Найти в Дзене
literaturnoe_pero

Мини - анализ произведения Г. Х. Андерсена: "Снежная королева".

Произведение состоит из семи сказок. Число семь сакральное. Сказка первая, в которой говорится о зеркале и его осколках. Первая сказка начинается с рассказа о тролле. "Жил - был тролль, злой - презлой - сущий дьявол. Как - то раз он был в особенно хорошем настроении, потому что смастерил зеркало, отражаясь в котором все доброе и прекрасное почти исчезало, а все плохое и безобразное, напротив, бросалось в глаза и казалось еще отвратительней". Зеркало в литературе - это не просто предмет интерьера, а важный художественный инструмент, позволяющий автору создавать дополнительные слои смысла, раскрывать внутренний мир персонажей и усиливать воздействие произведения. Некоторые функции зеркала в литературе. 1)Символ истины. Во многих произведениях зеркало используется как метафора откровенности и ясности. Оно показывает героя таким, какой он есть, без масок и прикрас. 2)Иллюзия и искажение. В символистских и готических текстах зеркало способно искажать отражение, становясь дверью в мир фанта

Произведение состоит из семи сказок.

Число семь сакральное.

Сказка первая, в которой говорится о зеркале и его осколках.

Первая сказка начинается с рассказа о тролле.

"Жил - был тролль, злой - презлой - сущий дьявол.

Как - то раз он был в особенно хорошем настроении, потому что смастерил зеркало, отражаясь в котором все доброе и прекрасное почти исчезало, а все плохое и безобразное, напротив, бросалось в глаза и казалось еще отвратительней".

Зеркало в литературе - это не просто предмет интерьера, а важный художественный инструмент, позволяющий автору создавать дополнительные слои смысла, раскрывать внутренний мир персонажей и усиливать воздействие произведения.

Некоторые функции зеркала в литературе.

1)Символ истины. Во многих произведениях зеркало используется как метафора откровенности и ясности. Оно показывает героя таким, какой он есть, без масок и прикрас.

2)Иллюзия и искажение. В символистских и готических текстах зеркало способно искажать отражение, становясь дверью в мир фантазии или кошмара.

"Напоследок ученикам тролля захотелось добраться и до неба, чтобы посмеяться над ангелами и господом богом. И чем выше они поднимались, тем больше кривлялось и корчилось зеркало, строя рожи, - трудно было в руках его удерживать. Все выше и выше, все ближе к богу и ангелам летели ученики тролля, но вдруг зеркало так перекосилось и задрожало, что вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги".

Есть предположение, что эта история связана с Вавилонской башней.

Вавилонское столпотворение, именуемое творением столпа, согласно библейскому тексту, было прервано Богом, который заставил людей заговорить на разных языках, из - за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни, разделились на различные народы и рассеялись по всей земле.

Так история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа.

Изначально люди хотели дойти до Бога.

"И много осколков зеркала все еще летало по свету. Послушаем же про них".

Это было предисловие к основной части сказки.

Сказка вторая

Мальчик и Девочка

Далее автор рассказывает о мальчике и девочке.

"В большом городе, жили двое бедных детей. Они не были родственниками, но любили друг друга, как брат и сестра".

Первое упоминание о снежной королеве.

"-А у них тоже есть королева? - спрашивал мальчик.

-Есть, - отвечала бабушка.

-Она там, где снежный рой всего гуще; только она больше других снежинок и никогда не останется внизу надолго - старается поскорее вернуться в черную тучу. Часто летает она по городским улицам в полночь и заглядывает в окошки - тогда они покрываются ледяными узорами, словно цветами".

Описание погоды.

"За окном порхали снежинки; одна из них, очень крупная, упала на край цветочного ящика и вдруг начала расти".

Образ снежной королевы.

"Росла - росла, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, который, казалось, был соткан из миллионов снежных звездочек. Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда! И, однако, живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира".

Описание погоды.

