжаю. Буду жить у Кати, - сказала она, укладывая вещи в старый чемоданчик.

Галина Кузьминична смотрела на дочь с усталым недоумением:

— Как это уезжаешь? Куда? Останься, мы как-нибудь договоримся.
— Нет, - твердо ответила Таня, не поднимая глаз. — Не договоримся. Мне нужно свое пространство.
Татьяна Лаврова
Татьяна Лаврова

Еще подростком Татьяна решила, что ее место на сцене. Это была не мечта, а план спасения. Поэтому, едва получив аттестат, она отправилась обходить все приемные комиссии театральных ВУЗов Москвы. И только в Школе-студии МХАТ ей повезло. Ее приняли. А после выпуска сразу взяли в труппу этого театра.

Этот факт обретал особую символичность, ведь фундамент здания когда-то заложили на деньги знаменитого мецената Саввы Морозова. А Таня, как выяснилось, приходилась ему праправнучатой племянницей. В ее роду были и промышленник Викула Морозов, и революционер Николай Шмит, приходившийся родным братом ее бабушки по отцовской линии.

Та самая бабушка после подавления восстания 1905 года эмигрировала во Францию, где и родился отец Татьяны — Евгений Николаевич Андриканис.

Возможно, эта родовая связь сказывалась в утонченной красоте, врожденном чувстве достоинства и отсутствии мелочности Лавровой. От природы в ней чувствовалась какая-то внутренняя стать. Хотя ее манеры и поступки порой шокировали окружающих, в этой дерзости была не просто эксцентричность, а почти аристократическая свобода от условностей.

Татьяна Лаврова
Татьяна Лаврова

Во МХАТе молодой артистке сразу предложили роль-мечту для любого выпускника Нины Заречной в чеховской «Чайке». Удача была несомненной, но с одним условием: ей предстояло сменить фамилию. Андриканис звучала слишком громко для начинающей актрисы.

Как-то вечером Таня собрала друзей, те написали на клочках бумаги возможные псевдонимы и бросили их в шапку. Судьбу решил жребий: так Татьяна Андриканис стала Лавровой.

Под этим именем она вскоре дебютировала и в кино. И сразу в картине, которая стала событием. «Девять дней одного года» Михаила Ромма смотрела вся страна. На экране интеллектуальный поединок Смоктуновского и Баталова, а между ними ее героиня, — женщина, позволяющая себе выбирать сердцем.

Татьяна Лаврова на сцене
Татьяна Лаврова на сцене

К тому времени Таня уже сделала свой сердечный выбор. Еще студенткой-первокурсницей она познакомилась с Евгением Урбанским, уже состоявшейся звездой, чье лицо знала вся страна. Внимание такого мужчины льстило, захватывало, кружило голову.

Но складывался их роман непросто. Урбанский был старше на шесть лет, женат, у него подрастала дочь. Из семьи ради Татьяны он ушел, но официально так и не развелся. К тому же постоянно оказывался в центре женского внимания, этакий Марлон Брандо советского кино. И порой пропадал, возвращаясь с извинениями, которые молодая любовница ему прощала.

Увлеченная и ослепленная, она даже не задумывалась о том, что рушит чужую семью. Она видела в нем гения, человека невероятной души и не уставала повторять, какой он замечательный. Почти семь лет эта связь казалась ей настоящей жизнью.

Татьяна Лаврова и Евгений Урбанский
Татьяна Лаврова и Евгений Урбанский

Однако судьба нанесла ответный удар. Урбанский встретил латышскую актрису Дзидру Ритенбергс... И ушел. Для Тани это стало ударом. Но даже переживая боль и унижение, она продолжала любить Евгения, набирая его номер снова и снова:

— Женя, это я… Можно мы увидимся? Нужно поговорить, - ее голос звучал тише обычного, в нем слышалась мольба.
На том конце провода повисла короткая, но тяжелая пауза.
— Танечка, нет смысла. У меня теперь другая жизнь. Новая семья...
— Но мы же можем просто… как друзья…, - она почти не верила своим словам, но цеплялась за любую возможность.
— Нет. Не можем. Прости.

Ох, как, должно быть, страдала ее гордыня! Но в ее устах Урбанский навсегда оставался тем самым, единственным. Она и потом рассказывала о той счастливой поре со светлой грустью. Особенно смеясь и краснея, любила вспоминать историю их первого поцелуя.

— Юная, наивная дурочка, я была так потрясена и напугана! Прибежала к бабушке со слезами: "Я, наверное, беременна..."

