Найти в Дзене

Российский сериал по мотивам «Метро 2033»: Есть ли прогресс?

Российский сериал по мотивам «Метро 2033»: Есть ли прогресс? Или вся надежда на кротов? Давайте представим картину: вы ждёте поезд в метро. Он должен был прибыть пять лет назад. Динамик тоскливо бубнит что-то о «технических неполадках», а вокруг уже выросла мини-цивилизация потомков тех, кто тоже когда-то ждал. Это, друзья, не сюжет новой главы из вселенной «Метро», а довольно точная метафора ожидания экранизации одноимённого культового романа. Прогресс здесь движется со скоростью заражённой мутантом платформы — кажется, что вот-вот, но в итоге только холодный ветер в тоннеле. От мечты к сценарию: долгая дорога под землёй История попыток перенести подземный мир Дмитрия Глуховского на экран напоминает злоключения Артёма по кольцевой линии — много кругов, тупиков и неожиданных встреч. Идея витала в воздухе, пахнущем озоном и страхом, почти с момента выхода книги. Права покупались, потом перекупались, объявлялись громкие имена режиссёров, которые видели в истории то мистический трилле

Российский сериал по мотивам «Метро 2033»: Есть ли прогресс? Или вся надежда на кротов?

Давайте представим картину: вы ждёте поезд в метро. Он должен был прибыть пять лет назад. Динамик тоскливо бубнит что-то о «технических неполадках», а вокруг уже выросла мини-цивилизация потомков тех, кто тоже когда-то ждал. Это, друзья, не сюжет новой главы из вселенной «Метро», а довольно точная метафора ожидания экранизации одноимённого культового романа. Прогресс здесь движется со скоростью заражённой мутантом платформы — кажется, что вот-вот, но в итоге только холодный ветер в тоннеле.

От мечты к сценарию: долгая дорога под землёй

История попыток перенести подземный мир Дмитрия Глуховского на экран напоминает злоключения Артёма по кольцевой линии — много кругов, тупиков и неожиданных встреч. Идея витала в воздухе, пахнущем озоном и страхом, почти с момента выхода книги. Права покупались, потом перекупались, объявлялись громкие имена режиссёров, которые видели в истории то мистический триллер, то масштабный военный постапокалипсис. Каждый раз фанаты, затаив дыхание, ждали анонса, но вместо этого слышали лишь эхо собственных надежд в пустом тоннеле. Апофеозом этой эпопеи стал проект 2019 года, когда режиссёр Егор Баранов, известный по стильной киносерии «Гоголь», официально взялся за экранизацию. Мир замер в ожидании русского ответа «Безумному Максу», но... Сценарий был написан, да. Пре-продакшн, как говорят в киношных кругах, шёл полным ходом. Однако поезд снова встал в тоннеле, на сей раз перед непреодолимым препятствием.

Почему проект встал на мёртвой станции: причины заморозки

Основных причин, по которым съёмки так и не стартовали, а проект был официально поставлен на паузу в 2022 году, две, и они тесно переплетены. Во-первых, это изменившийся политический контекст. Автор оригинала, Дмитрий Глуховский, занял активную гражданскую позицию и был признан в России «иноагентом». Для большого кинобизнеса, который измеряется бюджетами в сотни миллионов рублей (первоначальные вложения в фильм оценивались примерно в 600-800 миллионов рублей), такое сопряжение становится колоссальным финансовым и репутационным риском. Инвесторы, как известно, не любят лишней турбулентности. Во-вторых, существует фундаментальный вопрос целесообразности. За время раздумий над экранизацией игровая франшиза «Metro» от украинской студии 4A Games выросла в настоящего титана индустрии. Игры продались тиражом в миллионы копий по всему миру, принеся доход, исчисляемый десятками миллионов долларов (что в пересчёте на рубли составляет астрономические суммы). На их фоне киноадаптация, особенно в текущих реалиях, выглядит для правообладателей менее приоритетной и более рискованной авантюрой. Зачем будить спящего Мстителя, когда и так всё хорошо?

Но вселенная жива: где сегодня прогресс на самом деле

И вот здесь мы подходим к самому интересному. Если смотреть узко — на судьбу конкретного российского фильма — прогресса нет. Но если взглянуть шире на жизнь вселенной «Метро 2033», то окажется, что прогресс не просто есть, он прорывается как грибы после дождя на заброшенной станции. Все энергия ушла в другие, более плодородные тоннели. Игровая индустрия — вот главный локомотив. 4A Games вовсю работает над следующей главой, и Дмитрий Глуховский, кстати, участвует в создании сюжета. Разработчики, прошедшие через ужасы реальной войны, обещают сделать новую часть ещё более мрачной, глубокой и выстраданной. В 2024 году вышла VR-игра «Metro Awakening», погружающая игрока в кошмар подземки с эффектом полного присутствия. Это не замена полнометражному кино, а мощное самостоятельное искусство.

А ещё есть феномен народной любви. Пока большие студии думают, армия фанатов действует. На просторах интернета можно отыскать десятки любительских короткометражек, трейлеров, смонтированных с помощью нейросетей, и масштабных модов, которые продолжают историю. Возможно, именно в этом, в этой неуёмной творческой энергии простых людей, и кроется истинный дух «Метро» — дух выживания и созидания вопреки всему. Ждать ли нам официального сериала? Скорее всего, нет. Но вселенная не просто жива — она эволюционирует, находя новые пути к сердцам тех, кто верит, что даже после конца света в тоннеле может брезжить свет. И этот свет сегодня исходит от мониторов геймеров и энтузиастов, которые, как и герои книги, не сдаются. И в этом, согласитесь, есть своя, особенная поэзия и надежда.