"На другой день был славный мороз, но его сменила оттепель, а там пришла и весна. Солнце стало пригревать, показалась травка, ласточки принялись вить гнезда под крышей, распахнулись окна, и дети стали снова сидеть в своем крошечном садике высоко над землей".

"Девочка пела псалмом мальчику, и он подпевал ей:

Розы цветут...Красота, красота!

Скоро увидим младенца Христа".

В Библии розы часто ассоциируются с любовью, романтикой и страстью.

Псалмы - священные молитвенные песни, собранные в книгу Псалтирь (входит в состав Библии). Всего в Псалтирь входит 150 псалмов.

Псалмы исполняются во время богослужений и домашних молитв.

Младенец Христос - Богомладенец.

"На больших башенных часах пробило пять".

Число 5 в Библии символизирует Божью благодать, доброту и благосклонность к человечеству.

Закон Божий состоит из 5 книг: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

Вот, что произошло с мальчиком.

Хочу отметить, что мы до сих пор не знаем их имен.

"-Меня кольнуло прямо в сердце, и что - то попало в глаз!"

Далее мы узнаем их имена.

Мальчика зовут - Кай.

Девочку зовут - Герда.

Имя Кай имеет различные значения в разных культурах.

Скандинавское происхождение - от скандинавского слова, означающего "огонь". Имя может трактоваться как "человек в огне".

В переводе с древнескандинавского языка имя Герда может означать "защитница" или "ограждение".

В скандинавской мифологии Герда - имя одной из богинь, которая ассоциируется с плодородием и природой.

В мифах она была возлюбленной бога Фрейра и символизировала весну и процветание.

Красивое описание.

"Под стеклом снежинки казались гораздо более крупными, чем были на самом деле, и походили на роскошные цветы или десятиконечные звезды. Они были очень красивы".

Постоянно повторяется цифра два.

"Сани дважды объехали площадь".

Краткое описание погоды.

"Снег вдруг повалил густыми хлопьями, так что ни зги не было видно.

По мне глупое противопоставление.

"Кай старался прочесть "Отче наш", но в уме у него вертелась только таблица умножения".

"Отче наш" - молитва, переведенная Самим Иисусом Христом, поэтому ее называют молитвой Господней.

"Снежные хлопья все росли и обратились под конец в огромных белых кур. Но вдруг куры разлетелись во все стороны, большие сани остановились, и из них вышла высокая, cтройная, ослепительно белая женщина в шубе и шапке, запорошенных снегом. Это была сама Снежная королева".

Курица в Библии означает материнство и инстинкт воспитания.

Подобно тому, как наседка защищает и заботиться о своих цыплятах, Бог заботится о Своем народе и обеспечивает их нужды

Снежная королева - персонаж скандинавского фольклора, повелительница холода, вьюг и льдов.

Образ Снежной королевы был создан Гансом Христианом Андерсоном в сказке "Снежная королева" (1844).

Вот и название произведения.

Автор передает атмосферу происходящего.

"Под ними дули холодные ветры, выли волки, сверкал снег, пролетали с криком черные вороны; а над ними сиял большой, ясный месяц. Кай смотрел на него всю долгую - долгую зимнюю ночь, а днем он спал в ногах у Снежной Королевы".

Сказка третья.

Цветник Женщины, Умевшей Колдовать

Хронотоп.

"Долго тянулись мрачные зимние дни.

Но вот настала весна, выглянуло солнце".

О вере.

"-Кай умер и больше не вернется! - сказала Герда

-Не верю! - возразил солнечный свет.

-Он умер и больше не вернется! - повторила она ласточкам.

-Не верим! - отозвались они.

Под конец и сама Герда перестала в это верить".

Автор вводит водное пространство.

"Герда поцеловала спящую бабушку, надела красные башмачки и побежала одна - одинешенька за город, прямо к реке".

Автор снова вводит цветы в описание того или иного эпизода.

"Повсюду здесь росли чудесные цветы, прекрасные вековые деревья, на склоне паслись овцы и коровы".

"И вот она пошла в сад, дотронулась своей клюкой до всех розовых кустов, и те как стояли в цвету, так все и ушли глубоко - глубоко в черную землю - и следа от них не осталось".

Эдемский сад - райский сад в древнееврейских религиозных текстах, место первоначального обитания Адама и Евы до грехопадения.

Хронотоп.

"Так прошло много дней".

"Теперь слезы ее упали как раз на то место, где еще недавно стоял розовый куст, и, как только они смочили землю, мгновенно появился куст, усыпанный цветами, как и прежде".

Автор снова вводит цветы.

Они рассказывают свою сказку.

"Что же рассказа Герде огненная лилия?"

"Разве Пламя Сердца Может Погаснуть в Пламени Костра?"

"Что рассказал вьюнок?"

"-Над скалой навис старинный рыцарский замок. К нему ведет узкая горная тропинка".

В языке цветов вьюнок может означать красоту, покорность, неуверенность.

В христианской символике растение часто ассоциируется с чистотой и невинностью из - за светлых оттенков цветков.

"Что рассказал крошка - подснежник?"

Подснежник символизирует надежду и новые начинания.

"-Между деревьями качается длинная доска - это качели. На доске сидят две маленькие девочки в белоснежных платьицах и шляпах, украшенных длинными зелеными шелковыми лентами".

"Что рассказали гиацинты?"

"-Жили - были три стройные нежные красавицы - сестрицы".

Цифра три сакральная.

В древнегреческой мифологии гиацинт связан с трагической историей Гиацинта, возлюбленной бога Аполлона. Согласно легенде, Гиацинт погиб во время спортивных соревнований, и из его крови вырос прекрасный цветок. В некоторых версиях мифа на лепестках гиацинта появляются буквы "Al" ("увы" по - гречески) - знак скорби о погибшем юноше.

Также в Древней Греции гиацинт считался символом умирающей и воскресающей природы.

"В воздухе разлился сладкий запах, и девушки скрылись в лесу. Но вот запахло еще сильней, еще сладостней, и вдруг из лесной чащи выплыли три гроба. В них лежали красавицы - сестрицы".

Число три сакральная.

И сказка печальная.

"Что же сказал нарцисс?"

"-Я вижу себя! Я вижу себя! О, как я благоухаю".

Древнегреческая легенда о Нарциссе. Юноша, который отверг любовь нимфы Эхо, увидел в воде собственное отражение и влюбился в него. Терзаемый неутолимой страстью, он умер, а в память о нем остался цветок. Эта история закрепила за нарциссом символику эгоизма и самовлюбленности.

Хронотоп.

"Лето уже прошло, настала поздняя осень".

"Только терновник стоял весь усыпанный ягодами".

В Библии терновник является символом испытаний, страданий, скудности, суеты.

Христиане всего мира считают терновник символом искупительной и добровольной жертвы Христа.

Сказка четвертая

Принц и Принцесса

"На снегу прямо перед ней прыгал большой ворон".

В Скандинавской мифологии - вороны Хугин и Мунин сопровождали верховного бога Одина, ежедневно облетая миры и приносили ему информацию.

Ворон сказал, что он видел Кая.

"Но теперь он, верно, забыл про тебя в обществе своей принцессы".

"На третий день явился небольшой человечек - ни в карете, ни верхом, а просто пешком".

Цифра три сакральная.

Снова автор упоминает цветы.

"Тут они вошли в первый зал, стены которого были обиты розовым атласом, затканным цветами.

Девочка слегка отогнула красный лепесток и увидела темно - русый затылок.

Из белой лилии выглянула принцесса".

Сказка пятая

Маленькая разбойница

Далее Герда встречает разбойников.

"Вот Герда въехала в темный лес, но карета ее сверкала так ярко, что слепила глаза встречным разбойникам, а они этого не пожелали терпеть.

-Она будет играть со мной, - сказала маленькая разбойница.

-Она отдаст мне свою муфту и хорошенькое платьице и будет спать со мной в моей постельке".