Евгений Урбанский в фильме «Коммунист»
Евгений Урбанский в фильме «Коммунист»

Съемки в «Девять дней одного года» давались молодой актрисе непросто. Ее буквально трясло от волнения. Сцена, где ее героине Леле нужно было ложиться в постель с Баталовым, требовала нежности, а ее охватывал лишь парализующий страх.

— Таня, - тихо шепнул ей Алексей Владимирович. — Послушай меня. Ты же не Леля сейчас, а я не Митя. Мы просто коллеги. Видишь камеру там? Давай выдохнем.

Она лишь молча кивнула, не в силах разжать сцепленные пальцы.

— Не надо ничего играть, - продолжал он, не меняя доверительного, почти отеческого тона. — Просто ляг, закрой глаза и подумай о чем-нибудь своем, самом спокойном. А я буду просто тут, рядом. И все.

Такт и доброта Баталова словно сняли невидимые оковы. Когда прозвучала команда «Мотор!», в кадре уже не было зажатой студентки и великого актера. Были просто двое любящих людей в их самом обычном и самом важном утреннем моменте. Волшебство кино состоялось именно потому, что кто-то вовремя нашел нужные слова.

«Девять дней одного года»
«Девять дней одного года»

Помогал Лавровой и Иннокентий Смоктуновский, деликатно подсказывая и поддерживая.

К слову, оба актера были очарованы юной, талантливой и красивой коллегой и даже пытали за ней ухаживать. Особенно настойчивым в своих попытках был Баталов. Однако настоящего романа между ними не случилось.

«Девять дней одного года»
«Девять дней одного года»

После успеха картины для Лавровой открылся мир зарубежных поездок. Однажды ее включили в делегацию, отправлявшуюся в Мексику. Актриса позже с восторгом рассказывала, как на приеме, окруженная мужчинами во фраках, ловила на себе их восхищенные взгляды. И тогда, словно в кадре комедии, подняла бокал и с улыбкой скомандовала:

— Все в бассейн!

Несколько человек, не раздумывая, прыгнули в воду.

Но за эту самую дерзость и непредсказуемость артистке пришлось заплатить: на несколько лет выезд за границу для нее закрыли.

Татьяна Лаврова на сцене
Татьяна Лаврова на сцене

В 1962 году, откликнувшись на приглашение Олега Ефремова, Лаврова перешла из МХАТа в «Современник» и окунулась в самую гущу творческой жизни. Это была среда, где зарождалось все самое смелое и живое.

После спектаклей все собирались в театральном подвале-кафе, слушали бардов, спорили до хрипоты... Каждый день был открытием. Однако больших ролей на его сцене Татьяне почти не доставалось.

Но если здесь ей приходилось оставаться в тени других ярких актрис, то в жизни она находилась в центре сложнейших человеческих переплетений. Яркой иллюстрацией стал громкий театральный роман. Олег Даль сделал предложение Нине Дорошиной, но прямо на свадьбе Ефремов увез невесту с собой. Безнадежно влюбленная в мастера актриса не смогла ему отказать.

Татьяна Лаврова и Олег Даль
Татьяна Лаврова и Олег Даль

Вся труппа сочувствовала оскорбленному Далю. Именно в этот момент произошло его сближение с такой же яркой, ранимой и внутренне одинокой Лавровой. Их роман стал скорее попыткой забыться, чем настоящим чувством.

Позже, вспоминая тот странный период, Татьяна качала головой и говорила, будто оправдываясь перед самой собой:

— Как это все получилось? Я ведь Даля-то не любила.

Она делала паузу, ее взгляд терялся где-то в прошлом.

— Он приходил ко мне вечерами, читал стихи Блока, Пастернака… Говорил о том, как ему больно. А мне… мне было просто невыносимо одиноко. Мы сидели до рассвета, пили чай, курили одну сигарету на двоих. Было чувство, будто мы оба на дне колодца и можем слышать только друг друга. Но это не было любовью.

Она замолкала, а потом добавляла уже совсем тихо:

— Но самое странное, он тоже не любил меня. Нам просто обоим нужно было к кому-то прикоснуться, чтобы убедиться, что мы еще живы.
Татьяна Лаврова
Татьяна Лаврова

Продолжение истории о жизни Татьяны Лавровой уже готово и будет выложено на канале в ДЗЕН. Чтобы не пропустить, рекомендую подписаться на Телеграм канал.

Еще на канале: