Найти в Дзене

Общение и личность. Человек как субъект общения

1. Зачем человеку нужно общение Французский исследователь Клод Леви-Строс показал: общение — это базовое условие существования человека и культуры. Он рассматривал универсальный культурный запрет — запрет браков внутри семьи (запрет инцеста). Не только биологи, но и антропологи считают этот запрет ключевым. Почему этот запрет важен для понимания общения Леви-Строс объяснял: если внутри одной группы браки запрещены, людям приходится вступать в связи с другими группами. Это ведёт к обмену:  • женихами и невестами,  • а вместе с этим — знаками, языком и культурой. Таким образом, обмен супругами — лишь форма более общего процесса: обмена смыслами и знаками между разными людьми и группами. Через общение сохраняются:  • язык,  • культурные различия,  • человеческое общество как таковое. По Леви-Стросу, человек — это существо, существующее в знаковой системе, и общение — условие его сохранения. 2. Общение и развитие личности Чтобы личность появилась, человеку необходимо быть вкл

1. Зачем человеку нужно общение

Французский исследователь Клод Леви-Строс показал: общение — это базовое условие существования человека и культуры.

Он рассматривал универсальный культурный запрет — запрет браков внутри семьи (запрет инцеста).

Не только биологи, но и антропологи считают этот запрет ключевым.

Почему этот запрет важен для понимания общения

Леви-Строс объяснял:

если внутри одной группы браки запрещены, людям приходится вступать в связи с другими группами. Это ведёт к обмену:

 • женихами и невестами,

 • а вместе с этим — знаками, языком и культурой.

Таким образом, обмен супругами — лишь форма более общего процесса: обмена смыслами и знаками между разными людьми и группами.

Через общение сохраняются:

 • язык,

 • культурные различия,

 • человеческое общество как таковое.

По Леви-Стросу, человек — это существо, существующее в знаковой системе, и общение — условие его сохранения.

2. Общение и развитие личности

Чтобы личность появилась, человеку необходимо быть включённым в социальную среду.

Мы рассматривали три стороны человеческого существования:

 1. Природный индивид — то, что дано биологически.

 2. Социальный индивид — человек в обществе, усваивающий нормы и опыт.

 3. Личность — человек как носитель культурных ценностей и смыслов.

Природа и культура — два обязательных условия развития социального индивида и личности.

3. Природа и культура: сходство и различия

3.1. Оба являются условиями существования человека

И природа, и культура необходимы, но выполняют разные функции.

Различие 1. Природные условия — это исходные данные. Культурные — способы их преобразования.

Можно сравнить это с решением задачи:

 • Природа — материал, с которым человек рождается: тело, темперамент, врождённые свойства.

 • Культура — принципы, нормы и способы, с помощью которых человек преобразует этот материал и решает жизненные задачи.

То, что дано природой, ограничено, но именно культура определяет, что человек сможет из этого создать.

3.2. И природный, и культурный опыт должны быть присвоены человеком

Но способы присвоения разные.

Различие 2. Природный опыт усваивается автоматически. Культурный — создаётся человеком.

 • Природные свойства даны нам с рождения. Человек просто «обладает» ими.

 • Культурные свойства человек создаёт на основе природных: характер, убеждения, ценности, навыки общения.

Отсюда важный вывод:

 • Организм невинен — он просто получает свойства.

 • Личность ответственна — она создаёт свои качества сама.

3.3. И природный, и культурный опыт должны быть переданы дальше

Но механизмы передачи различны.

Различие 3. Природный опыт передаётся естественным путём. Культурный — через усилие и моральный выбор.

 • Природный опыт передаётся биологически — через инстинкты и продолжающееся поколение.

 • Передача культурного опыта не заложена природой.

Чтобы ценности, нормы и знания сохранялись, человек должен сознательно их передавать.

В философии это называют моральным долгом. Кант обозначил его как категорический императив — необходимость соблюдать и передавать принципы.

Итог можно выразить формулой:

 • организм порождают,

 • личность — возрождается в каждом поколении.

4. Главное

 • Человек становится личностью только внутри общения.

 • Природа даёт исходные данные, культура — способы их преобразования.

 • Природный опыт мы получаем и передаём автоматически, культурный — осознанно.

 • Общение — основа сохранения культуры и развития личности.