Классические языки обычно ассоциируются с древностью. В художественных произведениях на них пишут заклинания и магические тексты, которые должны актуализировать глубоко укорененную в прошлом традицию. Но этим образный потенциал классических языков не исчерпывается. На картине Игоря Ширшкова (род. в 1962 г.) «FUTURUM» (2018, Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», сейчас экспонируется в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков) все наоборот: на латыни написано слово, обозначающее будущее, и написано оно на некогда символе технического прогресса. Более того, с помощью хитрой цветовой игры латинская надпись особенным образом выделена художником. В то же время все это может оказаться и тонкой иронией человека, смотрящего на технический прогресс и ожидания от него в XIX веке из 2018-го года, когда паровозы можно увидеть только в музеях, и речевая формула именно с ними связывает низкий КПД. Как бы там ни было, мы верим, что латынь — это и прошлое, и настоящее, и будущее ч