- В школе я думала, что дизайнер - это как в фильме «Дьявол носит Prada»: красивая жизнь, творчество и невероятные проекты
- Мне было 17, и я обсуждала дизайн с Тимой Белорусских. Я тогда впервые подумала: как я вообще здесь оказалась?
- Иногда решение продолжить учёбу не внезапное - оно растёт вместе с тобой, год за годом, пока не становится очевидным.
Алиса Курилина - студентка факультета дизайна и рекламы Университета «Синергия» и героиня рубрики «Легенды Синергии».
Ей 23 года, и у неё за плечами уже колледж, бакалавриат, международные выставки, крупные издательства и работа в ведущей российской компании архитектурно - строительного проектирования.
В 17 она волонтёрила на форумах и спорила с родителями из-за выбора творческой профессии. В 18 делала проекты вместе с «Яндексом» и «Снобом». Сегодня совмещает учёбу и работу в реальных больших проектах и уверенно говорит, зачем студентам продолжать образование и почему родителям стоит доверять выбору своих детей.
Это интервью о том, как практико-ориентированное обучение, смелость брать ответственность и доверие со стороны родителей превращают обычный студенческий путь в историю первых побед.
Алиса, что в школе захватывало тебя настолько, что ты могла заниматься этим часами?
Знаешь, если бы я умела хорошо рисовать - я бы сразу выбрала путь художника.
В восьмом - девятом классе я уже готовилась к экзаменам: биология, обществознание… всё по стандартной траектории. Но при этом меня тянуло к рисованию. Времени на него почти не оставалось, а желание никуда не исчезало.
И когда подошёл период экзаменов, я вдруг поняла: мечта есть и она сильнее, чем страх что-то менять. Я так переживала, что однажды подумала: возможно, стоит выбрать другой путь и не идти по привычной схеме, а попробовать себя в творчестве.
Я поговорила с родителями и мы договорились: если у меня получится пройти первую сессию в колледже и мне это понравится - значит, я остаюсь и двигаюсь в сторону творческой профессии. Если нет - возвращаюсь в школу, ничего не теряя.
Это было первое взрослое решение. Я рискнула. Поступила, хорошо прошла сессию и поняла, что мне невероятно нравится учиться.
«Синергия» стала для меня отправной точкой, тем самым моментом, когда мечта получила шанс.
В школе я думала, что дизайнер - это как в фильме «Дьявол носит Prada»: красивая жизнь, творчество и невероятные проекты
Каким ты тогда представляла себе работу дизайнера? Что именно, как тебе казалось, делает человек этой профессии?
В школе у меня были довольно странные представления о профессии дизайнера. Я просто знала: мне хочется творчества, но кто такой дизайнер на самом деле я понимала очень условно.
В голове жила картинка из любимого фильма «Дьявол носит Prada».
Мне казалось, что дизайнер - это человек из красивого мира моды, который создаёт что-то невероятное, получает за это хорошие деньги и живёт какой-то ослепительной жизнью. Это было больше чувство, чем реальное понимание профессии.
Похожее впечатление было и дома: я видела, как моя старшая сестра, которая тоже училась на дизайнера, сидела и вырезала макеты, рисовала проекты, собирала какие-то нереальные конструкции. Я смотрела на неё и думала: вот это дизайнер. Вот этим я хочу заниматься.
Но только на первом курсе мне всё стало по-настоящему ясно. У нас был общий предмет «Дизайн», и он меня буквально поразил. Поразили и преподаватели: они показывали, что дизайнер может из пустоты создать что угодно - предмет, образ, пространство. Тогда я впервые увидела профессию не как красивую картинку, а как реальное ремесло, где есть процесс, идея, поиск и настоящее удовольствие от создания.
В школе дизайнер для меня был чем-то почти мифическим. В колледже он стал понятной, живой профессией, которой я захотела заниматься всерьёз.
Что стало решающим в момент, когда ты выбирала, куда поступать после школы?
Если честно, выбор колледжа у меня получился довольно импульсивным. Подруги собирались поступать в Строгановку, но после 11 класса. А я понимала, что ждать два года, готовиться заранее, проходить длинный отбор - это совсем не про мою ситуацию.
Мне хотелось реализовать своё желание сейчас и я смотрела разные творческие колледжи, даже ездила на собеседования. Помню одно из них - в колледже недалеко от дома. Там было прикладное дизайнерское направление, мы поговорили, мне очень понравилось. Казалось, что этот вариант почти финальный.
