Нечасто приходится делать отчёты по компактным подседельным сабвуферам. Но когда в руки попадает какая-нибудь необычная или просто удачная модель, заслуживающая внимания, отчего бы не показать её в деталях? Сегодняшний испытуемый привлёк внимание весьма приличной по меркам подседельников отдачей и возможностью давать более плотный и чистый бас, чем, пожалуй, большинство аналогичных бюджетных моделей.
В линейке бренда модель Magnum SW-8A принадлежит к серии с громким названием Expert, но стоит при этом вполне действительно умеренно – на момент теста его можно купить менее, чем за 12 тысяч рублей.
Первое знакомство
Корпус сабвуфера – крепкий, литой, алюминиевый. Размеры – 23,6 х 24,1 х 7,3 см. По факту, чуть крупнее стандартной пачки офисной бумаги формата А4.
Сразу замечу, что в отличие от большинства аналогичных сабов на рынке, панель с подключениями и регуляторами выведена не на короткую, а на длинную сторону корпуса. В некоторых автомобилях бывает удобней именно такая компоновка.
Для крепления в комплекте идут небольшие стальные штампованные ушки. Правда, тут должен сразу сказать – качество баса очень сильно зависит именно от жёсткости крепления к кузову, и в подседельных конструкциях это особенно актуально.
Просто они не такие тяжёлые, как полноразмерные модели, а прыгающий по полу саб – ну как бы такое себе: третий закон Ньютона ещё никто не отменял. Так что чем более «каменным» будет крепление, тем лучше. Излучать должен только диффузор, а не элементы вокруг.
В сабе используется плоский 8-дюймовый динамик с жёстким алюминиевым диффузором. Верхний подвес – резиновый.
Все подключения – классические, не на быстросъёмах, что в данном случае можно считать плюсом. В отличие от полноразмерных активных сабов, которым место в багажнике, оперативно снимать и возвращать на место ультракомпактные подседельники нет необходимости. А вот завести, например, питание полноценными кабелями 8 Ga, а не тонкими проводами через разъёмы Molex – очень даже неплохо.
Сигнал можно подать двумя способами. Первый – через RCA разъёмы (например, если у вас не штатное, а какое-нибудь aftermarket ГУ). Правда, они заглублены в корпус, так что выбирайте кабели, у которых сами разъёмы имеют открытую внешнюю часть.
Второй способ подключения – через высокоуровневые входы, т. е. параллельно или вместо динамиков существующей аудиосистемы – особенно актуально для интеграции SW-8A в штатные системы. Для последнего в комплекте идёт небольшой «хвост» проводов. Задействуется по необходимости.
При подключении через высокоуровневые входы предусмотрено автоматическое включение по наличию сигнала (детектирование постоянной составляющей) – может оказаться актуальным, если в автомобиле неоткуда взять сигнал АСС.
Набор настроек – стандартный: гейн, фильтр нижних частот, бас-буст. Плюс имеется переключатель полярности сигнала (кнопка Phase) – помогает точнее согласовать саб с основной акустикой, чтобы бас звучал более слитно.
В комплекте идёт проводной регулятор уровня, который в небольших пределах дублирует регулировку Gain.
А что внутри?
Корпус состоит из двух половинок – обе литые алюминиевые, стянуты между собой через герметизирующую прокладку. Примечательный момент, отличающий Magnum SW-8A от большинства аналогичных сабов, – тыльная часть притянута к верхней не только по углам и к динамику, но и ещё в двух дополнительных точках посередине. Хоть размеры у таких сабов и невелики, но, как показывает практика, подобное увеличение жёсткости всегда идёт на пользу звуку.
Динамик имеет вполне традиционную конструкцию, но тут обращу внимание на довольно крупный мотор – далеко не всегда в подседельниках используются серьёзные конструкции. Это, к слову, одна из составляющих хорошей отдачи, которая и с самого начала и обратила внимание в этом сабе.
Сам усилитель – проверенный временем АВ класс с повышающим блоком питания. Производитель заявляет о его максимальном силовом потенциале 250 Вт, что, учитывая результат, похоже на правду.
Как работают? Измерения и проба в деле
Как показывает практика, регулировки у всех сабов вроде бы одни и те же, но работают порой совершенно по-разному. Смотрим, как с этим дела у Magnum SW-8A.
Графики ниже – это характеристики излучения, снимались в ближнем поле, т. е. микрофон в непосредственной близости к защитной сетке динамика (одна из методик измерительного комплекса Audiomatica Clio).