Описание замка разбойников.

"Замок был весь в огромных трещинах.

Посреди просторного зала, облупленного и закопченного, на каменном полу пылал огонь; дым, ища выхода, поднимался к потолку; над огнем в огромном котле кипел суп, а на вертелах жарились зайцы и кролики".

"-Все мои! - сказала маленькая разбойница и, схватив одного голубя за ноги, так тряхнула его, что тот забил крыльями".

В Библии голубь символизирует чистоту, мир и верность. От истории сотворения в Книге Бытия до крещения Иисуса в Новом Завете голуби занимают видное место, усиливая их значение в библейской литературе.

"И маленькая разбойница вытащила из трещины в стене длинный нож и провела им по шее оленя".

Олень упоминается в Библии несколько раз и имеет разные символические значения.

Далее она узнает, где находится Кай.

"Там раскинут летний шатер Снежной королевы, а постоянные ее чертоги дальше, близ Северного полюса, на острове Шпицберген"

Сказка шестая

Лапландка и Финка

Далее они узнают, где живет Снежная королева.

"Придется пробежать сто миль с лишним, пока доберетесь до Финмарка - там Снежная королева живет на даче и каждый вечер зажигает голубые бенгальские огни".

Что на самом деле с Каем.

"-Кай в самом деле у Снежной королевы, но он всем доволен и думает, что лучше ему нигде быть не может. А всему причиной осколки зеркала, что сидят у него в глазу и в сердце. Их надо вынуть, а не то он никогда не станет прежним и вечно будет под властью Снежной королевы".

Описание погоды.

"навстречу ей мчался целый полк снежных хлопьев, но они падали не с неба - небо было совсем ясное, и на нем пылало северное сияние, - нет, они неслись по земле прямо на Герду и казались тем крупнее, чем ближе подлетали. Было так холодно, что ее дыхание мгновенно превращалось в густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался".

"Герда принялась читать "Отче наш".

"Отче наш" - самая известная молитва в христианстве, в подлинном рукописном виде.

Далее идет описание передовых отрядов войска Снежной королевы.

"А кроме того, вид у них был самый диковинный, и двигались они сами, как живые. Некоторые хлопья напоминали больших безобразных ежей, другие походили на клубок змей вытянувших головы, третьи на толстых медвежат с взъерошенной шерстью. Но все они одинаково сверкали белизной, и все были живые.

Ангелы пронзали снежные страшилища копьями, и хлопья рассыпались на тысячи снежинок.

Сказка седьмая

Что было в Чертогах Снежной Королевы и Что Случилось Потом

Описание жилища Снежной королевы.

"Стены чертогов были заметены снежными метелями, окна и двери пробиты свирепыми ветрами. Громадные залы, возведенные прихотью вьюг, сотнями тянулись непрерывной грядой, освещенные северным сиянием. Холодно было здесь, пусто, мертво и величественно. Посреди самого большого снежного зала, бесконечного и пустого, сверкало замерзшее озеро. Посреди озера восседала Снежная королева, когда была дома; она называла его зеркалом разума - самым совершенным зеркалом в мире".

Автор в этом эпизоде вводит водное пространство.

"Она прочла вечернюю молитву - и ветры улеглись, словно заснули, потом вступила в огромный пустынный ледяной овал и увидела Кая".

В религии молитва считается основой духовной жизни. Через нее происходит очищение души, пробуждение совести.

Герда узнала о лесном вороне.

"-Лесной ворон умер".

"Бабушка сидела на солнышке и громко читала Евангелие".

Евангелие - в христианстве учение Иисуса Христа о спасении человека, избавлении от греха и обретении Царства Божьего.

"Кай и Герда взглянули друг на друга и тут только поняли смысл старого псалма"

Через испытания они пришли к Богу.

"А на дворе стояло теплое, благодатное лето!"

Хронотоп.

В сказке очень много библейских отсылок.

Скорее эта сказка для взрослых, нежели чем для детей.