Но всё изменилось буквально за один день. Я приехала в «Синергию» на собеседование в субботу и у меня сработало какое-то внутреннее ощущение: вот здесь я буду учиться дальше. Это было не рациональное решение, а именно чувство места.
Так иногда происходит: ты входишь в пространство и понимаешь - всё, я дома.
Расскажи про свой опыт в колледже. Какие проекты стали для тебя самыми важными, теми, что по-настоящему оставили след?
Самым ярким для меня стал третий курс - именно тогда у нас на факультете открылся «Центр креативных индустрий».
Второй курс пришёлся на ковид: мы учились из дома, всё было немного в тумане. А с открытием Центра будто появилось второе дыхание.
Мы приходили на пары и вдруг по пятницам появлялись «креативные пятницы»: пицца, атмосфера, живые обсуждения и, главное, реальные заказчики.
Люди из компаний приходили к нам с настоящими задачами: «Сделайте кейс. Придумайте решение. Предложите концепцию»
Это было ощущение, что ты не «готовишься к профессии когда-нибудь», а уже работаешь. Здесь и сейчас. И именно с этого всё началось: первые кейсы, конкурсы, проекты и дальше уже поехало.
Одним из первых серьёзных проектов был кейс для «ВкусВилл». У нас была идея коллаборации с РЖД: придумать, как сделать так, чтобы пассажир мог заказать еду прямо в дороге.
Я создала проект «ВкусВилл как праздник», и он занял второе место. Вот тогда я впервые поймала чувство: «Это действительно круто. Это мой путь».
Но самый значимый опыт - форум «Про пространство и время».
Он был первым, и мы сделали его, буквально, своими руками: студенты приносили работы из дома, сами развешивали экспозицию, причём, в кампусе театрального факультета, на другом конце Москвы. Мы готовили мастер-классы, приглашали спикеров, договаривались с людьми из крупных компаний.
И вдруг пришло понимание:
Ты стоишь рядом со спикерами, которые работают в индустрии много лет, обсуждаешь с ними международные выставки и чувствуешь себя на своём месте. Это было мощно!
Что из колледжа ты забрала с собой в профессию - какие навыки действительно работают в реальной жизни дизайнера?
Мне кажется, самые важные навыки, которые у меня сформировались в колледже - это ответственность и инициативность.
Техническая база тоже важна: вёрстка, композиция, работа со шрифтом, но настоящий дизайнер - это не человек, который сидит в углу и просто делает красиво.
Дизайнер - это посредник между бизнесом и аудиторией. Ты разговариваешь с заказчиком на его языке: кому нужно решение, зачем оно нужно, как оно должно работать, а потом переводишь это в визуальный язык, который поймёт аудитория. И чтобы быть таким между ними, нужна инициативность, открытость, развитый навык коммуникации и умение слушать.
Этому я в колледже училась именно на практике.
Самые сильные моменты были на разборах с преподавателями, когда ты приходишь с задачей от реального заказчика, и вместе вы решаете, как улучшить идею, что усилить, что показать смелее.
Помню одну из первых встреч с заказчиком - мы делали логотип, презентовали общий проект, и сразу после этого к нам подошёл преподаватель и сказал:
«Теперь усилите вот это, покажите логотип ярче, сделайте подачу статуснее».
И в этот момент ты понимаешь:
Учёба - это живая профессиональная среда, а не что-то оторванное от реальности. Наставник рядом на каждом этапе: от исследования до визуала.
Вот эта постоянная связка «студент - наставник - реальный кейс» и стала базой. Благодаря ей сформировались навыки, которые работают в профессии каждый день.
Мне было 17, и я обсуждала дизайн с Тимой Белорусских. Я тогда впервые подумала: как я вообще здесь оказалась?
Какие неожиданные открытия пришли к тебе во время учёбы в колледже?
Что удивило, вдохновило или, наоборот, оказалось сложнее, чем ты думала?
Самые неожиданные открытия пришли ко мне ещё на первом и втором курсе. Тогда обучение было совсем другим: мы постоянно работали на форумах и больших мероприятиях «Синергии». Нас приглашали как волонтёров, и вдруг оказывалось, что ты стоишь на огромной площадке, рядом с известными людьми, разговариваешь о дизайне, хотя тебе всего 17 лет.
