Найти в Дзене
All That Jazz

Шотландский джазовый взрыв: репортаж с места событий

Уже знакомый вам Доктор Драмер давеча был по делам в Шотландии и по заданию нашего чата провёл исследование нынешнего состояния шотландской джазовой сцены. Я уже несколько лет назад рассказывал на этом канале о "большом шотландском джазовом взрыве", но то была информация из журналов и от джазовых блогеров, а здесь же получился репортаж непосредственно с места, в ходе общения с местными жителями, самыми вовлечёнными участниками музыкального сообщества - профессорами университетов и барменами, музыкантами Эдинбурга и таксистами. По дорогам Шотландии Эдинбург — город, в котором история и музыка словно живут на одном дыхании. Средневековые каменные улицы, подземные переходы, ветер с Северного моря и тягучие аккорды доносящиеся из подвалов старых пабов, всё это создало особую сцену, отличную от лондонской. Здесь джаз развивался не как модная волна, а как форма внутреннего высказывания, пропитанная кельтской меланхолией и северной сдержанностью. Уже в 40-х в городе существовали первые клубы

Уже знакомый вам Доктор Драмер давеча был по делам в Шотландии и по заданию нашего чата провёл исследование нынешнего состояния шотландской джазовой сцены. Я уже несколько лет назад рассказывал на этом канале о "большом шотландском джазовом взрыве", но то была информация из журналов и от джазовых блогеров, а здесь же получился репортаж непосредственно с места, в ходе общения с местными жителями, самыми вовлечёнными участниками музыкального сообщества - профессорами университетов и барменами, музыкантами Эдинбурга и таксистами.

По дорогам Шотландии

Эдинбург — город, в котором история и музыка словно живут на одном дыхании. Средневековые каменные улицы, подземные переходы, ветер с Северного моря и тягучие аккорды доносящиеся из подвалов старых пабов, всё это создало особую сцену, отличную от лондонской.

Здесь джаз развивался не как модная волна, а как форма внутреннего высказывания, пропитанная кельтской меланхолией и северной сдержанностью.

Уже в 40-х в городе существовали первые клубы, а к 60-м годам Эдинбург стал одной из важнейших центров британского джаза, особенно во время знаменитого Edinburgh Jazz & Blues Festival, который с годами вырос в один из крупнейших в Европе..

В настоящее время пожалуй ни один другой город Британии не умеет так естественно сочетать древность и современность как Эдинбург.

Здесь джаз звучит не в стеклянных небоскрёбах и не под софитами гигантских арен, а в небольших помещениях, где на стенах висят старые афиши 70-х, а звук рояля отражается от неровных каменных стен .

На Grassmarket, в Cowgate и Leith можно попасть на музыкальный вечер, где молодой пианист садится за фортепиано и играет Monk-а с акцентом на кельтский лад, а рядом за стойкой старик-волынщик подхватывает тему на своём инструменте. Именно в этом контрасте и есть магия шотландского джаза: чуть грубоватая, но искренняя, теплая, с ноткой упрямого романтизма.

Символом этой сцены для многих стал пианист Fergus McCreadie — один из самых ярких музыкантов нового поколения. Его трио сумело соединить джазовую импровизацию с народными мотивами Хайленда, с характерными гармониями и мерцающими ритмами, будто навеянными звуками ветра в горах. Его альбомы Cairn, Forest Floor и Stream получили восторженные отзывы критиков и вошли в шорт-листы Mercury Prize, что для шотландского джаза есть событие редчайшее.

McCreadie играет не ради "сценической моды", а словно для самой земли пиктов, для их камней, рек и дождей, которые слышны в каждой его ноте.

Tommy Smith — фигура почти легендарная, ученик Berklee, сподвижник Gary Burton, один из тех, кто создал современное лицо шотландского джаза.

Его сотрудничество с Scottish National Jazz Orchestra дало десятки смелых проектов: от интерпретаций Coltrane до сюит на темы Макбета.

А в молодом поколении уже слышно новое дыхание: трубач Malcolm MacFarlane, певица Georgia Cécile, друмер Alyn Cosker — они вплетают в свои композиции не только джаз, электронику, но и даже мотивы гэльских песен.

