Найти в Дзене
Чёрный редактор

"Забытая Оксана из "Вечеров на Хуторе"": как Людмила Мызникова исчезла с экранов после сказки, которую знает вся страна

Представьте себе январь 1962 года. По всему Советскому Союзу на экраны выходит фильм, который станет вечной классикой. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Александра Роу собирают полные залы. В центре этой сказки — капризная, ослепительно красивая Оксана в исполнении 19-летней Людмилы Мызниковой. Кажется, что после такого оглушительного успеха дорога к славе открыта настежь. Но жизнь распорядилась иначе. Почему актриса, чьё лицо узнавала вся страна, по сути исчезла с экранов? И можно ли назвать её судьбу несчастливой? углубимся. Случайность, которая оказалась судьбой Будущая звезда родилась 14 ноября 1940 года в Москве, но её детство не было беззаботным. Отец, военнослужащий, часто переезжал с семьей, и душа кочевника, вероятно, отчасти передалась дочери. Осели Мызниковы в Киеве. Именно здесь, в городе на Днепре, и начался творческий путь Людмилы. Интересно, что о карьере в кино она поначалу и не мечтала. Её настоящей страстью было пение. Девушка с прекрасным сопрано участвовала в конк
Оглавление

Представьте себе январь 1962 года. По всему Советскому Союзу на экраны выходит фильм, который станет вечной классикой. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Александра Роу собирают полные залы. В центре этой сказки — капризная, ослепительно красивая Оксана в исполнении 19-летней Людмилы Мызниковой.

Кажется, что после такого оглушительного успеха дорога к славе открыта настежь. Но жизнь распорядилась иначе. Почему актриса, чьё лицо узнавала вся страна, по сути исчезла с экранов? И можно ли назвать её судьбу несчастливой? углубимся.

Случайность, которая оказалась судьбой

Будущая звезда родилась 14 ноября 1940 года в Москве, но её детство не было беззаботным. Отец, военнослужащий, часто переезжал с семьей, и душа кочевника, вероятно, отчасти передалась дочери. Осели Мызниковы в Киеве. Именно здесь, в городе на Днепре, и начался творческий путь Людмилы.

Интересно, что о карьере в кино она поначалу и не мечтала. Её настоящей страстью было пение. Девушка с прекрасным сопрано участвовала в конкурсах, видела себя на оперной сцене. Но поступление в консерваторию с первого раза не задалось. Нужно было куда-то «приткнуться» на год. Так, почти случайно, она оказалась в актёрской студии при Киевском драматическом театре имени Ивана Франко.

-2

И здесь случилось сначала превращение. Сценическое мастерство увлекло её с головой. Уже в 16 лет она играла в спектаклях и даже попала в свой первый фильм, правда, в крошечном эпизоде картины «Гроза над полями». Это был 1958 год. Ничто пока не предвещало судьбоносной встречи.

«Наша Оксана!»: как белая шубка изменила всё

В 1959 году юная актриса пришла на очередные пробы. В тот день она надела свою лучшую, нарядную вещь — белую шубку и элегантный платок в горошек. В коридоре киностудии её путь пересёк сам Александр Роу, режиссёр, уже создавший к тому моменту «Морозко» и «Королевство кривых зеркал».

Он заметил яркую девушку и, не скрывая восторга, сказал своей ассистентке: «Смотри, вот наша Оксана!».

-3

Это было настоящее чудо. На роль капризной красавицы Оксаны уже была утверждена певица Юлия Пашковская. Но вид Мызниковой заставил мэтра мгновенно передумать. Он разглядел в этой девушке не просто внешнее сходство с гоголевской героиней, но и тот самый характер — задорный, слегка взбалмошный, полный юношеского самолюбования.

Сама Людмила Николаевна позже признавалась, что в те годы она и впрямь была вылитой Оксаной. Она вспоминала, как любила смотреть на своё отражение в витринах магазинов, думала, что солнце светит лишь для неё одной. Эта юношеская наивность и самовлюблённость оказались бесценным даром для роли.

