Привет всем! Сегодня завершим тему бронзовых коней Клодта, в преддверии года Огненной лошади. И немного зацепим сами Триумфальные ворота.
«Укротители коней» на Аничковом мосту — это, пожалуй, самая известная работа Петра Карловича Клодта. Изначально создание бронзовых коней было поручено другим скульпторам, но императору не понравились их работы. Было предложено Клодту. И тот блестяще справился с задачей, создав динамичную и выразительную группу. Эта работа, выполненная в 1833 году, принесла скульптору огромный успех, звание академика и покровительство императора Николая I.
Сегодня эти кони — мировой символ города! Четыре скульптурные группы, изображающие разные этапы укрощения коня человеком. Наверное уже всем известно, что кони на западной стороне (со стороны Адмиралтейства) — точные копии, а оригиналы, отлитые Клодтом, были отправлены в подарки: две группы — в Берлин, две — в Неаполь.
Пётр Карлович Клодт являлся литейным мастером. И был известен ранее как автор бронзовых миниатюр. На выставке представлены две такие фигурки — миниатюрные копии бронзовых коней с Аничкова моста.
Двух других почему-то нет. Одна из не представленных на выставке, уже в натуральную величину, запечатлена мною ещё летом на Аничковом мосту. (И фото пригодилось сегодня для статьи.)
И она же — за стеклом автобуса в дождливую погоду, тоже летом.
Мне этот снимок почему-то очень нравится: капельки дождя на стекле и размытая фигура коника соединились в единый поэтический ансамбль.
Существует известная легенда. Говорят, что император Николай Первый, большой ценитель искусства и лошадей, как-то сказал Клодту, осматривая его работы: «Твои кони лучше, чем мои жеребцы». Эта фраза — высшая похвала таланту скульптора, чьи произведения поражали анатомической точностью, динамикой и живостью. (Второй вариант фразы императора: «Ну, Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец!».)
Но вернёмся к самой выставке. Необходимо замолвить слово о самих воротах, их истории.
Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге имеют двухэтапную историю.
Первые ворота (1814 г.) были построены всего за месяц для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Заграничного похода после победы над Наполеоном. Их спроектировал архитектор Джакомо Кваренги из дерева и алебастра. Но они быстро обветшали из-за недолговечности материалов.
Новые каменные ворота (1827-1834 гг.) по решению императора Николая Первого возвёл архитектор Василий Стасов. Уже постоянные ворота, южнее первоначального места. Их конструкция — кирпичная, обшитая листами меди. Торжественное открытие состоялось 17 августа 1834 года.
Когда-то перед воротами на въезде в город Петербург протекала речка с милым названием Таракановка. 🙃 На старой акварели виден мост через эту речку и пограничный шлагбаум.
В музее есть макет Нарвских ворот.
Почему цвет изменился с голубого на зеленый?
Думаю, что разница в цвете между старыми макетами (или изображениями) и современным видом объясняется материалом и временем. Новые ворота были обшиты листовой медью. Свежая медь имеет характерный красноватый оттенок.
Но под воздействием влаги и воздуха она окисляется, покрываясь патиной — устойчивым слоем солей, который защищает металл от дальнейшей коррозии. Именно патина и придает меди (и бронзе) тот самый зеленовато-бирюзовый оттенок, который мы видим сегодня. Конечно же, не обошлось и без свежей покраски.
(А голубой же цвет на макетах, чертежах или репродукциях, скорее всего, является условным художественным обозначением, принятым в архитектурной графике для изображения металлических деталей.)
В первые годы советской власти эта локация выглядела вот так
На верхнем снимке площадь и арка ворот украшены к празднику. На нижнем снимке виден огромный транспарант — портрет С.М.Кирова. Он, как известно (до убийства в 1934 году), являлся первым секретарём Ленинградского областного комитета ВКП(б).
На этих снимках видна площадь Стачек (до 1923 года она была Нарвской площадью) и непременный памятник Ленину. Его позже убрали. Хорошо, что бронзовых коней Клодта на вершине ворот не тронули. Похоже, что все эти четыре снимка — принадлежат первой половине 20-го века.
А я, уже в первой половине 21-го века, покидаю музей «Нарвские ворота».
Поднимаю голову вверх и прощаюсь с русским богатырём, охраняющим покой Северной Столицы.
И кони Клодта на вершине арки тоже передают мне прощальный привет, встав на дыбы.
Император Николай Первый называл Петра Клодта гением, определившим скульптурный облик центра Петербурга. И действительно, бронзовые кони Клодта стали неотъемлемой частью городской мифологии.
У меня же после посещения этой выставки на память остались 2 билетика — за прогулку по музею и за отдельную экскурсию, посвящённую великому «Мастеру бронзы», Петру Карловичу Клодту.
P.S. А первая часть Здесь 👇
Спасибо за внимание к каналу! Берегите себя и своих близких! До встречи!