Найти в Дзене
Андрей Якунин | Про авто

Китайцы смеются в стороне - в салонах Лада тишина: люди обходят стороной необоснованно дорогие машины. Менеджер Лада подробно рассказал

Если вы хотите понять, что на самом деле происходит с российской экономикой и настроениями людей, не нужно читать сухие отчеты Росстата или смотреть новости по телевизору. Просто сходите в выходной день в крупный автомобильный кластер, где бок о бок стоят дилерские центры разных марок. Картина, которую я там увидел в декабре 2025 года, говорит громче любых графиков. С одной стороны улицы - яркие вывески Haval, Chery и Geely, забитые парковки, суета менеджеров и люди, подписывающие договоры. Там кипит жизнь. С другой стороны - серый фасад салона LADA, где царит звенящая, кладбищенская тишина. Я зашел внутрь просто из профессионального интереса. В огромном шоуруме, рассчитанном на десяток машин, стояло три скучающих Весты и одна сиротливая Гранта. Посетителей - ноль. Единственным живым человеком оказался менеджер Андрей (имя изменено), который сидел в телефоне с видом человека, смирившегося с неизбежностью. Разговор у нас завязался не сразу, но когда он понял, что я не тайный покупатель
Оглавление

Если вы хотите понять, что на самом деле происходит с российской экономикой и настроениями людей, не нужно читать сухие отчеты Росстата или смотреть новости по телевизору. Просто сходите в выходной день в крупный автомобильный кластер, где бок о бок стоят дилерские центры разных марок. Картина, которую я там увидел в декабре 2025 года, говорит громче любых графиков. С одной стороны улицы - яркие вывески Haval, Chery и Geely, забитые парковки, суета менеджеров и люди, подписывающие договоры. Там кипит жизнь. С другой стороны - серый фасад салона LADA, где царит звенящая, кладбищенская тишина.

Я зашел внутрь просто из профессионального интереса. В огромном шоуруме, рассчитанном на десяток машин, стояло три скучающих Весты и одна сиротливая Гранта. Посетителей - ноль. Единственным живым человеком оказался менеджер Андрей (имя изменено), который сидел в телефоне с видом человека, смирившегося с неизбежностью. Разговор у нас завязался не сразу, но когда он понял, что я не тайный покупатель и не проверка от завода, а просто "свой", его прорвало. То, что он рассказал, - это приговор нынешней политике АвтоВАЗа.

«Мы здесь как сторожа в музее»

- Знаешь, я работаю в Ладе уже семь лет, - начал Андрей, закуривая на заднем дворе, куда мы вышли поговорить без лишних ушей. - Я помню времена, когда за Вестами стояли очереди. Когда люди дрались за квоты, когда мы выдавали по пять-шесть машин в день. Тогда Веста стоила 700-800 тысяч, и это было лучшее предложение на рынке. Мы чувствовали себя королями. А сейчас? Сейчас мы работаем сторожами в музее. Люди заходят, смотрят на ценник, крутят пальцем у виска и уходят.

-2

По словам менеджера, трафик в салоне упал катастрофически. Если раньше за выходные через салон проходило 30-40 потенциальных клиентов, то сейчас - дай бог пять. И те приходят не покупать, а просто убедиться, что интернет не врет и цены действительно такие безумные.

Математика абсурда: почему Веста проиграла

Андрей подвел меня к топовой Lada Vesta SW Cross в комплектации Techno, которая стояла в центре зала.
- Вот, посмотри на нее. Красивая? Вроде да. А теперь посмотри на прайс. Два миллиона четыреста тысяч рублей. И это еще без ковриков и зимней резины. За эти деньги человек получает вариатор, 1.8 мотор, который жрет масло, и планшет, который глючит на морозе. А теперь пройди сто метров до салона Haval. Там за эти же деньги, а с учетом скидок даже дешевле, отдают Jolion или M6.