Помню форум «Молодой предприниматель». Там был один из самых популярных артистов того времени - Тима Белорусских. И вот мы стоим и обсуждаем дизайн. Я ловлю себя на мысли: как так? Я студентка, волонтёр, мне 17, а я веду разговор с человеком, которого знают миллионы и всё это - благодаря учёбе. Таких моментов было так много, что мы с одногруппниками до сих пор вспоминаем: как мы вообще в это попали?
Были и другие открытия - уже не такие лёгкие. Нагрузка. Объём работ. Ситуации, когда ты сидишь и понимаешь: тебе нужно сдать огромный пласт материалов, и усталость накрывает, но именно в этих моментах пришло главное понимание: ты, правда, взрослеешь.
Однажды преподаватель по истории сказал нам:
Вы больше не школьники. Вы взрослые. Вы несёте ответственность за свою работу и свои проекты.
И это было очень сильным моментом, потому что мои ровесники в школах вообще не жили в таком режиме. А у нас уже были реальные заказчики, реальные дедлайны, реальная ответственность.
Потом я увидела, как по-разному люди относятся к ответственности в профессии. Например, моя коллега в крупной компании: ей 40 лет, и она много лет работает на одной и той же позиции. Она говорила:
«Мне страшно брать на себя что-то большее».
И я поняла, как сильно нам повезло, что нас учили иначе, что нас учили не бояться.
И самое неожиданное - это чувство, когда видишь свой проект в реальной жизни. Когда я впервые увидела продукт с моим дизайном на полке магазина, я просто засияла. Руководительница, которая тогда была рядом, спросила:
«Ты чего такая счастливая?»
А я отвечаю:
«Вы не представляете. Это мой проект стоит на полке!»
В студенчестве ещё этот магазин прислал нам фирменные толстовки с вышивкой наших персонажей. Мы с одногруппницей до сих пор их носим.
Иногда решение продолжить учёбу не внезапное - оно растёт вместе с тобой, год за годом, пока не становится очевидным.
Что стало отправной точкой решения продолжить обучение после колледжа?
Желание учиться дальше у меня было всегда. Когда я поступала в колледж, наш менеджер сразу сказал: после окончания можно пойти в университет по сокращённой программе и этот план у меня, как будто автоматически, встроился в голову.
Плюс я всегда понимала: колледж - это не полное образование. Если я начинаю путь, значит, я хочу его закончить. Поэтому мысль о том, что после колледжа будет университет, жила со мной с первого курса.
Когда я пришла работать в крупную компанию, эта мысль стала ещё сильнее. Почти каждый спрашивал:
Вы учитесь? Вы получите высшее? Это важно - оно влияет на зарплату и на позицию.
И я увидела разницу: для фриланса или маленьких студий образование может быть не так критично. Но для большой корпорации оно реально играет роль.
А ещё было то самое чувство дома. К моменту выпуска у меня были очень тёплые отношения с деканом и преподавателями: я приходила в колледж как в родное место. Мы вместе переживали мероприятия, дедлайны, бессонные ночи. Я росла там как человек и как дизайнер.
И я вдруг подумала:
Как я могу не продолжить? Я же с этим местом столько лет. Я хочу здесь остаться и идти дальше.
Поэтому альтернатив вообще не было. Я рассматривала только «Синергию». Мне казалось логичным продолжить путь там, где меня знают, поддерживают и где уже есть моя история.
И было вдохновение от людей вокруг. Например, Светлана Прусакова: она прошла всё - колледж, бакалавриат, магистратуру, аспирантуру и стала руководителем Центра креативных индустрий.
Или Сабина Ладыгина, которая тоже начинала как дизайнер, потом поступила на рекламу и теперь преподаёт в университете. И я смотрела на них и думала:
Если у них получилось построить такой длинный путь в «Синергии» - значит, и я могу.
Родители знали с первого дня: после колледжа я продолжу учёбу. Это был наш общий план.
Что сказали родители, когда ты решила идти дальше в университет после колледжа?
У нас изначально был договор: после колледжа я продолжаю обучение. Родители это знали с первого дня.
Колледж - не полное образование и для нормального карьерного роста нужно высшее. Поэтому само решение их не удивило - мы его планировали.
Но удивил формат. Мне пришлось объяснять, что пары у меня будут по воскресеньям. Они спрашивали:
«Правда? Каждое воскресенье? Ты уверена?»
