Вечер накануне Рождества
В начале мы узнаем, когда все началось.
"В канун Рождества детям советника медицины Штальбаума весь день не позволяли входить в гостиную".
Далее мы узнаем героев.
"Чтобы скоротать время, Фриц шепотом рассказывал своей семилетней сестренке, что он услышал в запертых комнатах шуршанье и постукивание.
А еще он поглядел, как в прихожую прошмыгнул человек с большим ящиком под мышкой. И это, без сомнения, был их крестный - судебный советник Дроссельмейер.
Мари радостно всплеснула руками и воскликнула".
В еврейской и христианской традиции имя Мари ассоциируется с духовностью, верой и защитой.
Далее идет описание Дроссельмейера.
"Крестный Дроссельмейер был весьма некрасив: небольшого роста, худой, со множеством морщин на лице и черным пластырем вместо правого глаза. А еще он был совсем лысым и поэтому носил светлый парик очень искусной работы".
Крестный любил возиться с часами.
"Он долго колдовал над часами, и - о, чудо, - часы начинали бить и петь, чем доставляли большую радость всем домочадцам".
Подарки
Атмосфера праздника.
"Сотни огоньков на еловых лапах ласково приглашали детей любоваться на них. А какие чудные вещи стояли под елкой! Мари заметила и кукол, и всевозможную посуду.
Между тем Фриц уже четыре раза попробовал галопом объехать вокруг стола на своем новом коне"
Число 4 в Библии символизирует полноту, универсальность и созданный порядок.
1)Сотворение мира. Согласно Книге Бытия, на 4 - й день Бог сотворил небо, землю, солнце и луну.
2)Направления. Число 4 (север, юг, восток и запад) часто используется для описания пространства Божьего творения и досягаемости Его описания.
3)Евангелия. Четыре Евангелия предлагают взаимодополняющие взгляды на жизнь и учения Иисуса Христа.
Далее автор описывает подарок крестного.
"На зеленом лугу, усеянном цветами, возвышался чудный замок с зеркальными окнами и золотыми башнями. Раздался звон колокольчиков. Двери и окна распахнулись, и все увидели, что в замке разгуливают маленькие изящные кавалеры и дамы с длинными шлейфами и в шляпах с перьями. А в среднем зале дети в коротеньких курточках и платьицах танцевали в такт звону колокольчиков. Какой - то господин в изумрудном платье часто выкладывал из окна, а потом снова исчезал".
Преобладает в этом эпизоде зеленый цвет.
В христианском учении цвет олицетворяет юность и вечную жизнь.
Под защитой
Находка Мари.
"Вдруг, совершенно случайно, она отыскала там преинтересного человечка. Он тихо и скромно стоял у самой елки, cловно дожидаясь чего - то".
Описание человечка.
"Фигура человечка была очень нескладной: длинная и сильная верхняя часть туловища совсем не соответствовала тоненьким ножкам. Да и голова казалась чересчур большой... На человечке была фиолетовая гусарская куртка со множеством белых шнурков и пуговиц, такие же панталоны и отличные сапоги. Казалось несколько смешным, что этот костюм дополнял узкий плащ, висевший сзади так неуклюже, что казался деревянным. И уж совсем нелепо выглядела нахлобученная на голову черная шапочка!
Взгляд светло - зеленых глаз был приветлив и доброжелателен. И этому лицу очень шла вившаяся вокруг подбородка борода из белой штопки, которая как нельзя лучше оттеняла приятную улыбку ярко - красных губ".
Далее мы узнаем как зовут человечка.
"-Это Щелкунчик! Он будет служить вам всем, - ответил папа, - будет грызть вам орехи!
Человечек тут же широко разинул рот и показал два ряда острых белых зубов".
Необычайные происшествия
Щелкунчик ожил.
"Но едва Мари произнесла имя Дроссельмейера, как рот Щелкунчика зло перекосился, а в глазах сверкнули колючие огоньки. Не успела Мари испугаться, как лицо Щелкунчика приняло обычно милое выражение, и девочка решила, что все это ей померещилось".
Появление куклы Клары.
"И, конечно же, новая кукла, которую звали Кларой, отлично почувствовала себя в такой милой комнате".