Проверка работы фильтра нижних частот (LPF, подрезка сигнала сверху). Тут без особых вопросов, разве что вместе с регулировкой среза ещё и отдача заметно меняется. Но это особенность почти всех ультракомпактных сабов.
Проверка работы Bass Boost. Фиксирую регулятор LPF в среднем положении, меняю регулировку Bass Boost. По уровню эта регулировка добавляет не так, чтобы очень сильно, но обратите внимание – пик отдачи немного смещается вниз по частоте.
Совместное использование LPF и Bass Boost. Если знать эту особенность, можно двигать пик отдачи саба в достаточно широких пределах – примерно от 60 до 80 Гц, при этом почти не трогая гейн (регулятор чувствительности). Можно взять на заметку. Единственное, выкручивать оба регулятора в максимум одновременно не нужно – у всего есть пределы разумного.
Немного о глубине баса. Глядя на снятые характеристики излучения, многих наверняка смутил довольно резкий спад отдачи на нижней границе рабочего диапазона. Но для подседельных сабов ограничивать самый глубокий бас – это необходимость, эта особенность есть вообще во всех моделях. Из-за небольшого излучающего диффузора и компактного корпуса они физически не предназначены «давать ветра». Их задача – работать в более информативном диапазоне, а он, как ни крути, начинается от 40-50 Гц и выше.
Однако не нужно думать, что подседельники на нижних частотах ни на что не способны. Дело в том, что замкнутое пространство автомобильного салона всегда добавляет отдачи в области ниже 55-60 Гц, т. е. «мяса» от таких сабов в салоне будет больше, чем это кажется, глядя на снятые характеристики. Измерения просто не учитывают это влияние салона, а меж тем, разница весьма заметная.
Проба в деле
В чём фишка Magnum SW-8A? Во-первых, субъективно саб имеет весьма приличную отдачу по меркам подседельников. Он не просто что-то там стучит, а даёт звучанию действительно хорошую основательность, на какой-нибудь ритмичной электронике басовые удары приобретают плотное басовое «мясо». Во-вторых, бас довольно чистый, без раннего появления гула или дребезжания конструкции.
Всё это стало закономерным следствием использованных решений. Взять хотя бы реализацию корпуса – даже пара дополнительных точек стяжек посередине сыграли свою роль, собственных призвуков почти нет (хотя почти все аналогичные сабы вроде бы тоже имеют алюминиевые корпуса). Опять же, связка ни разу не слабого усилителя и динамика с серьёзным мотором. Всё это и привело к очень достойному запасу по отдаче.
Как ставить? Важно понимать, что в конечной инсталляции многое будет зависеть от жёсткости крепления к кузову. Никаких липучек к ковролину. Если саб при работе будет дрожать, прыгать, елозить, это точно не поспособствует нормальному басу.
Помните, излучать должен только диффузор, всё остальное – быть максимально неподвижным, просто каменно зафиксированным и не подверженным вибрациям. Только так от подседельника можно получить достойный результат.
К чему подключать? Если у вас в машине нештатное головное устройство, наверняка в нём есть линейные выходы (RCA). По возможности, отдайте предпочтение им – это даст лучшее качество звучания.
Если же Magnum SW-8A приобретается для расширения возможностей штатки и будет подключаться через высокоуровневые входы (параллельно штатным динамикам или вместо них), важно оценить, а есть ли басовая составляющая в сигнале.
Дело в том, что в некоторых штатных системах бас намеренно подрезается снизу, чтобы не перегружать штатные динамики. И если такой «кастрированный» сигнал подать на сабвуфер, то, понятное дело, воспроизводить ему будет нечего. Тут, правда, с каждым автомобилем всё индивидуально, но помнить про этот момент нужно всегда.
Коротко по делу. Для каких задач выбирать?
Как и любые подседельники, Magnum SW-8A не старается соперничать с полноразмерными монстрами в половину багажника. Но по сравнению со многими аналогичными конструкциями выглядит уверенно – имеет хороший запас по отдаче, бас основательный, «мясной». Словом, хороший вариант, когда нужно с минимальными затратами добавить звучанию весомости и тактильной ударности.
Плюсы:
- Очень достойная отдача по меркам подседельников
- Отсутствие механических призвуков в излучаемом сигнале
- Можно использовать как с нештатными, так и со штатными ГУ
- При должном креплении способен на плотный, тактильный бас
Минусы:
- Результат сильно зависит от жёсткости крепления