Найти в Дзене

Опасное сходство: Почему владеть копией ВАЗ-2103 в США 70-х было рискованно для кошелька и нервов

Представьте: вы купили иномарку, отличную машину. А на заправке вам отказываются лить бензин и кричат: «Убирайся домой, к коммунистам!». Именно это случилось в США в 70-х. Американцы, ослепленные пропагандой, объявили войну… автомобилю. И всё потому, что он был как две капли воды похож на нашу родную «Шестерку». Сегодня расскажу историю про Fiat 124 Special, который стал жертвой политических игр, и о том, почему в Америке владеть «Жигулями» (даже фальшивыми) было опасно для здоровья. Приветствую вас, товарищи! 1. «Колхоз» или завод? Странная внешность «Американца» Глядя на фото этого автомобиля, любой наш гаражный мастер скажет: «Ну, нагородили! Бамперы от трактора приварили, что ли?». Действительно, выглядит этот Fiat 124 Special TC 1974 года странновато. Кузов — до боли знакомый. Силуэт — вылитая наша ВАЗ-2103 или ранняя ВАЗ-2106. Но бамперы… Они торчат вперед на добрых 15 сантиметров, как нижняя губа у обиженного ребенка. Думаете, это «колхозный тюнинг»? А вот и нет. Это завод.
Оглавление

Представьте: вы купили иномарку, отличную машину. А на заправке вам отказываются лить бензин и кричат: «Убирайся домой, к коммунистам!».

Именно это случилось в США в 70-х. Американцы, ослепленные пропагандой, объявили войну… автомобилю. И всё потому, что он был как две капли воды похож на нашу родную «Шестерку».

Сегодня расскажу историю про Fiat 124 Special, который стал жертвой политических игр, и о том, почему в Америке владеть «Жигулями» (даже фальшивыми) было опасно для здоровья.

Приветствую вас, товарищи!

1. «Колхоз» или завод? Странная внешность «Американца»

Глядя на фото этого автомобиля, любой наш гаражный мастер скажет: «Ну, нагородили! Бамперы от трактора приварили, что ли?».

Действительно, выглядит этот Fiat 124 Special TC 1974 года странновато.

Кузов — до боли знакомый. Силуэт — вылитая наша ВАЗ-2103 или ранняя ВАЗ-2106. Но бамперы… Они торчат вперед на добрых 15 сантиметров, как нижняя губа у обиженного ребенка.

-2

Думаете, это «колхозный тюнинг»? А вот и нет. Это завод.

В 1974 году в США ввели драконовские нормы безопасности. Бампер должен был выдерживать удар на скорости 5 миль в час (около 8 км/ч) без повреждений кузова.

Итальянцам пришлось выкручиваться. Они взяли изящный Фиат и прикрутили к нему эти огромные резино-металлические «рельсы» на гидроамортизаторах. Красоту убили, зато закон соблюли.

-3

2. Зачем янки пересели на «блохи»?

Вы спросите: а зачем вообще американцу, который привык к 6-литровому «Кадиллаку», эта итальянская малолитражка?

Жизнь заставила, мужики.

В 1973 году грянул Нефтяной кризис. Бензин в США стал дефицитом, цены взлетели до небес. Очереди на заправках растягивались на километры.

Их прожорливые V8, которые жрали по 25-30 литров, стали разорять семейные бюджеты.

Вот тут-то американцы и побежали скупать всё, что «нюхает» бензин, а не пьет его ведрами. Японские «Хонды», немецкие «Фольксвагены» и, конечно, итальянские «Фиаты».

Fiat 124 Special TC был для них спасением. Моторчик резвый (Twin Cam — два распредвала, наши «Жигули» о таком только мечтали!), расход маленький, салон уютный. Казалось бы — живи и радуйся.

-4

3. Оптический обман зрения

Но тут вмешалась большая политика. Холодная война была в самом разгаре. Отношения между США и СССР были натянуты как струна.

И надо же было такому случиться, что именно в эти годы наш ВАЗ начал активно штамповать «Тройки» и «Шестерки», которые внешне были копией этого самого Фиата (с поправкой на наш хром и двигатели).

Советские машины (под брендом Lada) тоже шли на экспорт. В Канаде их было полно. И простые американцы, видя на дороге угловатый седан с круглыми фарами, не разбирались в шильдиках.

Для них это была «Commie Car» — машина коммунистов.

-5

4. «Открывай капот, или разобью стекло!»

В середине 70-х, после очередного обострения (шпионские скандалы, нарушения воздушных границ), в США началась волна «патриотического» бойкота всего советского.

Под раздачу попали несчастные владельцы Фиатов.

-6

Представьте ситуацию: подъезжает американец на своем итальянском «Фиате» к колонке. А заправщик скрещивает руки на груди:

— Красным не заправляем! Вали в свою Москву!

Владелец в шоке:

— Ты чего, парень? Это Турин, Италия! Союзник по НАТО!

— Рассказывай сказки. Вон, фары как у русского танка.

Бывало и хуже. Машины царапали гвоздями, били стекла, прокалывали шины. Люди реально путали «Фиат» с «Жигулями». Уж больно похожи, чертяки. Особенно сзади — те же фонари, те же линии багажника.

5. Табличка как оберег

Доходило до абсурда. Владельцам приходилось возить с собой инструкции или буквально хватать агрессивных патриотов за руку и тащить к капоту.

— Смотри! Смотри сюда, дубина! — кричал водитель, тыча пальцем в алюминиевую табличку с VIN-номером. — Тут написано: Made in Italy! Fiat S.p.A.!

Только увидев латиницу и заветное слово «Italy», заправщик смягчался.

Но нервы мотали изрядно. Многие американцы, устав доказывать каждому встречному, что они не шпионы КГБ, просто продавали эти машины за бесценок или запирали их в гаражах «до лучших времен».

-7
-8

6. Итог: Кто кого?

Сейчас, спустя 50 лет, эти Fiat 124 Special с «губастыми» бамперами — коллекционная редкость. Холодная война кончилась, и теперь они просто памятник эпохе.

Но если поставить рядом наш ВАЗ-2106 и этот Фиат... Честно скажу, мужики, наша «Шестерка» выглядит изящнее. У нас бамперы аккуратные, хромированные, с клыками. А американские стандарты безопасности превратили красивую итальянку в бульдога.

-9

А вы бы смогли с первого взгляда отличить этот Фиат от Жигулей, если убрать эмблему?

Пишите в комментариях, у кого была «Шаха» и согласны ли вы, что она красивее «итальянца»!

Ваш Василич.

👇 ПРИМЕЧАНИЕ АВТОРА:
Иллюстрации созданы с помощью нейросетей для воссоздания атмосферы тех лет, так как оригинальных фото того периода сохранилось мало.