А я отвечала:
«Да. Я работаю. По будням не получится. Значит, так».
Я решила совмещать учёбу и работу, потому что уже на последнем курсе колледжа нашла постоянную позицию. До этого были стажировки, фриланс-задачи, проекты. А в 20 лет я уже вышла в офис в крупное издательство «Рипол Классик».
И пока мои ровесники только поступали в университет или были на втором курсе, я уже работала и понимала, что прекращать карьеру ради дневной формы обучения не хочу. Мне было важно расти сразу в двух направлениях.
Поэтому выбор воскресной формы был для меня логичным. Родители удивились, но поддержали. Они видели, что я иду вперёд и что это уже не просто учёба ради диплома, а часть моего пути.
Что изменилось в твоих навыках, когда ты перешла из колледжа в университет? Какие изменения ты почувствовала на практике?
После перехода из колледжа в университет мне стало намного проще учиться.
Я это почувствовала буквально с первых недель.
Если бы я пошла в университет без колледжа, мне кажется, всё было бы гораздо медленнее: пришлось бы выстраивать базу с нуля, а так - навыки уже были отточены, и новая информация ложилась быстрее, потому что я понимала, как работает дизайн-процесс.
В колледже мы много занимались практикой, и это дало мне скорость. Например, те же предметы, которые когда-то были сложными, в университете воспринимались иначе - я уже знала, как учиться, как разбирать задачу.
Навыки стали более точными. Если в колледже я делала проекты интуитивно, то в университете научилась объяснять решения, аргументировать, строить композицию не только красиво, но и функционально.
Появилась ещё одна важная вещь: способность быстрее осваивать новые направления. Пару лет назад мы вообще ничего не знали про AI - графику, про нейросети, про новые инструменты, а сейчас это часть профессии.
В университете я учусь новому, но при этом оттачиваю старые навыки и это главный эффект перехода: ты двигаешься уже не от нуля, а от прочного фундамента.
Иногда один студенческий конкурс может открыть целую цепочку возможностей, ведущих к первой работе и большим проектам.
А если говорить о проектах: что изменилось в твоей работе до университета и после? Как ты чувствуешь этот рост на реальных примерах?
Если говорить о проектах, то главное изменение - путь стал короче.
Раньше я училась, пробовала себя в маленьких ролях, в том числе в качестве эксперта - ведущего: могла что-то подсказать спикеру, задать вопросы, выступить на небольшой части мероприятия.
А сейчас всё иначе. Например, вчера меня пригласили на День открытых дверей и я проводила полноценный мастер-класс. И это при том, что я всё ещё студентка бакалавриата. Просто когда ты растёшь, преподаватели и университет начинают тебя видеть, знают твои способности и возможностей становится больше.
Раньше я училась, как делать проекты. Сейчас я их просто делаю.
Так же и с конкурсами: когда появляется новая задача, я воспринимаю её уже как рабочий кейс, а не как что-то непонятное. Берусь - делаю - побеждаю.
Это стало естественным процессом.
С доходом и стажировками история такая же: чем сильнее ты становишься как специалист, тем больше открывается дверей.
Моя первая серьёзная стажировка была в 18 лет, когда я училась на третьем курсе. Я попала в крупное издательство «Сноб» и делала большой кейс - обратный отсчёт для мероприятия «Дикая Мята». Это был совместный проект с «Яндексом» и «Снобом». Сам фестиваль потом отменили, но проект вышел на сайт, и для меня это был огромный шаг.
Параллельно я делала коллажи для проекта «Женщина-лидер». Там редакторы писали истории, а я собирала визуал. И всё это произошло благодаря конкурсу: одна моя работа попала на студенческую выставку в Макао, Пекине и Токио.
Её увидели, заметили, и я начала писать издательствам. Первым ответил «Сноб». Так и началась моя профессиональная история.
После этого я уже попала в издательство «Рипол Классик», где проработала три года. И когда мне было 20, я уже официально работала дизайнером, в то время как многие ровесники только поступали или искали первую стажировку.
И эта траектория повторилась снова: учишься - берёшь первые задачи - затем получаешь серьёзную работу - затем растёшь выше.
Точно так же и в образовании: колледж даёт фундамент, бакалавриат - профессионализм, а магистратура - масштаб.
