Найти в Дзене

Бескомпромиссные серединки. Тест автомобильных 3,5-дюймовых среднечастотных динамиков Brax ML80 PRO

Сегодня на тестировании – эксклюзивный комплект новейших среднечастотников Brax ML80 PRO. Пара с серийным номером 0001 традиционно остаётся в Audiotec Fischer, а вот пара с номером 0002... Ну вы, короче, поняли. Кстати, первая изготовленная в Германии партия была целиком отправлена в Россию, так что этот тест, получается, вообще первый в мире. На момент публикации продажи Brax ML80 PRO уже начались, официальная цена за комплект – 99000 рублей. Первое знакомство, конструктивные особенности В иерархии Audiotec Fischer бренд Brax занимает верхнюю строчку, так что динамики подаются с соответствующим пиететом – в деревянных боксах с проставленными индивидуальными номерами. Открываем… Разные производители с одинаковым успехом могут относить аналогичный калибр к 3-дюймовому или 3,5-дюймовому, но для Audiotec Fischer как-то ближе метрическая система, так что размер – 80 мм. Ну ладно, если вам привычней, то 3,15 дюйма. Фактический диаметр по фланцу – 92 мм. Динамики построены на литых ал
Оглавление

Сегодня на тестировании – эксклюзивный комплект новейших среднечастотников Brax ML80 PRO. Пара с серийным номером 0001 традиционно остаётся в Audiotec Fischer, а вот пара с номером 0002... Ну вы, короче, поняли.

Кстати, первая изготовленная в Германии партия была целиком отправлена в Россию, так что этот тест, получается, вообще первый в мире. На момент публикации продажи Brax ML80 PRO уже начались, официальная цена за комплект – 99000 рублей.

-2

Первое знакомство, конструктивные особенности

В иерархии Audiotec Fischer бренд Brax занимает верхнюю строчку, так что динамики подаются с соответствующим пиететом – в деревянных боксах с проставленными индивидуальными номерами.

-3
-4

Открываем…

-5
-6

Разные производители с одинаковым успехом могут относить аналогичный калибр к 3-дюймовому или 3,5-дюймовому, но для Audiotec Fischer как-то ближе метрическая система, так что размер – 80 мм. Ну ладно, если вам привычней, то 3,15 дюйма. Фактический диаметр по фланцу – 92 мм.

-7

Динамики построены на литых алюминиевых корзинах. Тут можно отметить «открытость» мотора, что исключает эффект воздушной компрессии внутри магнитной системы. При этом осевого канала в керне нет.

-8

Примечательная особенность – использование не центрального колпачка на диффузоре, а фазовыравнивающей «пули», закрепленной, как и полагается, на керне магнитной системы. Судя по описанию, она из нержавеющей стали.

-9

Отдельная история – это диффузор. Он был разработан совместно с компанией Курта Мюллера, известной как раз разработками и производством диффузоров, куполов для твитеров и вообще всего, что толкает воздух для создания непосредственно звуковых волн.

Материал, дословно, – Ultra-lightweight carbon fleece multilayer cone. Иными словами, это сложный композит с разнонаправленными волокнами. Фактура хорошо видна и с лицевой, и с тыльной сторон.

-10

Забегая вперёд, измерения показали практически полное отсутствие резонансов диффузоров в рабочей частотной области, распространение механических напряжений в конусной части здесь очень хорошо демпфируется. И это при том, что диффузоры лёгкие (параметр Mms всего 3 грамма) и на ощупь очень жёсткие.

Теперь моторы. Построены на неодимовых магнитах, размер звуковых катушек – 25 мм или 1 дюйм.

-11

Описание делает акцент на «пуш-пульном» (push-pull) построении магнитной системы и особом внимании к достижению линейности характеристик и контролируемости работы динамика усилителем. Но результаты лучше оценивать уже на деле.

-12

Измерение параметров и анализ работы динамиков

Редкий случай, когда заявленные и измеренные параметры совпали не просто с точностью до разброса в разных партиях, а вообще чуть ли не до метрологического разброса самих измерений. Проще говоря, попадание – «в яблочко». Как же я отвык от такого…

-13

Заявленные/фактические параметры Brax ML80 PRO:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 114 Гц / 112 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 1,15 л / 1,14 л
  • Qms (механическая добротность) – 1,71 / 1,86
  • Qes (электрическая добротность) – 0,46 / 0,45
  • Qts (полная добротность) – 0,36 / 0,36
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 3,0 г / 3,1 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,0 Тл м / 4,0 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,4 Ом / 3,4 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 88,0 дБ / 87,5 дБ

Концепция динамиков – лёгкие подвижные системы, мягкие подвесы (под подвесами имею ввиду не только верхний, но и нижний – центрирующую шайбу) и сильные моторы. Соотношение BL (с учётом Re) к массе подвижки – действительно редкое.

Лично мне такой подход близок, поскольку по итогу движение диффузоров определяется не столько механическими аспектами работы динамиков, сколько именно подаваемым сигналом, а это и есть залог точности воспроизведения.

В объёме или Free Air? Полная добротность невысокая, что сразу же вызывает мысли об использовании ML80 PRO в корпусах – это особенно актуально для кастомных инсталляций.

Описание рекомендует варианты уже начиная от 0,4 литра. Для понимания, результирующая добротность Qtc в таком объёме выходит на значение 0,66 (ну или чуть выше, если принять, что это не «чистый» объём, а вместе с динамиком).