Атмосфера накаляется.
"Стенные часы между тем кряхтели и шипели все громче и громче, но никак не могли пробить.
Мари взглянула на них и увидела, что большая золоченая сова, сидевшая на часах, распустила крылья так, что они целиком закрыли часы, и вытянула вперед свою отвратительную кошачью голову с кривым клювом.
Шипение становилось все сильнее, и теперь можно было ясно различить слова:
Тише, тише! Это мыши!
Впереди - король мышиный!
Он выходит из гостиной, Чтоб идти на смертный бой"
"Но вдруг вместо совы на часах она увидела крестного Дроссельмейера, у которого полы желтого сюртука свешивались с двух сторон в виде крыльев.
Скоро по всей комнате разбежались мышиные полчища.
Скоро вылезло и все тело громадной мыши с семью головами, увенчанными семью коронами".
Число семь сакральное.
Появление Щелкунчика.
"И тут во весь рост поднялся Щелкунчик. Отшвырнув прочь одеяло, он выпрыгнул из кровати, крича:
-Всем вставать! Идем воевать".
"Тотчас же отозвались три полицейских, паяц, четыре трубочиста, два музыканта и барабанщик".
Цифра три сакральная.
Битва
"Щелкунчик бегал взад и вперед перед войсками, обращаясь к ним с пламенной речью.
Мыши выставляли новые и новые силы.
Паяц сделал несколько блестящих кавалерийских атак и покрыл себя славой.
В самый разгар сражения из - под комода внезапно появилась мышиная кавалерия и с громким писком дружно бросилась на левый фланг армии Щелкунчика".
Болезнь.
"Мари очнулась от тяжелого, казалось, беспробудного сна в своей кроватке".
Может Мари все показалось?
Краткое описание погоды.
"Сквозь обледеневшее окно весело искрилось и сверкало солнце, освещая всю комнату своими лучами".
Крестный заговорил о часах.
"Все часы должны шипеть,
Cтрелки медленно вертеть!
Колокольчик звонко бьет,
Всех мышей на бой зовет!"
Автор постоянно пишет о красоте и не красоте.
"Мари широко раскрыла глаза и пристально посмотрела на крестного. И он показался ей еще более некрасивым, чем обычно!
...Что Щелкунчик не вышел ростом и что лицо его нельзя назвать красивым".
Советник начал рассказывать историю о принцессе Пирлипат.
"Пирлипат была дочерью короля и королевы. Она сделалась принцессой, едва появившись на свет.
Ее личико было соткано из нежных лилейно - белых и розовых лепестков, глаза ее сияли лазурью, а кудри восхитительно вились, сверкая золотом".
Повторяется цифра два.
"В довершение всего Пирлипат явилась свет с двумя рядами крошечных, подобных жемчугу, зубов. Уже через два часа после рождения она укусила за палец государственного канцлера".
"Однажды король решил угостить гостей роскошной колбасой.
Как только сало начало поджариваться, раздался писклявый, тоненький голосок:
-Сестрица, дай мне сальца!
Королева знала, что это говорит старая Мышильда. Она уже много лет жила в королевском дворце и утверждала, что она - королева в мышином королевстве.
Из нор выскочили родня Мышильды, а также и семь ее сыновей - никуда не годных бездельников.
Мышьльда со всей своей родней съела все сало".
Число семь сакральное.
"Придворный часовщик и маг, которого звали совершенно так же, как и меня - Христиан Элиас Дроссельмейер, - пообещал навсегда изгнать из двора Мышильду со всей ее семьей".
Имя Христиан имеет древнегреческое происхождение и означает "христианин".
"Вскоре все было конечно. С немногими уцелевшими подданными Мышильда покинула замок. Но в груди ее кипели злоба, отчаяние и жажда мести".
Продолжение сказки о твердом орехе.
Вскоре месть Мышильды воплотилась в жизнь.
"Вместо ангелоподобной головки с золотыми кудрями они увидали большую безобразную голову на крошечном скорченном тельце! Небесно - голубые глазки превратились в выпученные зеленые гляделки, а прелестный ротик растянулся до ушей.