Давай сформулируем послание студентам. Три коротких тезиса: зачем продолжать учиться, какие преимущества это даёт и почему повышение компетенций - это новые степени свободы.
Тезис 1: Больше пробуйте. Не бойтесь вписываться в проекты.
Любой опыт, даже маленький - делает вас сильнее. Чем чаще вы берётесь за реальные задачи, тем быстрее понимаете профессию и находите свой стиль. Наше обучение как раз про это: не учиться на сухой теории, а пробовать, делать, ошибаться, снова делать и через это расти.
Практика - ваш мультипликатор.
Тезис 2: Понять, зачем вам это всё. Своя внутренняя логика - must have.
Учёба, работа, пары, проекты - всё становится проще, когда вы понимаете, зачем вы это делаете. Хочу быть 3D-дизайнером? Значит, на парах я качаю базу, на “Креативной пятнице” - пробую инструменты, в дипломе - собираю портфолио. Когда есть цепочка, всё складывается. Логика ведёт вас дальше.
Тезис 3: Не делите учёбу и работу - они бустят друг друга.
Работа и образование идут вместе. Университет даёт структуру и системность, работа даёт скорость и реальность. Мир меняется быстро, и вам нужно оставаться актуальными и в навыках, и в мышлении. Учёба помогает понимать, как делать. Работа помогает делать. Вместе они дают вам свободу и рост.
Какое послание ты бы хотела записать родителям студентов? Что им важно понимать, когда их дети выбирают образование и свой путь?
Если честно, я знаю, что многие родители переживают из-за «Синергии».
Кто-то говорит: коммерческий вуз, кто-то сомневается. Но важно понимать одно: никакой университет не даёт гарантий. Гарантии даёт только действие.
Наш университет - практико-ориентированный, здесь много реальных задач, и именно действие приводит к результату. Поэтому не стоит бояться попробовать. В этом выборе невозможно проиграть: если ребёнок действует, пробует, учится - он в любом случае получает опыт, который потом работает на него.
Второй момент - доверие. Самое ценное, что могут дать родители - это довериться ребёнку. Современные ребята в 16–18 лет очень осознанные.
Они часто лучше чувствуют свои способности, чем взрослые и никто, кроме вашего ребёнка, не знает, чем ему хочется заниматься.
Мне очень повезло: мои родители доверились мне, даже когда переживали и именно это доверие очень помогло мне пройти весь путь - от колледжа до крупной компании.
И главное не выбирать за ребёнка. Позвольте ему выбрать самому. Дайте ему право на свой путь, свою профессию, свою траекторию.
Главный совет родителям:
Прислушивайтесь в первую очередь к своему ребёнку, а не к внешним мнениям. Соседи, знакомые, люди в интернете - они не живут жизнь вашего ребёнка. Они не знают, где он раскроется, что у него получится, что ему откроет возможности.
Единственный человек, который знает, чего он хочет - это он сам. И ваша поддержка здесь важнее всего.
Главная ошибка родителей:
Самая большая ошибка - выбирать университет или направление, опираясь на чужие мнения, а не на внутренний выбор ребёнка.
Когда родители ориентируются на то, что говорят другие, а не на то, чего хочет их сын или дочь, это может разрушить мотивацию. Никто не может прожить его жизнь за него.
Поэтому важно не смотреть по сторонам. Не слушать пятого, десятого, знакомого, которому что-то не понравилось. Важно слушать ребёнка. Его интерес. Его желание. Его выбор.
Друзья, истории таких ребят, как Алиса, важны. Они показывают, что всё решает не громкое название вуза, а среда, люди рядом и готовность пробовать.
И когда я вижу, как наши студенты растут от первых кейсов до серьёзных проектов, я понимаю: правильно выбрано было не направление, а возможность двигаться вперёд.
Если вы сейчас выбираете путь для себя или для ребёнка, можно идти вслепую, а можно сначала поговорить: вместе мы разберём, какие программы подходят под ваши задачи, какая траектория даст результат быстрее и где ребёнку будет комфортно учиться и работать.
Оставьте пожалуйста заявку на консультацию, и наш лучший специалист Центра непрерывного образования свяжется, чтобы обсудить варианты и помочь увидеть картину целиком.
Согласитесь, иногда именно такой разговор становится тем моментом, после которого решение принимается легко.
С Уважением, Директор клуба выпускников и друзей «Синергии»
Кадырова Аделя.