Замечу, что это минимальный рекомендованный объём, можно делать и больше. Описание предлагает варианты 0,8 и 1,2 литра, хотя после экспериментов с прослушиванием пришёл к мнению, что динамики неплохо показывают себя и Free Air.

Измерение амплитудных и фазовых характеристик. У динамиков редчайшая линейность АЧХ и ФЧХ в области до 4,5-5 кГц. Причём первична именно фазовая характеристика. Её линейность – это, простыми словами, отсутствие набегов и отставаний одних частотных составляющих относительно других. Вот что действительно говорит о возможности получить в этом диапазоне точное воспроизведение сигнала. Ровная АЧХ – это просто закономерное следствие.

Возвращаясь к вопросу о диффузорах и подвесах, всё это – свидетельство крайне удачного подбора материалов. Резонансы в подвижке не просто хорошо задемпфированы, в этом диапазоне их просто нет.

-14
-15

Гармонические искажения. Обычно по этой характеристике можно оценить работу на нижнем краю диапазона, насколько резко начинаются искажения с понижением частоты. Ну и, соответственно, сделать выводы, ниже какой частоты динамики лучше не пускать.

В данном случае это оказалось не столь принципиально – с такими сильными моторами каких-то проблем при снижении частоты и не ожидалось, так что динамики позволяют руководствоваться исключительно здравым смыслом – для 3-дюймового калибра за нижнюю границу можно принять 250 Гц (или чуть выше, если динамики будут установлены в небольших объёмах).

Но тут интересно ещё и другое. Обычно в рабочем частотном диапазоне вылезают разного рода неравномерности графиков – какие-то мелкие призвуки, микрорезонансы и т. п. Здесь же, обратите внимание, не просто ровный график суммарного КГИ, но и отсутствие болтанки 2 и 3 гармоник. Такое тоже нечасто встречается.

-16

Проба в деле, впечатления

Попробовал оценить ML80 PRO на слух, организовав процессорную поканальную систему. Получилось, конечно, не слишком корректно, но тут главная задача – не оценить звучание в абсолюте, а поэкспериментировать и выявить характерные особенности тестируемых динамиков. И вот какие выводы удалось сделать.

Объём оформления. ML80 PRO действительно лояльно относятся к объёмам позади динамиков, движение диффузора определяется в основном мотором, а не его механической частью и воздушным подпором. На сегодняшний день таких «серединок» на рынке не так уж и много. Тем не менее, если есть возможность, дайте им «дышать» посвободней, чтоб ну никак не меньше 0,4-0,5 литра.

Подрезка снизу по частоте. В большом объёме (от полутора литров и вплоть до Free Air) динамики можно подрезать, как и советует описание, уже от 250 Гц при крутизне 24 дБ/октава. Можно даже ниже, но для 3-дюймового калибра в этом большого смысла всё равно нет. А вот в тесном корпусе (0,4-0,5 литра) резонанс и добротность поднимаются, и это, судя по всему, становится причиной некоторого упрощения звучания. Если же вывести резонанс Fc подальше за пределы рабочего диапазона (поднять частоту среза), это исправляет ситуацию. Описание рекомендует для оформления 0,4 литра выставлять срез 350 Гц при тех же 24 дБ/октава, и ниже этого значения при такой установке я бы действительно не опускался.

Стыковка с твитерами. Динамики имеют исключительно ровные амплитудные и фазовые характеристики вплоть до 4,5-5 кГц, и лишь выше начинаются небольшие артефакты. Так что примем эту границу как верхнюю, выше которой пусть уже твитеры работают. Причём немного удивило, что пик АЧХ на частоте около 8 кГц на слух не приводит к какому-то выраженному окрасу, как это бывает, например, у динамиков с алюминиевыми диффузорами. Так что использовать непременно только фильтры высоких порядков, пожалуй, тут нет острой необходимости.

Линейность по громкости. Буду откровенен, этот момент обратил на себя внимание особо. Всё же, как ни крути, а зачастую динамики показывают наилучшее звучание в относительно узком диапазоне громкостей. Часто они либо туговаты и раскрываются лишь при увеличении громкости, либо, напротив, слишком нежные, и при увеличении громкости могут вылезать разного рода «резаки» (часто, кстати, обусловленные не столько нелинейностями в моторах, сколько резонансами в тонких, лёгких и жёстких диффузорах). Про ML80 PRO могу ответственно заявить, что они очень хорошо справляются с передачей микрособытий в сигнале, не «мылят» звучание на малой громкости. Но и в то же время довольно стойко переносят повышенные уровни громкости. В этом смысле – зачёт, однозначно.

Коротко по делу

Длинных выводов в этот раз не будет. Без преувеличения, одни из лучших серединок, побывавших в лаборатории. К сожалению, мне не доводилось изучать в деталях их предшественников, Brax ML3, поэтому не могу сравнить их «в лоб». Но судя по тому, как показали себя ML80 PRO, это отличные претенденты в проекты самого высокого уровня, включая соревновательные. Ну а в каком частотном диапазоне они показывают себя лучше всего, и какие любят условия работы – это как раз и постарался выявить этим тестом.

Плюсы:

  • Лояльность к оформлению, могут работать в объёмах от 0,4 л
  • Охватывают широкий информативный диапазон – от 250 до 4,5-5 кГц
  • Есть возможность обойтись без эквализации в СЧ диапазоне
  • Отсутствие значимых фазовых искажений в рабочем диапазоне
  • Хорошая линейность по громкости

Минусы:

  • Существенных недостатков не обнаружено