" Метод исключения" реж. Пак Чхан-ук
Пак Чхан-ук – маэстро сочетать несочетаемое. Все его картины похожи на детский калейдоскоп, в котором яркие, вздорные, дисгармоничные элементы в нестандартной композиции вдруг неожиданно срифмовываются. И даже производят некий эффект ошеломления: убийства могут быть смешными, комические трюки заставляют набегать слезу, праздник дурновкусия вдруг оборачивается симфоническим консонансом. «Метод исключения» исключением не стал. Развесёлая комедия про убийства на фоне социальной трагедии: потери работы, перспектив и смысла жизни.
Это его стиль: заставлять зал заходиться в хохоте, когда главный герой картины примеряется как лучше сбросить тяжелый горшок с растением на голову конкуренту. Борьба двух лузеров- инженеров и вышедшей в тираж актрисы погорелого театра за пистолет на полу в какой-то хибаре- смешна до коликов. А ведь на кону – жизнь. Как у него это получается? Это – талант. Ярче всего он проявляется в деталях. Нужны: в меру убогая обстановка в доме, ковёр-покрывало, сшитое из лоскутов всех цветов радуги оттенка «вырви глаз» и умопомрачительный корейский хит, звучащий по радио, с припевом: «Мне кажется, я всё ещё ребёнок». Готово дело: сейчас кого-то пришьют, но нормальная реакция сочувствия в этой экстравагантной обстановке становится аномальной. Зато смеховая истерика – единственно психологически точный отклик. Абсурдность деталей узнаваемого мира, возводится в степень даже не фарса – гиньоля. И тем самым превращает картину в очень эффективное болеутоляющее средство.
На заслуженного инженера бумажной промышленности, «лучшего бумажника 2019 года» Ю Ман-су сваливается беда, которой страшится всякий наш современник, живущий в условиях рыночной экономики. Он попадает под сокращение на работе. Чем это грозит никому из зрителей объяснять не надо. Дом в ипотеке, теннис у жены, подписка «Нетфликс» у сына, уроки виолончели у дочери, две машины на семью, суп с мясом – всё привычное переходит в категорию «непозволительная роскошь». Угроза, которая висит над каждым зрителем, за исключением пенсионеров, будучи реализована в судьбе экранного героя, может подготовить к будущим испытаниям и закалить характер, может вогнать в депрессию, может дать болеутоляющее. Пак Чхан-ук- мастер смехотерапии.
Для возвращения в middle-up класс Ю Ман-су выбирает радикальный путь: устранение конкурентов на последнее рабочее место в последней бумажной фирме, которая еще остаётся на плаву. Чтобы попасть туда инженером, надо убрать с дороги трёх соперников. Убивать человеку, который до того никогда о криминале не помышлял, непросто. Способы изобретаются так, чтобы поэффективнее, но и желательно без ножа в живот. Соответственно, получается поэкстравагантнее. И это – главная движущая сила в комедийной фабуле.
По дороге к комедии добавится душещипательная мелодрама о важности семейных ценностей и доверия, детектив «найдут- не найдут» и кино морального беспокойства о том, что новые технологии не только бумагу из жизни изгоняют, но и сочувствие, сострадание, поддержку. И всё это в цветах взбесившихся леденцов под звуки забойных корейских хитов. Короче, Пак Чхан-ук, автор «Олдбоя», трилогии о мести, «Решения уйти» во всей его красе.
Отвага смешивать несоединяемое не раз помогала режиссёру в его экспериментах. Отвага- верный союзник. Но не всегда мудрый. Аморализм картин Пак Чхан-ука в определённой мере прекрасен. Нет нравоучений типа «убивать плохо». На каждое моралитэ у него найдётся встречное: «а сокращать штаты хорошо? А выстраивать рабскую систему зависимостей от ипотечных и прочих кредитов- разве прекрасно?». Но в «Методе исключений» этот принцип привёл в иную крайность. Ю Ман-су своего желанного места добьётся. И в качестве первого шага ему придётся уволить всех остальных сотрудников: фирма внедряет искусственный интеллект, в цехе нужен только один инженер. На этом фоне моральная дилемма «убивать-не убивать» - уже пустяковый выбор. Угроза массового высвобождения сотрудников с приходом ИИ становится пугающе-реальной для всех. Грядёт дивный новый мир- стращает режиссёр очень весёлой комедии. Финальные кадры нещадной разделки стволов сосенок для промышленного использования – это, конечно, символ, чего в картине рядом не было. Куда ушёл разухабистый и циничный юмор? Откуда взялось морализаторство? В этот момент фильм обесценил сам себя.
Конечно, Пак Чхан-ук с его исключительно человечьим умением делать смешные трагедии и печальные комедии под сокращение не попадёт. И, конечно, львиную долю его «Метода исключения» могли создать только человеческие эмоции и чувства. Но вот медицински-выверенно просчитать долю смешного, трогательного, остросоциального и аккуратно распределить по хронометражу эти востребованные аудиторией векторы, ИИ вполне по силам. А правильная пропорция – самый эффективный путь к большей выручке и повышению капитализации продукта. Молодой продвинутый зритель хочет увидеть что-то яркое, небанальное, увлекательное, но при этом ощущать личную причастность к глобальным вопросам современности и вырабатывать свою позицию в их решении. «Капиталистическая эксплуатация выжигает всё человеческое в человеке»- говорит картина, предназначенная для рыночной продажи. Пчёлы против мёда- снята уже уйма фильмов, которые иллюзорно борются с системой, неотъемлемой частью которых они сами и являются. «Метод исключения» мог бы и не войти в этот список. Если бы не финал. Отважный тигр подстраховался, надев маску социальной значимости и превратился в тигра бумажного. Или в виртуального, созданного ИИ, если следовать трендам времени.