Найти в Дзене
Чёрный редактор

"Красавица и умница жена, а он ходок". Владимир Гусев его не идеальное семейное счастье

Владимира Гусева обожали миллионы зрителей. Его называли советским Аленом Делоном — эталоном мужской красоты и благородства на экране. Но настоящая драма, полная страсти, ревности и трудного прощения, разворачивалась не в кадре, а в его собственной жизни. Рядом с ним 54 года была одна женщина — Валентина. Она построила блестящую карьеру, дружила с Брежневым и знала о всех его романах. Их брак стал примером того, как два сильных человека могут идти вместе, несмотря на всё, принимая друг друга со всеми слабостями и недостатками. Детство скитальца: от Ивановской области до Беларуси Его жизнь началась не в столице, а в глубокой провинции. Владимир Гусев родился 23 февраля 1933 года в Ивановской области в семье военного. Эта дата, День защитника Отечества, казалась символичной — многие его будущие роли будут связаны с образом настоящего офицера и мужчины. Детство Володи не было беззаботным и оседлым. Начиная с 1942 года, отца, офицера, перебрасывали из гарнизона в гарнизон. Маленькая сем
Оглавление

Владимира Гусева обожали миллионы зрителей. Его называли советским Аленом Делоном — эталоном мужской красоты и благородства на экране. Но настоящая драма, полная страсти, ревности и трудного прощения, разворачивалась не в кадре, а в его собственной жизни.

Рядом с ним 54 года была одна женщина — Валентина. Она построила блестящую карьеру, дружила с Брежневым и знала о всех его романах. Их брак стал примером того, как два сильных человека могут идти вместе, несмотря на всё, принимая друг друга со всеми слабостями и недостатками.

Детство скитальца: от Ивановской области до Беларуси

Его жизнь началась не в столице, а в глубокой провинции. Владимир Гусев родился 23 февраля 1933 года в Ивановской области в семье военного. Эта дата, День защитника Отечества, казалась символичной — многие его будущие роли будут связаны с образом настоящего офицера и мужчины.

-2

Детство Володи не было беззаботным и оседлым. Начиная с 1942 года, отца, офицера, перебрасывали из гарнизона в гарнизон. Маленькая семья Гусевых колесила по всей центральной России, следуя за главой семьи.

Это была жизнь чемоданов, временных квартир и постоянной смены школ. Лишь к концу 1940-х их путь завершился в белорусском городе Орша, где Владимир, наконец, получил возможность окончить среднюю школу.

Отец, конечно, видел в сыне продолжателя военной династии. Он настойчиво уговаривал Володю надеть офицерские погоны.

-3

Но в юноше уже зрела иная мечта, которую не могли затмить ни родительские уговоры, ни страх перед неизвестностью. Окончив школу, он, не раздумывая, отправился покорять Москву, твёрдо решив поступать на актёрский факультет ВГИКа. Для него это был вопрос веры в собственный талант: если поступлю — значит, он есть.

ВГИК, любовь и первый успех

Москва встретила провинциального красавца благосклонно. Владимир поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК), где учился на курсе у самого Юлия Райзмана, выдающегося советского режиссёра.

Именно здесь, в стенах института, в 1952 году произошла судьбоносная встреча. Его избранницей стала москвичка Валентина, студентка экономического факультета ВГИКа. Девушка сразу обратила внимание на высокого, статного парня с невероятно лучистыми глазами.

-4
Она позже признавалась, что им двигала не только влюблённость, но и гордость: «Я даже гордилась, что мой муж такой красивый — все девушки вокруг были от него без ума».

Дебютировал в кино Гусев ещё студентом, в 1955 году, в фильме «Попрыгунья». А сразу после окончания ВГИКа в 1957 году молодые люди официально оформили свои отношения. Их брак многие сочли стремительным, но для них это было начало большого и сложного пути.

-5

Успех на экране пришёл быстро. Зрителям запомнился голубоглазый красавец в комедиях «Солдат Иван Бровкин» (1955) и «Карнавальная ночь» (1956). Но настоящий звёздный час и проверка на прочность ждали его впереди.

«Человек родился»: звёздная роль из-за скандала

История самого знакового фильма в карьере Гусева, «Человек родился» (1956), больше похожа на детектив. Изначально главные роли были утверждены за звёздной парой: Олегом Ефремовым и Людмилой Гурченко, которая на тот момент была женой режиссёра Василия Ордынского. Съёмки уже начались.

-6

Всё перевернул просмотр пробного материала директором «Мосфильма» Иваном Пырьевым. Легенда гласит, что он резко заявил: ни Ефремов, ни Гурченко в картине сниматься не будут.

Более того, он поставил ультиматум — найти новых актёров немедленно, иначе проект закроют. В этой авральной ситуации режиссёр обратил внимание на Владимира Гусева, у которого уже было несколько работ, и абсолютно неизвестную актрису Ольгу Бган.

-7

Для Гусева это был шанс. Для Бган — тяжёлое испытание. После выхода фильма на молодую актрису обрушился шквал критики. Рецензенты писали, что её героиня выглядела «замкнутой, озлобленной и испуганной», а игра была недостаточно уверенной.

Самого же Владимира буквально завалили письмами со словами обожания. Фильм имел успех и собрал свою аудиторию, а Гусев окончательно вошёл в число самых перспективных и красивых актёров своего поколения.

