Уже знакомый вам Доктор Драмер давеча был по делам в Шотландии и по заданию нашего чата провёл исследование нынешнего состояния шотландской джазовой сцены. Я уже несколько лет назад рассказывал на этом канале о "большом шотландском джазовом взрыве", но то была информация из журналов и от джазовых блогеров, а здесь же получился репортаж непосредственно с места, в ходе общения с местными жителями, самыми вовлечёнными участниками музыкального сообщества - профессорами университетов и барменами, музыкантами Эдинбурга и таксистами.
По дорогам Шотландии
Эдинбург — город, в котором история и музыка словно живут на одном дыхании. Средневековые каменные улицы, подземные переходы, ветер с Северного моря и тягучие аккорды доносящиеся из подвалов старых пабов, всё это создало особую сцену, отличную от лондонской.
Здесь джаз развивался не как модная волна, а как форма внутреннего высказывания, пропитанная кельтской меланхолией и северной сдержанностью.
Уже в 40-х в городе существовали первые клубы, а к 60-м годам Эдинбург стал одной из важнейших центров британского джаза, особенно во время знаменитого Edinburgh Jazz & Blues Festival, который с годами вырос в один из крупнейших в Европе..
В настоящее время пожалуй ни один другой город Британии не умеет так естественно сочетать древность и современность как Эдинбург.
Здесь джаз звучит не в стеклянных небоскрёбах и не под софитами гигантских арен, а в небольших помещениях, где на стенах висят старые афиши 70-х, а звук рояля отражается от неровных каменных стен .
На Grassmarket, в Cowgate и Leith можно попасть на музыкальный вечер, где молодой пианист садится за фортепиано и играет Monk-а с акцентом на кельтский лад, а рядом за стойкой старик-волынщик подхватывает тему на своём инструменте. Именно в этом контрасте и есть магия шотландского джаза: чуть грубоватая, но искренняя, теплая, с ноткой упрямого романтизма.
Символом этой сцены для многих стал пианист Fergus McCreadie — один из самых ярких музыкантов нового поколения. Его трио сумело соединить джазовую импровизацию с народными мотивами Хайленда, с характерными гармониями и мерцающими ритмами, будто навеянными звуками ветра в горах. Его альбомы Cairn, Forest Floor и Stream получили восторженные отзывы критиков и вошли в шорт-листы Mercury Prize, что для шотландского джаза есть событие редчайшее.
McCreadie играет не ради "сценической моды", а словно для самой земли пиктов, для их камней, рек и дождей, которые слышны в каждой его ноте.
Tommy Smith — фигура почти легендарная, ученик Berklee, сподвижник Gary Burton, один из тех, кто создал современное лицо шотландского джаза.
Его сотрудничество с Scottish National Jazz Orchestra дало десятки смелых проектов: от интерпретаций Coltrane до сюит на темы Макбета.
А в молодом поколении уже слышно новое дыхание: трубач Malcolm MacFarlane, певица Georgia Cécile, друмер Alyn Cosker — они вплетают в свои композиции не только джаз, электронику, но и даже мотивы гэльских песен.
Каждое лето Эдинбург превращается в огромную импровизированную сцену. Jazz & Blues Festival собирает всех — от уличных бэндов до звёзд Blue Note, и пожалуй нигде в мире саксофон не звучит столь органично на фоне готических шпилей и морского ветра.
Здесь не играют ради публики — здесь играют ради ощущения момента, как будто сама Шотландия вдыхает джаз в медные инструменты.
А когда вечером выходишь на улицу после университета, над городом тянется густой туман, и где-то вдалеке, за мостом, звучит волынка — не как туристическая забава, а как часть единого дыхания этой земли. И ты вдруг понимаешь, что джаз родившийся за океаном, здесь давно обрёл свой северный акцент, свою особую сдержанную поэзию.
~~
Далее небольшой рейтинг местных шотладских музыкантов, звёзд города, составленный таксистами, экономистами, профессорами, барменами и лабухами Эдинбурга..))
И так помимо тех двух ☝️:
Peatbog Faeries
Родом с острова Skye. Их музыка — смесь кельтского фолка, фолк-рока, джаза, электронной и экспериментальной музыки.
"Peatbog Faeries" считаются визионерами "Celtic fusion" — они тянут традицию в новое измерение, добавляя электронику, духовые и фолк-инструменты в джаз..
Если Вам интересен "шаманский", шотландский фолк + современность, то стоит начать с них..))
Treacherous Orchestra
"Большая банда", которая соединяет в себе классических музыкантов, джазменов и рокеров..))
Используют фолк-инструменты (волынки, fiddle, аккордеон, tin-whistle, bodhrán) вместе с гитарами, басом и ударными — то есть смесь традиций и "мощного" современного звучания.
Их концерты часто описывают как взрывную смесь драйва, джаза, рока и традиционной музыки..
Местные от них в восторге, билеты распроданы на много месяцев вперёд..))
Niteworks
Сурьёзные чуваки..))
Группа с острова Skye, пионеры местного "electro-Celtic fusion":
смесь гэльской вокально - инструментальной традиции, волынок, а также house, techno и электронного саунда, то есть джаз,фолк и электро в одном флаконе.
Важно ( как местные говорят: поймите Доктор это же...... )):
их звучание — не "академический фолк", а попытка «переплавить» традицию для нового поколения.
Вот так, ни больше, ни меньше..))
Mouth Music
Проект из Эдинбурга, один из самых ранних, ещё в конце 80-х, они решились соединить традиционные гэльские песни и мотивы с современной инструменталкой и продакшном.
Их музыка путь от традиционного фолка к фолк-джаз и фьюжн..
Коллеги здесь оказали большое влияние на развитие такого рода направлений, и это стало примером для многих поздних "кельт-экспериментов" в музыке..
Полезно послушать, чтобы понять, с чего начиналось "смешение" фолка и современного джаза в Шотландии ( в частности в Эдинбурге ).
Corto.alto
Ну и вот на мой взгляд самый интересный проект не только города, но и Шотландии..
Corto.alto — проект тромбониста и продюсера Liam Shortall, выросшего из джазовой среды Глазго. Это не классический квинтет и не биг-бэнд, а гибридный коллектив, где на равных соседствуют электроника, духовые, вокал и плотная ритм-секция.
В составе шпилят время от времени самые лучшие молодые музыканты данного региона, включая:
Fergus McCreadie, Jonny White, Ayla Tesler-Mabe, Luca Fowles, Graham Costella, Mateusz Sobieski и др.
Своего рода джазовая сборная Шотландии..))
Их звучание — это intersection между современным джазом, хип-хопом, соулом и фанком, но при этом сам Shortall, как музыкант, оставляет коллегам место для импровизации и творчества ( без давления авторитетов..))
Corto.alto стали своего рода шотландским ответом на London Jazz Scene (Nubya Garcia, Moses Boyd, Ezra Collective) — с тем отличием, что в их музыке ощущается северное спокойствие и минимализм.
Живые концерты напоминают больше джем-сессию, группа качает энергию и даёт ею дышать..
Очень на мой взгляд зачётный проект..
Надеюсь вам было интересно..))
Хорошего дня
***
По мнению британских критиков, это один из лучших альбомов в Шотландии за последние несколько лет..
https://album.link/s/62MpaARdfMHnZEXL1Lsqt3