Если речь заходит о King Crimson, уместнее представлять себе не одну группу, а несколько составов, объединённых несколькими общими принципами и участием гитариста Роберта Фриппа. В отличие от Yes, которым удавалось сохранять преемственность, несмотря на кадровые перестановки, Crimson регулярно (а порой радикально) меняли звучание в зависимости от того, чего в данный момент хотелось Фриппу.
Именно поэтому альбомы King Crimson не похожи друг на друга, а у самой группы попросту не было возможности застояться, как у многих их современников.
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
Каждый из альбомов, выпущенных King Crimson с 1969 по 1974 год, записывал новый состав. Среди них два самых известных — оригинальный с Иэном Макдональдом и Грегом Лейком и более поздний — с Биллом Бруфордом и Джоном Уэттоном.
Записав эпохальную пластинку «In the Court of the Crimson King» в 1969-м и задав планку, к которой стремились многие другие группы, King Crimson тут же и развалились. Барабанщику Майклу Джайлсу и мультиинструменталисту Иэну Макдональду была не по душе гастрольная чехарда. У Грега Лейка были грандиозные планы: он создал супергруппу Emerson, Lake & Palmer.
Материал для второго альбома был собран из почти готовых песен, оставшихся с первых дней существования группы. В составе в итоге остались только гитарист Роберт Фрипп и автор текстов / идейный вдохновитель Питер Синфилд, которые не очень ладили между собой. И всё же идея King Crimson каким-то образом продолжила жить и функционировать.
Состав, который записывал «Lizard», — пожалуй, самый странный в истории King Crimson. Он продержался всего около шести месяцев. У музыкантов даже не было возможности хотя бы раз выступить вживую.
Фрипп пригласил своего школьного друга, вокалиста и басиста Гордона Хаскелла, который уже спел одну песню на альбоме «In the Wake Of Poseidon», но искренне не понимал музыку King Crimson. Саксофониста Мела Коллинза попросили сыграть на духовых инструментах, Эндрю Маккалока — сесть за барабанную установку.
Роберт Фрипп сочинил всю музыку и был настолько непреклонен и мелочен в отстаивании своего подхода, что доводил музыкантов до исступления. Питер Синфилд напридумывал целую коллекцию странных метафор («Слоны забыли, / Их насильно кормили заплесневелым мелом, / Они ели полы в своих клетках»).
Разве что Хаскелл подходил к процессу с юмором, посмеиваясь над сложной музыкой Фриппа и запутанными текстами Синфилда. В финале «Indoor Games» можно даже услышать его смешок. Несмотря на нежелание участвовать в записи, Хаскелл отлично справился с задачей. Его вокал звучит слегка отстранённо и слегка иронично.
«Lizard» — один из самых детализированных и тщательно аранжированных альбомов в каталоге King Crimson. На разных уровнях звуковой картины постоянно происходит огромное количество различных событий, но даже самые хаотичные части продуманы до мелочей.
Почти в каждой композиции к привычному рок-сопровождению добавляются духовые инструменты, на которых играет Мел Коллинз (флейты, саксофоны), а также опытные джазовые музыканты Робин Миллер (гобой), Ник Эванс (тромбон) и Марк Чариг (корнет).
Яростная фортепианная игра Кита Типпетта, сделавшего себе имя на британской фри-джазовой сцене, вступает в диалог с фрипповским меллотроном. Хаскелл, не слишком впечатлённый подобными моментами, как-то сказал Фриппу, что игра Типпетти звучит так, будто по клавишам ходит кот. На это Фрипп ответил: «Да, но Кит знает, что делает, а кот — нет».
Звучание «Lizard» существенно обогащает великолепная игра Фриппа на акустической гитаре. Особенно хороши быстрые пассажи в начале трека «Circus». Вообще же «Lizard» сознательно ориентирован на джаз с влиянием потрясающего альбома Майлза Дэвиса «Sketches of Spain».
Изюминкой альбома является 20-минутный эпос «Lizard», который начинается со спокойных фортепианных пассажей и вокала Джона Андерсона (да, того самого) и наполняется звуками меллотрона и ударных. На заднем плане Фрипп извлекает из своей электрогитары завораживающие трели. На четвёртой минуте Андерсон исчезает, композиция постепенно набирает обороты и становится всё сложнее, временами замедляясь, чтобы снова набрать скорость. Классическая музыка, фри-джаз, рок и цирковые смешиваются в безумном калейдоскопе, чье настроение меняется от безмятежного до гнетущего.
Выпущенный в декабре 1970 года альбом «Lizard» — красочный кошмар, настолько яркий и насыщенный в музыкальном плане, что изначально он с трудом помещался в два стереоканала. Пластинка была встречена неоднозначно и до сих пор считается одной из самых противоречивых работ King Crimson.
Кто-то его терпеть не может, считая откровенной какофонией, а кто-то ценит за экзотичность и оригинальность. King Crimson всегда культивировали отсутствие структуры (даже в альбомах 1980-х в их музыке было достаточно пространства для импровизации), но они никогда не заходили так далеко.
«Lizard» оказался менее успешным, чем его предшественники. Маккалок и Хаскелл сразу покинули группу после напряжённых сессий звукозаписи (первый впоследствии играл в нескольких прог-группах, второй начал сольную карьеру, которая быстро сошла на нет). King Crimson так и не отправились в турне для продвижения альбома. Следующая пластинка «Islands» (1971) уже была выполнена в совершенно ином стиле. «Lizard» так и остался причудливой аномалией в каталоге King Crimson. Но по-прежнему чрезвычайно интригующей.
Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!