Как Дарвин расколол христианский мир
Чарльз Дарвин (1809-1882), знаменитый натуралист и основоположник эволюционной теории, опубликовал в 1859 году труд, разделивший научную картину мира на до и после. Работа называется "О происхождении видов путем естественного отбора, или о сохранении привилегированных рас в борьбе за жизнь".
У одних работа Дарвина вызвала большой интерес, у других - большое негодование, и как следствие, враждебность к Дарвину, третьи были вынуждены адаптировать взгляды под новые реалии.
Ко времени появления книги Дарвина многие религиозные мыслители полагали, что наука помогает узнать тайны божественной мудрости, которая заложена в тварном мире. Считалось, что наука и Библия неразлучны и не противоречат друг другу.
Христианские апологеты развивали естественную теологию, восхищались разумным замыслом и великолепным дизайном мироздания. Теологи видели в царстве животных и растений доказательства того, как Бог своим умом гармонично адаптировал живых существ к окружающей среде. Второе подтверждение божественного провидения они наблюдали в понятных закономерностях органического мира: для них была немыслимой идея, будто наблюдаемый мир является результатом случайных процессов.
Материальный закон казался им слишком простым, чтобы породить сложные биологические организмы, в том числе те, которые вымерли.
Поэтому, когда Дарвин опубликовал свою работу, то многие восприняли ее как посягательство на христианскую веру. Дарвин избегал вопроса происхождения жизни как таковой, при этом его концепция предполагала, что возникновение видов подчинено циничному процессу, который не согласуется с божественным вмешательством и планом. Также работа Дарвина поставила под сомнение библейское повествование о сотворении животных и человека.
Первые мысли о религии
Нетрудно догадаться, что Дарвин не оставался в стороне от рассуждений о религии. В начале своего исследовательского пути он был верующим христианином и придерживался ортодоксальных взглядов. Об этом он писал в своих дневниках:
«Находясь на борту "Бигля", я был вполне ортодоксален, и помню, как несколько офицеров (хотя сами они были ортодоксами) от души смеялись надо мной за то, что я цитировал Библию как непререкаемый авторитет в некоторых вопросах морали. Полагаю, их позабавила новизна моего аргумента. Но к тому времени я постепенно пришел к пониманию того, что Ветхий Завет с его явно ложной историей мира, с Вавилонской башней, радугой в качестве знамения и т.д. и т.п., а также с его приписыванием Богу чувств мстительного тирана, больше не имеет значения. Им можно доверять не больше, чем священным книгам индусов или верованиям любого варвара».
В молодости Дарвин находился под впечатлением от работы шотландского философа Дэвида Юма, которая называется «Естественная история религии». Сам Юм придерживался агностицизма и критиковал не только религиозные взгляды современников, но и христианство.
Мысли о развитии религии
В труде о «Происхождении человека» Дарвин обращался к проблеме религии и пытался дать ей естественное объяснение. Дарвин наблюдал за племенами, которые верили в духов. Ученый приходил к мысли, что суть этой веры может происходить из особенностей нашего мышления:
«Склонность дикарей воображать, что природные объекты и явления движимы духовными или живыми сущностями, возможно, иллюстрируется небольшим фактом, который я однажды заметил: моя собака, взрослое и очень разумное животное, лежала на лужайке в жаркий и безветренный день, но на небольшом расстоянии легкий ветерок время от времени колыхал раскрытый зонтик, на что собака совершенно не обратила бы внимания, если бы кто-нибудь стоял рядом с ней. Как бы то ни было, каждый раз, когда зонтик слегка шевелился, собака яростно рычала и лаяла. Я думаю, она, должно быть, быстро и неосознанно пришла к выводу, что движение без какой-либо видимой причины указывает на присутствие какого-то странного живого существа и что ни один посторонний не имеет права находиться на ее территории».
Что касается происхождения веры в творца мира, то Дарвин считал, что такая вера возникла не сразу, а была взращена длительной культурой:
«Идея универсального и благодетельного Творца, по-видимому, не возникает в сознании человека до тех пор, пока он не будет возвышен длительной культурой».
