Кристина Мхитарян спела на IV зимнем музыкальном фестивале «Зарядье».
Выпускница Гнесинской академии и Молодежной оперной программы Большого театра Кристина Мхитарян – нынче мировая оперная знаменитость. Победив на престижных международных вокальных состязаниях в Испании, Италии, Норвегии и на «Опералии» Пласидо Доминго в Казахстане, российское сопрано вошло в круг оперных звезд с контрактами по всему миру. Сегодня Мхитарян активно выступает на Западе в самых престижных оперных театрах и международных фестивалях – вплоть до «Метрополитен-оперы».
В Россию она теперь наведывается нечасто, и каждый ее приезд уже воспринимается как событие. В частности, в начале этого сезона Мхитарян спела в Московской филармонии одну из своих коронных партий последнего времени – Манон в опере Массне. И вот теперь – явление на зимнем фестивале «Зарядье», где ее выступление привлекло значительное внимание публики и критики.
Аккомпанировал певице оркестр Владимира Федосеева, а за пультом стоял ее «старый знакомый» – дирижер ГАБТа Антон Гришанин, с которым Мхитарян делала свои первые профессиональные шаги десятилетие назад в Молодежной программе Большого. Как бы в память об этом сотрудничестве, в финале вечера на бис прозвучала ария Герды из оперы Сергея Баневича «История Кая и Герды» – проникновенный номер на стыке академической музыки и эмпатичной советской эстрады 1970-х: когда-то именно эта роль была одной из первых больших работ Мхитарян на сцене, пусть и сделанная в опере для детей. Впрочем, в свое время именно с этой оперы в Мариинке начинала и Анна Нетребко (кстати, также, как и Мхитарян, уроженка Краснодарского края) – не худший пример для подражания.
Для основной части московского реситаля Мхитарян выбрала классический расклад программы: первое отделение – западное, второе – русское (хотя чаще певцы делают наоборот, полагая западный репертуар более эффектным). Прозвучали шесть арий и два дуэта, в которых знаменитости «подпевал» артист нынешнего призыва Молодежки – перспективный тенор Кирилл Сикора.
Западное отделение было подобрано артисткой идеально: прозвучала та музыка, которая лучше всего подходит ее сегодняшнему голосу – бельканто и французский лирический репертуар. Красивый инструмент Мхитарян обладает бесценными качествами для оперы бельканто – чарующим тембром, гибкостью в голосоведении, элегантностью в выпевании украшений; при этом голос не относится к легким, в звуке чувствуется плотность и насыщенность, низы озвучены и окрашены убедительно. Все это очень хорошо, с одной стороны, для прозрачной белькантовой фактуры – что вокального письма, что оркестрового, – с другой – для часто патетических ролей этого стилевого направления, особенно в операх так называемого драматического бельканто.
Именно такой образ и был выбран и предъявлен певицей – страдающая королева Мария Стюарт из одноименной оперы Доницетти. Прозвучала ария «O nube!» и дуэт с графом Лестером «Da tutti abbandonata» – оба номера полностью соответствовали эстетике стиля бельканто, что говорит о незаурядном мастерстве, поскольку этот стиль дается немногим.
Не меньшее удовлетворение принесла и французская часть отделения – прозвучала каватина Лейлы из «Искателей жемчуга» и дуэт с Надиром оттуда же. Упоительно нежные краски голоса Мхитарян с блеском передавали чувства восточной красавицы, ее робость, целомудренность и одновременно расцветающую любовь. Пылкий тенор Сикоры удачно оттенял преимущественно пастельную палитру Мхитарян – впрочем, и экспрессии в ее пении хватало; в целом номера были исполнены очень выразительно, если не захватывающе.
Русское отделение понравилось чуть меньше. Открывшая его ария Франчески из оперы Рахманинова, изобилующая неудобными верхними нотами и слишком широким диапазоном, оставила впечатление борьбы певицы с этими трудностями: хотя в итоге они были, конечно же, покорены, цельного захватывающего образа не вышло. В середине отделения певица представила два номера из опер Чайковского – ариозо Иоланты и Колыбельную Марии из «Мазепы». Хотя оба они предельно лиричны и лишены откровенного драматизма, поэтому вполне допустимы в репертуаре лирического сопрано, все же для полноты и содержательной глубины этих персонажей даже в этих ариях желательна драматическая краска, которой, по большому счету, Мхитарян явлено не было, хотя чисто технически оба номера были спеты певицей очень качественно и с чувством.
А вот что прозвучало поистине идеально – это арии Римского-Корсакова, причем обе: и написанная для легкого сопрано-инженю Снегурочка, и требующая более плотного голоса Марфа из «Царской невесты». Обе арии «сидят» на вокальной позиции Мхитарян безупречно, выстроены и по нюансам, и по динамике, и по тембральным краскам, отличаются сверкающими, не теряющими своей округлости и красоты тембра верхами; кроме того, их приметой оказалась поистине идеальная дикция, чего не было явлено в прочих русских ариях и что вообще не часто услышишь от высоких голосов. Словом, русское бельканто, к какому часто относят творчество Римского-Корсакова, далось певице не менее итальянского.
В целом выступление артистки в разнообразном дефиле арий оставило самое благоприятное впечатление и подтвердило ее сегодняшний статус – поистине выдающейся вокалистки, обладающей и великолепными природными данными, и отточенным мастерством. С маэстро Гришаниным в течение вечера у нее наблюдался хороший контакт – неоперный оркестр чутко аккомпанировал певице, установившийся баланс позволил расслышать все преимущества ее волшебного пения. Московская публика принимала солистку очень тепло, сцену буквально завалили букетами – особенно трогательным оказался таковой от гнесинского педагога певицы, знаменитой сопрано Рузанны Лисициан.
10 декабря 2025 г., "Музыкальный Клондайк"