Привет всем! Вспомнила, что бронзовые кони скульптора барона Петра Клодта как нельзя лучше подходят к теме грядущего года Огненной лошади. На днях я была на выставке в Нарвских триумфальных воротах, что на площади Стачек в Петербурге. Хочу поделиться с вами, друзья мои, увиденным там.
Выставка в Нарвских триумфальных воротах — это набор фактов и легенд о знаменитом скульпторе! Сейчас соберём все воедино и дополним чутка.
Вот она, эта красавица-арка триумфальных ворот, рядом со станцией метро «Нарвская». Станция справа. А во внутрь самих ворот можно попасть, нырнув в подземный переход под проспектом Стачек.
Выныриваю из-под земли и вижу удивительный монумент. Ворота вблизи потрясают своей грандиозностью и величием. Они были посвящены победе русских войск над французами, более двухсот лет назад. Над оформлением Триумфальных ворот трудились известные скульпторы Пименов и Демут-Малиновский. Но коней-то изваял Пётр Карлович Клодт! Великий скульптор-анималист первой половины 19-го века, русский скульптор немецкого происхождения из старого дворянского рода. Крупнейший русский ваятель николаевской эпохи. А эти кони явились одной из первых работ скульптора. Шестёрка лошадей, шестиконная квадрига, запряжённых в колесницу с богиней Победы Славой.
С такими немецкими корнями Пётр Клодт был всё же русским скульптором, родившимся в Петербурге и жившим поначалу в Омске.
Я сделала несколько шагов вперёд и слева, под аркой, увидела небольшой стенд с названием выставки.
«Рыцарь бронзы» — как красиво звучит название экспозиции!
Мы с коллегами по воде купили билеты у престарелой дамы в кассе. И стали подниматься по крутой чугунной винтовой лестнице на самый верх. На уровень примерно трёхэтажного дома. А затем оказались в небольшой продолговатой комнате (прямо между колоннами триумфальных ворот» — это и есть единственный выставочный зал. Сегодня там — всё о «Рыцаре бронзы».
Нас уже ждал экскурсовод по имени Александр. (Можно было просто за 100 руб. купить прогулку по выставке, а можно + за 200 руб. приобрести экскурсию. Мы же выбрали и то и другое.)
Я сразу зацепилась глазом за посмертную маску императора Николая Первого.
После смерти Николая Первого в 1855 году с его лица была снята гипсовая маска. Пётр Клодт, как один из ведущих скульпторов, принимал участие в создании посмертной маски императора. Эта маска служила образцом для портретных изображений и, возможно, учитывалась при работе над конным памятником, который был открыт уже после смерти Николая, в 1859 году.
Меня совершенно не привлекают посмертные маски великих людей, нет. Но портрет молодого Николая я хорошо помню. И там у него совершенно другой нос! (А это — моя тема 😏.)
У его отца, императора Павла Первого, был вздёрнутый курносый нос. У матери, Марии Фёдоровны, небольшой аккуратный носик. А тут... Совсем не то. В кого же пошёл Николай? Тяжеловатый подбородок явно достался ему от бабки Екатерины Второй.
Специально наклонилась и сфотографировала маску сбоку.
Небольшой нос с точёными ноздрями и лёгкой горбинкой, признаком породы, как сказал экскурсовод. (Уф, я немного успокоилась, теперь уже по поводу своего носа 😶.)
Однако, возвращаюсь к коням!!!
К одному из главных шедевров Клодта в Петербурге — к Конному памятнику Николаю Первому на Исаакиевской площади.
Эти маленькие фигурки — копии будущего памятника. Слева — так изначально планировалась поза императора на коне. Затем (справа) усложнили и улучшили конструкцию.
Здесь мы видим рисунки самого скульптора. Уникальная инженерная и скульптурная работа. Это первый в Европе конный памятник на двух точках опоры (задние ноги коня).
Интересно, что отливали бронзовый памятник по сложной методике, вниз головой.
На рисунке тех лет изображена сцена посещения мастерской скульптора Клодта императором Александром Вторым, сыном Николая Первого. Здесь Александр изображен ростом выше всех на две головы, видимо, умышленно. А Пётр Клодт, наоборот, выглядит совсем малышом. Да и памятник чересчур огромен по сравнению с людьми. На самом деле он немного помельче.
Тут я вспомнила, что публиковала видео об этом конном памятнике на Исаакиевской площади у себя на канале раньше. Взгляните на него 👇.
Памятник роскошен. Вечером, в окружении изящных светильников-фонарей, он выглядит дивно и по-настоящему волшебно!
Ну, а о выдающемся мастере конных образов Петре Карловиче Клодте и самих Нарвских Триумфальных воротах мы, пожалуй, продолжим говорить уже в следующей статье.
P.S. Отметим, что у Клодта всё же не лошади, а кони. А к нам-то грядёт Огненная лошадь. Но и кони, и лошади — создания наикрасивейшие!
И с этим не поспоришь!
Спасибо за внимание к каналу! Берегите себя и своих близких! До встречи!