Волшебство и чёрные сугробы: как снимали сказку

Съёмки, проходившие весной 1961 года, стали испытанием. Группа отправилась в Мурманскую область, где в мае ещё лежал снег. Но это была не идиллическая зимняя сказка. Неподалёку от локаций работал химический завод, и сугробы местами были… чёрными.

Задача оператора и режиссёра была фантастической — из этой индустриальной осени создать на экране сияющую, чистую украинскую зиму. И они справились блестяще.

-4

Для девушки, впервые оказавшейся так далеко от дома, съёмки были и радостью, и тоской. Родители не хотели отпускать её одну, и Александру Роу пришлось лично уговаривать маму Людмилы, убеждая, что с дочерью всё будет в порядке.

Эта тоска по дому однажды сыграла на руку режиссёру. В сцене, где Оксана плачет, у Людмилы не получалось вызвать искренние слёзы. Роу подошёл к ней и тихо сказал: «А ты представь, что не увидишь маму целый год». Этого было хватает. Девушка разрыдалась так горько, что слёз хватило и на дубль, и на долгое время после него.

-5

На площадке царила атмосфера настоящей творческой семьи.Опытные актёры, Александр Хвыля, Людмила Хитяева, легендарный Георгий Милляр, с теплотой и вниманием относились к молодым коллегам, Людмиле Мызниковой и Юрию Таврову.

Они вместе создавали магию в эпоху, когда не было компьютерной графики. Прыгающие в рот галушки и полёт Вакулы на чёрте — всё это было плодом фантазии, мастерства монтажа и простого кинематографического волшебства.

А те самые хрустальные черевички? Они были настоящими! Правда, как позже признавалась актриса, носить такую неудобную обувь в жизни она бы ни за что не согласилась.

Пик славы и неожиданный поворот

Фильм вышел в январе 1962-го и стал грандиозным событием. Людмила Мызникова проснулась знаменитой. Её узнавали на улицах, просили автографы. Она, как и её героиня, «ходила важничала», осознавая, что снялась в главной роли у самого Роу. Она была молодой, красивой, модной — носила высокие причёски «дульки» и обожала наряжаться.

-6

И здесь начинается самый загадочный поворот в её истории. После такого успеха можно было ожидать, что предложения от режиссёров посыплются как из рога изобилия. Так и было. Но Людмила… отказывалась. Почему?

Однозначного ответа нет. Возможно, она ждала роли, которая могла бы сравниться с Оксаной, а таких просто не находилось. Возможно, её увлекла новая страсть — она поступила на филологический факультет Киевского университета, желая открыть в себе новые грани. А может, сказалась юношеская самоуверенность, чувство, что мир теперь у её ног и можно никуда не торопиться.

Какой бы ни была причина, кинематографическая судьба сделала резкий зигзаг. Ещё одна серьёзная ошибка, о которой актриса позже сожалела, была связана с театром. После съёмок ей прочили место в престижном Театре русской драмы. Но вместо того чтобы проявить инициативу, она пассивно ждала приглашения. Как результат она оказалась в Театре юного зрителя, хотя двери более серьёзной сцены для неё тогда были открыты.

История одного письма, или Как кокетство привело к любви

В личной жизни всё складывалось более романтично и прочно. Судьбоносной оказалась гастрольная поездка в Ленинград. На одном из спектаклей её увидел молодой человек по имени Валентин Тимофеев. Он был так очарован, что выпросил у коллег актрисы её киевский адрес и начал писать письма.

-7

Переписка завязалась. Однажды он прислал в подарок не хрустальные черевички, а изящную серебряную пудреницу. А под Новый год и вовсе приехал в Киев. Людмила, собиравшаяся на вечеринку, взяла поклонника с собой. Вспоминая ту пору, она называла себя ветреной и легкомысленной, признавалась, что любила пофлиртовать, но всегда держала себя учитывая.

