Найти в Дзене
записки зубного детектива

Почему в Средние века в еде использовалось слишком большое количество специй

У меня в канале собрались сплошь любители вкусно поесть и приготовить что-нибудь эдакое! Думаю, им понравится эта статья. В высоком и позднем средневековье у европейской элиты появилась мода на еду с огромным, иногда пугающе большим, количеством специй. Чтобы вы примерно понимали, о чем речь, могу привести пример бульона на 12 персон из итальянской кулинарной книги XIII века, в состав которого входит 26 (!) грамм гвоздики, три мускатных ореха (целиком!!!), и это все не считая имбиря, корицы и шафрана примерно в таких же пропорциях. Мало ли, вдруг тут попался кто-то, кто не слишком понимает моего священного ужаса по поводу этих цифр, так объясню, что сегодня мускатный орех добавляют в еду «на кончике ножа», а за вариант «три мускатных ореха» на блюдо можно отхватить обвинение в попытке преднамеренного убийства общественно опасным методом с особым цинизмом. В другой кулинарной книге из Франции XIV века имбирь используется в более четверти всех рецептов, шафран в 17%, корица и малагетский

У меня в канале собрались сплошь любители вкусно поесть и приготовить что-нибудь эдакое! Думаю, им понравится эта статья.

В высоком и позднем средневековье у европейской элиты появилась мода на еду с огромным, иногда пугающе большим, количеством специй. Чтобы вы примерно понимали, о чем речь, могу привести пример бульона на 12 персон из итальянской кулинарной книги XIII века, в состав которого входит 26 (!) грамм гвоздики, три мускатных ореха (целиком!!!), и это все не считая имбиря, корицы и шафрана примерно в таких же пропорциях.

Мало ли, вдруг тут попался кто-то, кто не слишком понимает моего священного ужаса по поводу этих цифр, так объясню, что сегодня мускатный орех добавляют в еду «на кончике ножа», а за вариант «три мускатных ореха» на блюдо можно отхватить обвинение в попытке преднамеренного убийства общественно опасным методом с особым цинизмом.

В другой кулинарной книге из Франции XIV века имбирь используется в более четверти всех рецептов, шафран в 17%, корица и малагетский перец в 15%. Опять же, в качестве сравнения можно привести пример, что в этой же книге соль использовалась всего в 16% рецептов, а банальный лук и чеснок из ближайшего огорода — только в 9%!

Возникает вполне естественный вопрос: а зачем козе такой баян?! Ответов, на удивление, много, и все вполне логичные.

Первое: «потому что могу себе позволить»!

В условиях полного отсутствия запрещенных в России социальных сетей, было очень трудно донести до окружающих всю степень твоего личного богатства, а специи стоили столько, что позволить себе угробить три мускатных ореха за один обед могли «не только лишь все»! Вот знать и вываливала огромные средства в тарелку, чтобы гости могли убедиться, хозяин (или хозяйка) знают толк в аккумулировании средств в отдельно взятом кармане.

И если сегодня очередной чиновник без малейшей фантазии покупает себе сороковые по счету швейцарские часы, то в то время приходилось скупать специи мешками, чтобы хоть как-то выделиться.

Позже, когда цены чуть упали, даже средний класс стал стремиться приобщиться к великим мира сего и пихал специи в еду после каждой получки, чтобы оторваться и пожить, как большие.

Вторая причина, конечно, религиозная. В то время под любое действие должно было быть подведено правильное божественное обоснование. Большинство специй шло из Индии, которая считалась землей, наиболее близкой к Раю, большую часть пряностей поставляли в Средиземное море по Нилу, который (как считали средневековые ученые) проистекал непосредственно из Эдема.

Одну из пряностей, к примеру, называли Granum paradisi — «райское зерно». Это сегодня мы понимаем, что такое метафора, но в те времена купцы на голубом глазу настаивали, что это просто указание на место происхождения. Почему бы и нет?!

Если вспомнить, чем пахло в среднестатистическом средневековом европейском городе, можно скривиться от ужаса. Поэтому в качестве противопоставления Рая бренной земле он описывался всеми авторами как место, где все благоухает специями, во что очень хотелось верить, выйдя на любую местную мостовую.

В популярной французской поэме XIII века «Роман о розе», аллегорической энциклопедии куртуазной любви, герой попадает в райский сад, где все благоухает специями, и повсюду растут деревья мускатного ореха, гвоздика, «райское зерно», перец, куркума и другие пряности. Так что, употребляя специи в больших количествах, люди пытались приблизиться к Богу и дольше пожить.

Третья причина — вполне банальная — попытка улучшить вкус еды, которая в то время была без особого разнообразия. Чаще всего это были похлебки, супы, все сплошь из растений с довольно редким добавлением мяса. Соль была недоступной (ценилась как валюта), жарить было дорого, сварить бы хватило дров, а потому вкус у всего был весьма пресный и унылый. Даже самые дешевые специи позволяли хоть как-то разнообразить то, что приходилось есть каждый день.

Четвертая причина тоже банальна — медицинская. Гвоздика считалась сильным антисептиком и использовалась для лечения воспаленного горла, имбирь применяли для «очищения крови» и борьбы с гнилостными процессами в кишечнике, а мускатный орех помогал маскировать неприятный запах изо рта, что было актуально из-за распространенных проблем с зубами.

До кучи специи считались еще и хорошими консервантами и маскировали неприятные вкусы и запахи еды, если за пару-тройку дней пира она слегка протухла.

В общем, хотите пропитаться «эманациями рая», напихайте себе в тарелку побольше специй. Но, как и всегда, важно соблюдать меру, чтобы не оказаться в раю преждевременно.

Мой Телеграм-канал: https://t.me/docstomru

Записки зубного детектива