Борис Васильцов работает автослесарем, чинит машины «Почты России» в Челябинске — уже 45 лет в одном гараже. От его рук в том числе зависит скорость, с которой вам придет посылка, скажем, с «Алиэкспресса». Он чинит почтовые легковушки, грузовики, «газельки» и даже собственноручно изготавливает запчасти.
Например, пока мы снимали фоторепортаж из мастерской, Борис Васильевич сделал брызговик бака. Обвел шаблон, несколько раз взмахнул электроножницами по металлу, а рельеф выбил с помощью киянки и самодельного станка, который в цехе ласково называют «Гаврилой».
— Он самодельный, его сделали здесь, когда я еще даже не начал работать, — говорит Борис Васильцов. — Вообще он называется кромкозагибочный аппарат, а мы его между собой зовем Гаврилой — в честь богатыря.
Борис Васильевич — слесарь шестого разряда, это высший «класс» для слесарей-ремонтников. О своей работе Борис Васильцов рассказывает просто: например, водители и начальство попросили придумать, как бы самостоятельно, без поездок в шиномонтаж, «переобуть» колеса. Слесарь сделал специальный металлический рычаг — отладил конструкцию, и теперь на автобазе используют именно ее и экономят на сезонной перебортовке колес. А еще он внедрил методику изготовления элементов кузова для УАЗ-ов — с сохранением всех необходимых отгибов и форм, «по ГОСТам».
— На современных «уазиках» чаще всего приходится менять «юбки» — ржавеют, металл становится непригодным. Рисуешь, добавляешь припуски, загибаешь, подгоняешь и готово, — объясняет «Хорошим новостям» рационализатор. — Если отогнуть кромки в месте стыка, его вообще не будет видно.
Борису Васильцову 66 лет. По мастерской он перемещается так быстро, что фотограф иногда не успевает поймать кадр. При этом всем операциям слесарю пришлось учиться фактически самостоятельно. Окончив школу, он пошел учеником-токарем на завод, а после армии уже устроился водителем «на почту» — на легковушке развозил корреспонденцию по киоскам «Союзпечати». Потом знакомые «переманили» — в трудовой книжке появилась отметка «правильщик вручную». Говорит, что подход был как в армии: поставили задачу — думаешь, как ее выполнить. Конечно, в этом деле ему здорово помогал водительский опыт.
— Я с детства интересовался механизмами, чинил сначала велосипед, потом мопед, затем машины. Мы жили в частном секторе, там было много мастеровитых мужиков, гаражный кооператив. Был у нас такой, дядя Боря. Как-то я пришел, смотрю — он 401-й «Москвич» чинит. Спрашивает: «Интересно? Приходи завтра, будем красить». Мне было лет 11, меня там называли «сыном гаража», — говорит Борис Васильцов.
Теперь у Бориса Васильевича в цехе свои «сыновья гаража» — к нему регулярно приходят на практику студенты, он передает опыт. Кстати, цех, даже на женский взгляд, очень обжитый: бумажные календари и часы на стене, занавески на окнах, радиоточка, чтобы слушать новости.
Супруга к цеху не ревнует — наоборот, поддерживает. У них с Борисом Васильевичем двое сыновей — они тоже выбрали для работы транспортную сферу, только получили высшее образование. Борис Васильцов говорит, дома отдельной «мастерской» — такой, чтобы все полки были уставлены банками с гвоздями и увешаны инструментами, — у него нет. Зато он коллекционирует модели советских автомобилей. А чтобы рассказать про свою работу, покажет младшей внучке наш материал. Кстати, за верность своему делу Васильцову даже присвоили медаль «За заслуги перед Отечеством».
Кстати, ранее «Хорошие новости» рассказывали, как рабочему стеклотарного завода, который 50 лет трудился на одном месте, подарили уникальную именную стеклянную банку – такое могут оценить только сотрудники предприятия и коллекционеры. А еще публиковали историю пенсионера, который потерял на заводе руку, но сам сделал себе протез, чтобы заниматься в «качалке» – тягать железо и подтягиваться.
Подписывайтесь на Хорошие новости Челябинской области, у нас много интересного!