Аргументы Дарвина против существования Бога
Продолжительные размышления о религии, христианстве, о доказательствах в пользу и против существования Бога, в итоге привели Дарвина к неверию:
«Неверие охватывало меня очень медленно, но в конце концов стало полным. Скорость была настолько низкой, что я не испытывал никакого беспокойства и с тех пор ни на секунду не усомнился в правильности своего вывода. Я действительно с трудом понимаю, как кто-то может желать, чтобы христианство было истинным; ибо если это так, то простой язык текста, по-видимому, показывает, что люди, которые не верят, в том числе мой отец, Брат и почти все мои лучшие друзья, будут вечно наказаны. И это отвратительная доктрина».
Одной из причин неверия Дарвина является моральный аргумент о страдании животных. Он считал, что эволюционное объяснение гораздо лучше объяснить повсеместные страдания, чем христианская доктрина:
«Никто не спорит с тем, что в мире много страданий. Некоторые пытались объяснить это применительно к человеку, воображая, что это служит его нравственному совершенствованию. Но количество людей в мире ничтожно по сравнению с количеством всех остальных живых существ, и они часто сильно страдают, не добиваясь никакого морального улучшения. Существо столь могущественное и полное знаний, как Бог, который мог создать вселенную, для нашего ограниченного разума является всемогущим и всеведущим, и нашему пониманию претит предположение, что его милосердие не безгранично, ибо какая польза может быть в страданиях миллионов низших животных на протяжении почти бесконечного времени? Этот очень старый аргумент, основанный на существовании страдания против существования разумной первопричины, кажется мне убедительным; принимая во внимание, что, как только что было отмечено, наличие большого количества страданий хорошо согласуется с мнением о том, что все органические существа развивались путем вариации и естественного отбора».
Также Дарвин считал слабым аргумент о религиозном опыте христиан, которые чувствует, что их Бог существует. В ответ он приводит религиозный опыт других верующих, которые верят в индийских богов, в Аллаха, в буддийскую космологию или в духов:
«В наши дни самый распространенный аргумент в пользу существования разумного Бога основывается на глубоких внутренних убеждениях и чувствах, которые испытывает большинство людей. Но не подлежит сомнению, что индуисты, магометане и другие могли бы точно так же и с равной силой отстаивать существование одного Бога, или многих Богов, или, как в случае с буддистами, отсутствие Бога. Есть также много варварских племен, о которых нельзя с уверенностью сказать, что они верят в то, что мы называем Богом: они действительно верят в духов или привидений, и, как показали Тайлер и Герберт Спенсер, это можно объяснить тем, как могла возникнуть такая вера».
В итоге Дарвин пришел к мысли, что не существует не только Бога, но и всего того, что мы можем обозначить душой или иной сверхчувственной сущностью:
«Я хорошо помню свое убеждение в том, что в человеке есть нечто большее, чем просто восхищение и простое дыхание его тела. Но теперь даже самые грандиозные сцены не вызвали бы у меня таких убеждений и чувств. Можно с уверенностью сказать, что я похож на человека, страдающего дальтонизмом, и всеобщая вера людей в существование красного цвета делает мою нынешнюю потерю восприятия не имеющей ни малейшей ценности в качестве доказательства. Этот аргумент был бы весомым, если бы все люди всех рас имели одинаковую внутреннюю убежденность в существовании единого Бога; но мы знаем, что это очень далеко не так».
Дарвин - атеист или агностик?
Тем не менее, Дарвин осознавал, что мы не можем разрешить самые предельные вопросы мироздания, такие как происхождение мира. Поэтому Дарвин не был строгим атеистом, а придерживался агностицизма:
«Я не могу претендовать на то, чтобы пролить хоть какой-то свет на столь сложные проблемы. Тайна начала всего сущего для нас неразрешима, и я, например, должен довольствоваться тем, что остаюсь агностиком».
«Несмотря на мои самые крайние колебания, я никогда не был атеистом в том смысле, что отрицал существование Бога. Я думаю, что в целом (и по мере того, как я становлюсь старше, это становится все более очевидным), но не всегда, агностик был бы наиболее правильным описанием моего душевного состояния».
Примечательно, что после того, как Дарвина не стало, его достаточно резкие высказывания о религии, христианстве и вере в Бога, не были опубликованы родственниками ради сохранения репутации ученого. Лишь в середине 20 века их опубликовала внучка Дарвина, британский генетик Нора Барлоу.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Если материал понравился, то поддержите его лайком. Спасибо всем, кто поддерживает создание новых статей и видео - Дзен.Премиум.