Каждое лето Эдинбург превращается в огромную импровизированную сцену. Jazz & Blues Festival собирает всех — от уличных бэндов до звёзд Blue Note, и пожалуй нигде в мире саксофон не звучит столь органично на фоне готических шпилей и морского ветра.

Здесь не играют ради публики — здесь играют ради ощущения момента, как будто сама Шотландия вдыхает джаз в медные инструменты.

А когда вечером выходишь на улицу после университета, над городом тянется густой туман, и где-то вдалеке, за мостом, звучит волынка — не как туристическая забава, а как часть единого дыхания этой земли. И ты вдруг понимаешь, что джаз родившийся за океаном, здесь давно обрёл свой северный акцент, свою особую сдержанную поэзию.

~~

Далее небольшой рейтинг местных шотладских музыкантов, звёзд города, составленный таксистами, экономистами, профессорами, барменами и лабухами Эдинбурга..))

И так помимо тех двух ☝️:

Peatbog Faeries

Родом с острова Skye. Их музыка — смесь кельтского фолка, фолк-рока, джаза, электронной и экспериментальной музыки.

"Peatbog Faeries" считаются визионерами "Celtic fusion" — они тянут традицию в новое измерение, добавляя электронику, духовые и фолк-инструменты в джаз..

Если Вам интересен "шаманский", шотландский фолк + современность, то стоит начать с них..))

Treacherous Orchestra

"Большая банда", которая соединяет в себе классических музыкантов, джазменов и рокеров..))

Используют фолк-инструменты (волынки, fiddle, аккордеон, tin-whistle, bodhrán) вместе с гитарами, басом и ударными — то есть смесь традиций и "мощного" современного звучания.

Их концерты часто описывают как взрывную смесь драйва, джаза, рока и традиционной музыки..

Местные от них в восторге, билеты распроданы на много месяцев вперёд..))

Niteworks

Сурьёзные чуваки..))

Группа с острова Skye, пионеры местного "electro-Celtic fusion":

смесь гэльской вокально - инструментальной традиции, волынок, а также house, techno и электронного саунда, то есть джаз,фолк и электро в одном флаконе.

Важно ( как местные говорят: поймите Доктор это же...... )):

их звучание — не "академический фолк", а попытка «переплавить» традицию для нового поколения.

Вот так, ни больше, ни меньше..))

Mouth Music

Проект из Эдинбурга, один из самых ранних, ещё в конце 80-х, они решились соединить традиционные гэльские песни и мотивы с современной инструменталкой и продакшном.

Их музыка путь от традиционного фолка к фолк-джаз и фьюжн..

Коллеги здесь оказали большое влияние на развитие такого рода направлений, и это стало примером для многих поздних "кельт-экспериментов" в музыке..

Полезно послушать, чтобы понять, с чего начиналось "смешение" фолка и современного джаза в Шотландии ( в частности в Эдинбурге ).

Corto.alto

Ну и вот на мой взгляд самый интересный проект не только города, но и Шотландии..

Corto.alto — проект тромбониста и продюсера Liam Shortall, выросшего из джазовой среды Глазго. Это не классический квинтет и не биг-бэнд, а гибридный коллектив, где на равных соседствуют электроника, духовые, вокал и плотная ритм-секция.

В составе шпилят время от времени самые лучшие молодые музыканты данного региона, включая:

Fergus McCreadie, Jonny White, Ayla Tesler-Mabe, Luca Fowles, Graham Costella, Mateusz Sobieski и др.

Своего рода джазовая сборная Шотландии..))

Их звучание — это intersection между современным джазом, хип-хопом, соулом и фанком, но при этом сам Shortall, как музыкант, оставляет коллегам место для импровизации и творчества ( без давления авторитетов..))

Corto.alto стали своего рода шотландским ответом на London Jazz Scene (Nubya Garcia, Moses Boyd, Ezra Collective) — с тем отличием, что в их музыке ощущается северное спокойствие и минимализм.

Живые концерты напоминают больше джем-сессию, группа качает энергию и даёт ею дышать..

Очень на мой взгляд зачётный проект..

Надеюсь вам было интересно..))

Хорошего дня

***
По мнению британских критиков, это один из лучших альбомов в Шотландии за последние несколько лет..
https://album.link/s/62MpaARdfMHnZEXL1Lsqt3

Bad With Names. corto.alto
Bad With Names. corto.alto