В столице Казахстана 10-11 декабря проходит официальный визит президента Ирана Масуда Пезешкиана. Одна из главных тем переговоров — увеличение товарооборота до $3 млрд. Астана и Тегеран активно развивают двусторонние отношения, совместно работают над расширением транспортно-логистического сотрудничества, в частности, железнодорожной линии Казахстан – Туркменистан – Иран и транспортно-логистического центра в порту Бандар-Аббас. Однако омрачить взаимодействие может недавнее решение Казахстана присоединиться к «Соглашениям Авраама», которые в Тегеране расценивают не иначе, как угрозу. Подробности — в материале «Известий».
Зачастили в гости
«В рамках визита запланировано проведение переговоров на высшем уровне, в ходе которых будут обсуждены вопросы дальнейшего укрепления казахско-иранского сотрудничества в торгово-экономической, транспортно-логистической и культурно-гуманитарной сферах», — говорится в сообщении администрации президента Казахстана.
С начала 90-х годов президенты обоих государств совершили более 15 государственных визитов. Особенно на этом фоне выделяется поездка казахстанского лидера Касым-Жомарта Токаева в июне 2022 года, по итогам которого стороны подписали девять документов, определивших вектор двустороннего сотрудничества на долгое время.
В частности, Иран и Казахстан договорились повышать двустороннюю торговлю. Для достижения взаимного товарооборота до $3 млрд страны ввели безвизовый режим сроком до 14 дней, а также заключили различные коммерческие соглашения.
Помимо этого, они запустили первый контейнерный поезд по маршруту Казахстан-Туркменистан-Иран-Турция и создали совместную торговую палату. В Казахстане зарегистрировано свыше 650 компаний с иранским участием.
По данным СМИ Казахстана, за первые девять месяцев 2025 года товарооборот между странами вырос почти на 45%, достигнув $310,8 млн. В основном это произошло за счет умеренного снижения иранского импорта и трехкратного увеличения казахстанского экспорта.
Ключевой совместный проект
Одним из ключевых региональных проектов для Ирана и Казахстана становится «Север-Юг», связывающий Центральную Азию с Персидским заливом и Индийским океаном. Ключевыми узлами маршрута выступают казахстанский порт Актау и иранский Бендер-Аббас.
По сравнению с традиционными морскими путями этот маршрут позволяет сокращать сроки доставки грузов почти в два раза.
В прошлом году совместно с Россией и Туркменистаном две страны подписали дорожную карту по развитию восточной ветви коридора на 2024–2025 годы. Планируется, что к 2027 году пропускная способность маршрута увеличится до 15 млн тонн в год к 2027 году, а к 2030-му — до 20 млн тонн.
В последние несколько лет Тегеран и Астана полностью запустили железнодорожное сообщение Казахстан-Туркменистан-Иран. Стороны планируют ускорить принятие решений по увеличению пропускной способности железнодорожной линии Ины — Берекет — Горган, согласованию транзитных тарифов и развитию контейнерных сервисов для расширения грузопотоков в следующем году.
Иран в последнее время стал активно участвовать в евразийской интеграции: в начале этого года Тегеран получил статус наблюдателя в Европейском экономическом союзе (ЕАЭС), а уже в мае того же года между странами союза и Ираном заработало полноформатное соглашение о свободной торговле.
В январе в Москве президент России Владимир Путин и Масуд Пезешкиан подписали Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, символизирующий новый этап в отношениях двух стран. Документ касается активного взаимодействия по целому спектру вопросов от военно-политического и торгово-экономического до научно-гуманитарного.
Научный сотрудник Центра изучения Глобального Юга ИНИОН РАН Иван Глухов в беседе с «Известиями» отметил, что подписание соглашения было весьма своевременным и значимым.
— Договор довольно значим для РФ, он открывает новые возможности для дальнейшего расширения торгово-экономического, культурного и научно-образовательного сотрудничества, взаимодействия в области атомной энергетики и поставок газа, реализации совместных стратегических логистических проектов, — пояснил эксперт.
Символический шаг
Специалист по вопросам безопасности в Центральной Азии Рустам Бурнашев в беседе с «Известиями» отметил, что в настоящее время сотрудничество стран с Ираном довольно ограничено из-за того, что Тегеран находится под санкциями.
— Однако есть некоторые направления, которые для Казахстана достаточно важны, это транспортное и логистическое направление. Иранский вектор всегда рассматривался как достаточно значимый для всех стран Центральной Азии, для Казахстана в том числе. Сейчас Иран включается в формат маршрута Север-Юг, который активно продвигает Россия, в этот же формат вписывается и Казахстан, — пояснил эксперт.
Он добавил, что также обсуждается схема торговли углеводородным сырьем, есть небольшие направления, связанные с торговлей продуктами питания, сельским хозяйством, но это не стратегические направления, в основном стороны все же интересуют логистические проекты.
В начале ноября после телефонного разговора с президентом Касым-Жомартом Токаевым американский лидер заявил, что Казахстан присоединился к «Соглашениям Авраама», что вызывает серьезное напряжение в Тегеране.
Бурнашев считает, что это чисто символический и идеологический шаг, учитывая, что для Астаны он практически не имеет никакого значения.
— Ведь у Казахстана нет военного конфликта с Израилем, нет никаких ограничений на торговлю. «Соглашения Авраама» предполагают нормализацию отношений Израиля с некоторыми странами арабского мира, где у них были конфликты. Возможно, этот вопрос будет обсуждаться на переговорах, но скорее всего в закрытом формате. При этом вряд ли присоединение Астаны к этим соглашениям с Израилем как-то повлияет на позицию Ирана, — подытожил эксперт.
Более стабильные отношения
Торгово-инвестиционный аналитик из Казахстана Ернар Серик считает, что президенты Ирана и Казахстана на переговорах будут обсуждать логистику и развитие транзитного коридора через Иран, а также расширение экспорта из Казахстана, инвестиции в сельскохозяйственный сектор и переработку.
Он добавил, что существуют технические условия и тарифы, сдерживающие рост торговли.
— Если их удастся согласовать, то двусторонние отношения станут еще более стабильными и предсказуемыми, — уверен специалист.
По словам политолога Жаната Момынкулова, согласно иранским источникам, Тегеран воспринимает соседнюю страну как «естественного евразийского партнера», стратегический транспортный узел, экспортера продовольствия и ворота на рынки ЕАЭС, Китая и Центральной Азии.
— Иран считает Казахстан ключевым звеном для выхода на рынки Персидского залива, Южной Азии и Ближнего Востока, — подчеркивает эксперт.
По мнению эксперта, казахстанско-иранские отношения в ближайшие годы будут развиваться по трем основным направлениям: логистика, промышленность и агропромышленный комплекс, а также взаимодействие в области энерго- и нефтехимической отраслей.
— Это все включает в себя модернизацию портов, развитие Каспийского флота, цифровизацию таможенных процедур, расширение контейнерных сервисов, обмен технологиями и участие компаний обеих государств в модернизации необходимых отраслей, — резюмировал аналитик.