И вот на той самой вечеринке её жизнь перевернулась. Она познакомилась со звукорежиссёром Олегом Белинским. О ленинградском поклоннике она забыла мгновенно. Между ней и Олегом вспыхнуло чувство, которое оказалось прочным и долговечным. В 2025 году они отмечают 60 лет совместной жизни — редкая и невероятная веха. В этом браке родился сын Игорь, а позже и внук Стас. Семья стала для Людмилы Николаевны настоящим тихим гаванью, центром её вселенной.

Упущенные возможности и альтернативная реальность

А что же кино? Были ли шансы вернуться? Да, и очень громкие. Александр Роу, любивший работать с полюбившимися актёрами, предложил Людмиле главную роль в своей новой сказке — «Варвара-краса, длинная коса». Это мог бы быть второй звёздный час. Но судьба снова внесла коррективы. Именно в то время актриса ждала ребёнка. Принимать участие в съёмках она не могла.

-8

Роль досталась другой актрисе — Татьяне Клюевой. Ирония в том, что её судьба удивительным образом повторила путь Мызниковой: оглушительный успех в фильме Роу, а затем по факту полный уход из профессии после замужества.

После этого фильмография Людмилы Мызниковой (а позже Белинской) пополнилась лишь несколькими пунктами: короткометражка о советском Новом годе, эпизод в фильме «Два дня чудес» в 1970 году. Потом — долгое, почти 35-летнее молчание. Лишь в 2006 году её уговорили сняться в эпизоде популярного сериала «Возвращение Мухтара». Это было её последнее появление на экране. сегодня она уже 14 лет не снимается.

От блеска софитов к тишине храма: духовное прозрение

Настоящим переворотом в её мировоззрении стало неожиданное открытие, касающееся её семьи. Она узнала, что её прадед был настоятелем Соловецкого монастыря. Это известие пробудило в ней глубокий интерес к вере, к духовным корням.

-9

Она стала часто ходить в церковь, а позже и вовсе устроилась на работу в музей Киево-Печерской лавры, одного из главных духовных центров православия. Вместе с мужем Олегом они основали духовный театр «Мистериум», который ставил представления на религиозные темы. С этой труппой они объездили с гастролями Польшу, Германию, Францию. Позже, уже на пенсии, они посвятили себя созданию радиопьес.

Её жизнь полностью изменилась: от блеска кинопремьер и всеобщего обожания — к тишине музейных залов и молитвенной сосредоточенности.

Так о чём же её история? О поражении или о победе?

Главный вопрос, который возникает после знакомства с этой судьбой: а жалеет ли она сама? Упустила ли она свою удачу?

Сама Людмила Николаевна даёт на этот счёт мудрый и спокойный ответ. Она говорит, что счастье у каждого своё. Для кого-то это бесконечные съёмки, слава, яхты и курорты. Для неё же главным счастьем всегда была семья.

-10

Оглядываясь на свою 19-летнюю, взбалмошную и самовлюблённую версию, она не осуждает ту девушку. Она с улыбкой говорит, что прощает ей и ветреность, и легкомыслие. Потому что, не будь она тогда такой, — никогда бы не сыграла ту самую, незабываемую Оксану. Ту, что навсегда осталась в истории кино и в сердцах миллионов зрителей.

-11

Её история — не о поражении. Это история об ином выборе. О том, что всенародная слава — не единственная мера успеха. И что тихое счастье рядом с близкими и семьей, длящееся шесть десятилетий, и шанс прожить жизнь в согласии с совестью и верой — это тоже великое чтобы достичь. Пожалуй, даже более редкое и ценное, чем звание народной артистки.

Людмила Мызникова не исчезла. Она просто выбрала другой сценарий. И в нём она, однозначно, осталась главной героиней.