Язык, на котором говорит народ или целое сообщество государств, и используемая в этом языке письменность давно превратились из фактора лингвистического и филологического в фактор…политический.
За примерами далеко ходить не надо. Римская империя античных времён во многом объединила народы, входящие в неё, не только военной силой, но и повсеместным введением в оборот латиницы. Которая, в своё время была создана на основе этрусского алфавита - от этруссков, заселявших Апеннинский полуостров задолго до предков Ромула и Рема, вскормленных волчицей. Этрусски, впрочем, тоже не были большими оригиналами, позаимствовав свою систему знаковой передачи информации у греков. Притом ту, что сложилась в западных греческих колониях.
Конец одной империи и начало новых
После разграбления Рима вандалами бывшие сателлиты в виде Британии, Дакии, Галлии, отложились. Да «доброй старой Англии» и Галлии, которая плавно трансформировалась в то, что позже назвали Францией. При этом всё дальше расходились языки… в которых, тем не менее, прочно укоренилось множество понятий, означавших культурные явления, ставшие со временем неотъемлемой частью этих народов и языков, на которых они общались. Не следует забывать также и так толком и непокорённые германские племена - культурное влияние Рима коснулось ведь и их! Сравните, кстати, германцев с близкородственными народами северной Европы - с предками датчан, шведов, норвегов, до которых римские легионы так и не добрались? Ну так у них ещё долгие века и руническая письменность оставалась в ходу, что не могло не повлиять и на некую культурную автаркию. Так что потом, когда на месте бывших колоний образовались королевства, когда Рим пришёл в полное запустение, а его место заняла Византия, для свирепых викингов, или норманнов, принадлежность молодых государств к римской культуре стала маркером слабости. Потому что «Этих» можно было безнаказанно грабить. Толку с них, если они от священных рун отказались!
Пишем «Манчестер», читаем «Ливерпуль»
Итак, в эпоху упадка Рима мощно взлетела новая религия - христианство. Во времена всеобщего одичания и падения культуры единственными её носителями стали монастыри, и почти единственными грамотеями - монахи. И вообще церковное сословие. Но есть тонкость - монахи тоже были живыми людьми, несущими отпечаток того быта и обычаев, в которых они родились и провели детство. А значит, бритт, несмотря на сутану, оставался в душе бриттом, галл - галлом и т.д, и хотя священные тексты писались ими на латыни, живое письменное общение велось ими на родных языках. С использованием, конечно же, римского письма. А в таких условиях неизбежно стали нарастать разночтения между словом написанным и словом изустным. Современная английская лексика вам в пример! С её island, то есть, в русской транскрипции «исланд», которая, тем не менее, читается как «айленд». Ну или французское Renault, которое и вовсе «рено». И такова вся современная английская или французская лексика.
Тем не менее, полного европейского единения на основе единой письменности не случилось. Не помогла даже единая вера в единого Бога, и даже авторитета Ватикана и череды пап для этого не хватило. Христианнейшие короли веками грызлись друг с дружкой за земли, золото и серебро, новых подданных… словом - за ресурсы. Попутно кося алчным взглядом на юг, где в жарких песках им мерещились россыпи золотых монет и залежи кабошонов в тайных пещерах
В этих условиях неизбежно было появление противостоящей им силы, которая смогла бы объединить разрозненные и жестоко избиваемые южные племена. И эта сила появилась в 622 году от рождества Христова в аравийских песках. В Мекке.
Под знаменем Пророка
Бог, Аллах, вручил почтенному Мухаммеду священную книгу – الْقُرآن , или Коран. Буквально – «чтение вслух», «назидание». Что интересно, истинный смысл сур Корана можно постичь только зная арабский – ибо любой перевод Священной книги является если не профанацией написанных в ней откровений, то уж во всяком случае, всего лишь «толкованием». Что часто равно «ереси».
Поэтому! Поэтому истинно верующими мусульманами можно считать лишь жителей аравийских пустынь, всех этих саудитов, катарцев, туарегов, на худой конец - ибо только они по-настоящему правоверные (что бы там не говорили улемы и прочие преподаватели медресе). И ведь их, с полным правом называющих себя арабами, ни много ни мало 200 миллионов. Теперь прибавьте к этому количеству народонаселения планеты Земля ещё миллиард – и вы получите не просто единоверцев-мусульман, а носителей идеологии! В них входят и 13 миллионов мусульман России. Христианство, увы, такую «скрепу» в ходе своей эволюции утратило. И чем дальше, тем потеря становится значимее, увы.
Поэтому и молитва может быть только на арабском, и каждый правоверный просто обязан знать на арабском хотя бы две из них. А особенно – первую, Фаттиха аль-Китаб, которая в исламе играет роль Символа веры.
То есть арабский язык в мусульманском мире играет такую же объединяющую роль, как в своё время латынь. Только объединяет покрепче. А тут ещё раскол единой некогда церкви на православие и католицизм, потом католицизм понёс потери в результате раскола Кальвина и Лютера, ну а потом как горох посыпались, отваливаясь от единого тела, всевозможные секты и движения.
Сила духа мусульман того раннего Средневековья хорошо иллюстрирует битва при Тивериаде, в ходе которой мусульманское войско из Сирии, Египта и севера Месапотамии под командованием Салах-ад-Дина(Саладдина в европейской историографии) разбило объединённую армию рыцаре.
Битва протекала очень неровно, крестоносцы дважды едва не смяли ряды войска халифата, но… позади сражающихся мусульманских мужчин стояли их женщины с детьми у подолов и на руках. И при каждом отступлении своих мужей он поднимали истошный визг и начинали сыпать проклятиями. И мужья…снова бросались в атаку. И в конце концов обратили христианское воинство в бегство. Надо ли объяснять, что проклятия женщин звучали на арабском? Ну и помнить, что и сегодня неслышно скользящие по улицам европейских городов тени в хиджабах ох как непросты!