И в этом кроется главная трагедия отечественного бренда. АвтоВАЗ, пытаясь угнаться за прибылью и инфляцией, загнал себя в ловушку. Они подняли цены до уровня китайских кроссоверов, но забыли подтянуть до этого уровня качество и оснащение.

-3

- Покупатель не дурак, - продолжает менеджер. - Он умеет считать. Он садится в Весту за 2.4 миллиона и видит жесткий пластик, чувствует запах фенола, видит кривые швы. Потом он идет к китайцам. Там за 2.2–2.3 миллиона ему предлагают климат-контроль, панорамную крышу, мягкую торпеду, камеры кругового обзора и нормальный автомат. И главное - он чувствует себя там человеком. А у нас за два с лишним миллиона он чувствует себя терпилой, которого пытаются развести на патриотизме.

«Китайцы душат нас скидками, а завод - жадностью»

Андрей рассказал интересную деталь внутренней кухни. Оказывается, китайские представительства дали своим дилерам карт-бланш на скидки. В конце 2025 года, чтобы закрыть планы и скинуть стоки, китайцы легко "двигаются" на 300, 500, а иногда и на 800 тысяч рублей при условии кредита и трейд-ина.

- Ко мне приходит клиент, мы считаем Весту в кредит. Ставка бешеная, цена фиксированная, завод запрещает давать прямые скидки. Скидка по госпрограмме? Она есть, но она не перекрывает переплату. В итоге ежемесячный платеж за Весту выходит под 40-50 тысяч рублей. Клиент бледнеет и уходит. Через час я вижу, как он выезжает из соседнего салона на новом Geely Emgrand или Changan Alsvin. Потому что там ему дали скидку, подарили резину, сделали КАСКО в подарок. Китайцы смеются над нами. Они видят, что АвтоВАЗ сам отдал им рынок без боя.

Усталость металла и людей

Еще одна проблема, о которой рассказал менеджер, - это качество машин, приходящих с завода.

- Ты не представляешь, как стыдно бывает выдавать новую машину за два миллиона. У одной дверь не закрывается, у другой резинки уплотнительные торчат, у третьей мультимедиа зависла прямо на выдаче. Мы тут на предпродажке чудеса творим, чтобы это хоть как-то ехало. А люди читают форумы, видят эти проблемы с электроникой, с вариаторами, и просто боятся. Зачем рисковать своими кровными миллионами, если есть тот же Haval, который уже доказал, что он не разваливается через год?

-4

Андрей признался, что многие его коллеги уже уволились и перешли работать к китайцам. Там есть продажи, там есть деньги, там есть жизнь. В салонах Лада остались только самые стойкие или те, кому больше некуда идти.

Вердикт: тупик

- Я не знаю, на что надеется руководство там, наверху, - с грустью подытожил наш разговор менеджер. - Они живут в какой-то параллельной вселенной, где Лада - это премиум-бренд. Они говорят про "титанический труд" и "обоснованные цены". Но рынок не обманешь. Мы потеряли свое главное преимущество - доступность. Лада была нужна людям, когда она стоила в полтора-два раза дешевле иномарок. Это прощали ей всё. Но когда Гранта стоит миллион двести, а Веста два с половиной - извините, дураков нет.

Я вышел из салона со смешанным чувством обиды и злости. Обиды за то, что наш автопром, который вроде бы должен был возродиться, превратился в инструмент по выкачиванию денег из населения. А злости - от того, что выбора нам по сути не оставили. Либо ты переплачиваешь за китайца, либо переплачиваешь за Ладу, которая этих денег объективно не стоит.

-5

В салоне Haval напротив играла музыка, и менеджер с улыбкой вручал ключи счастливой семье. В салоне Лада за моей спиной менеджер Андрей тушил сигарету и возвращался в пустой зал, чтобы снова сидеть в тишине и ждать чуда, которого, как сказал их же директор, не бывает. Тишина в салонах Лада - это не просто отсутствие клиентов. Это минута молчания по народному автомобилю, которого у нас больше нет.