Коллеги по площадке поговаривали, что между Владимиром и Ольгой Бган возникла симпатия. Сам актёр это всегда категорически отрицал: «Мы были коллегами — не более того. Тем более к тому времени я уже успел жениться». Но это было только начало. Его мужская красота, усиленная экранным успехом, становилась всё более опасным оружием.

Валентина: женщина, которая всё знала и всё прощала

Пока Владимир блистал на экране, его жена Валентина совершала не менее головокружительную карьеру, но по другую сторону камеры. После окончания ВГИКа она быстро выросла от старшего администратора до директора картины на Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ). С 1990-х годов она также работала продюсером.

-8

Её профессиональные качества и влияние были таковы, что ходили слухи о её близком знакомстве с самим Леонидом Брежневым, который якобы брал её с собой в правительственные командировки. Валентина Ивановна была женщиной сильной, властной и влиятельной. И при этом — безумно влюблённой в своего мужа.

Она не могла не видеть, как вокруг Владимира вьются поклонницы. Не могла не слышать слухов. Особенно громко судачили о его романе с Ниной Дорошиной, его партнёршей по фильму «Конец старой Березовки». Говорили, что экранная любовь легко перешла в реальную жизнь.

-9
В редких и откровенных интервью Валентина Ивановна не отрицала очевидного. «Ну, ходил он в своё время налево, а кто не ходит?» — с грустью и принятием говорила она.

Её сила заключалась не в слепом отрицании, а в трезвом понимании ситуации. Она добавляла, что Владимир её не боялся, а вот «бабы, которые с ним были, шарахались от меня, как от огня». Её авторитет и статус были настолько весомы, что любовницы боялись скандала и разоблачения.

-10
В их семье тема развода была табу. Валентина жила по собственному правилу: «Нужно уметь прощать. Хотя это и сложно». Она сравнивала свою ситуацию с другими знаменитыми парами, вздыхая: «Гвоздикова же простила Жарикова, а мы чем хуже?!»

Для неё прощение было не минутной слабостью, а сознательным ежедневным выбором. Владимир, в свою очередь, хотя и ревновал жену к её блестящей карьере и высокопоставленным связям, тоже признавался: «Потребности менять супругу никогда не возникало».

В мае 1958 года, через год после свадьбы, в семье родился сын Сергей, который впоследствии пошёл по стопам матери, став оператором и продюсером документального кино. Он подарил родителям двух внуков — Сергея и Ивана. Семья держалась на двух сильных опорах: на её умении прощать и на его, пусть и запоздалом, осознании ценности того, что есть.

Принципы и неудачи: почему карьера могла быть ярче

За свою жизнь Владимир Гусев снялся в 55 фильмах. В их числе такие культовые ленты, как «Ошибка резидента», «Майор Вихрь», «Москва слезам не верит» (запомнившаяся роль генерала) и «Приступить к ликвидации». Но фильмография могла быть гораздо обширнее, если бы не его неуживчивый характер и жёсткие принципы.

-11

Режиссёры часто жаловались на его трудный характер. Но главной причиной отказа от ролей были его моральные устои. Гусев напрочь отвергал то, что называл «сценарными опусами». Его претили мат в кадре, откровенные постельные сцены и откровенная халтура. В погоне за правдой образа он мог быть неудобным.

Случались и досадные профессиональные неудачи. Например, он начал сниматься в роли Прохора Громова в легендарной «Угрюм-реке». Было отснято несколько серьёзных сцен, но на съёмках актер сломал ногу прямо в кадре. Режиссёр Ярополк Лапшин не мог ждать его выздоровления и пригласил на роль Георгия Епифанцева. Звезда так и не состоялась.

-12

Возможно, именно принципиальность стала одной из причин его относительно раннего ухода из профессии. Свою последнюю роль (казака в фильме «Ермак») он сыграл в 1996 году и после этого сознательно завершил кинокарьеру. Ему предлагали роли и позже, но он не мог поступиться своими убеждениями ради заработка.

Закат: болезнь, верность и помощь Михалкова

После ухода на пенсию о Владимире Гусеве почти ничего не было слышно 16 лет. Ходили самые горькие слухи: якобы заслуженный артист, чтобы выжить, вынужден был торговать газетами в киоске у своего дома на Беговой.

Реальность была печальнее. Последние годы жизни актёр тяжело болел. Давали о себе знать старые недуги: диабет и бронхиальная астма. Со временем окончательно отказали ноги, и он оказался прикован к постели. Всё это время за ним, как когда-то за ребёнком, ухаживала его Валентина Ивановна. «Я сама за ним ухаживала», — делилась она. В её словах не было обиды, только усталость и тихая печаль.

-13

Материальное положение семьи было тяжёлым. Помогал фонд Никиты Михалкова «Урга», который оказывал финансовую поддержку. Именно Никита Сергеевич помог организовать место на престижном Троекуровском кладбище.

Владимир Михайлович Гусев умер дома, в своей квартире, в ночь с 6 на 7 февраля 2012 года. Умереть в кругу семьи, а не в больничной палате, было его принципиальным желанием, и жена исполнила его. Его похоронили на Троекуровском кладбище.

-14

После его ухода Валентина Ивановна осталась одна с памятью о 54 годах совместной жизни, в которой было всё: головокружительная любовь, боль измен, радость рождения сына, горечь обид и тихая сила прощения. Их история — не сказка об идеальной паре.

Это реальная, живая, порой беспощадная сага о двух неидеальных людях, которые, несмотря на все бури, выбрали идти вместе до самого конца. Она знала о его слабостях, а он — о её силе. И в этом странном балансе они нашли свою формулу любви, которая оказалась прочнее любого романа.