Чем старше будет становиться принцесса, тем безобразнее будет ее облик.
Между тем принцесса Пирлипат весело щелкала орехи".
Попытки вернуть принцессе ее внешность.
"Три дня и три ночи без передышки трудились Дроссельмейер и астроном.
Юношу, чтобы разгрызли бы орех, решено было найти его с помощью объявлений в газетах".
Цифра три сакральная.
Конец сказки о твердом орехе.
Хронотоп.
"-Целых пятнадцать лет странствовали Дроссельмейер и придворный астроном, но они не сумели напасть на след ореха Кракатук.
У кузена он нашел орех.
Они нашли юношу, который разгрызет этот камень.
И в самом деле, сын кузена Дроссельмейера был очень милый, никогда еще не брившийся и не носивший сапог мальчик. На Рождество он обычно надевал красивую куртку, шитую золотом, брал шпагу и стоял в отцовской лавочке, где из прирожденной любезности щелкал молодым девушкам орехи. Девушки прозвали его за эту привычку своим милым Щелкунчиком".
"Юный Дроссельмейер и попросил разрешения попытать счастья. Этот юноша больше всех понравился принцессе Пирлипат.
Положил орех в рот, сильно дернул себя за косичку и ...крак, крак!
Принцесса тотчас проглотила ядро и превратилась в дивную красивую девушку".
В произведении автор часто делает уклон на красоту и уродливость.
"Лицо ее было словно соткано из лилейно - белых и розовых лепестков, глаза сделались как сияющая лазурь, а роскошные кудри засверкали золотом".
"Огромная толпа сильно мешала Дроссельмейеру, который не успел еще сделать положенных семи шагов. Однако он овладел собой и уже поднял правую ногу, чтобы сделать седьмой шаг, как вдруг из - под пола с отвратительным писком выскочила Мышильда".
Цифра семь сакральная.
Описание изменившего юноши.
"В тот миг, когда юноша опускал ногу, он наступил на нее. О ужас! Мгновенно юноша сделался аким же безобразным, как только что была принцесса Пирлипат. Тело его съежилось и с трудом поддерживало несоразмерно большую голову с выпученными глазами и громадным, безобразно выдающимся ртом. Вместо косички за его спиной висел узкий деревянный плащ, с помощью которого он мог управлять своей нижней челюстью".
Смерть мышиной королевы.
"Молодой Дроссельмейер настолько сильно наступил ей на шею своим каблуком, что буквально сломал ее. В смертных муках она жалобно пищала:
Но придет тебе конец!
Очень скоро мой сынок
Отомстит тебе! Дай срок!
И с этими словами Мышильда испустила дух".
Снятие заклятия.
"Безобразие же его может исчезнуть только в том случае, если семиглавый сын Мышильды, который сделался королем Мышляндии после гибели матери, падет от его руки. При этом, несмотря на его родство, Щелкунчика полюбит прекрасная дама".
Часто упоминается цифра семь.
Дядя и племянник.
Крестный признался, что спасти Щелкунчика может только она.
Победа
Хронотоп
"Прошло несколько дней".
Появление мышиного короля.
"Она не могла пошевелиться, увидев, как из дыры в стене вылезает Мышиный король. Через мгновение он очутился на полу, сверкая глазами и коронами".
Фриц помог ей спасти Щелкунчика.
"Он вытащил из дальнего угла полки отставного полковника, взял у него прекрасную серебряную саблю и надел ее на Щелкунчика".
Щелкунчик справился с мышиным королем.
"В правой руке он держал окровавленную саблю.
-Коварный Мышиный король сражен насмерть".
Кукольное королевство.
Через шкаф они очутились на благоухающей полянке
Напоминает фрагмент из произведения: "Хроники Нарнии".
"-Мы находимся на Леденцовом лугу! - сказал Щелкунчик.
-А теперь пойдемте в те ворота!
Как ворота рая.
"Среди темной зелени ярко сияли золотые и серебряные плоды. Стволы же и ветви деревьев были убраны лентами и букетами цветов.
Перед ней открылась широкая Лимонадная река, гордо катившая свои светло - желтые волны среди изумрудного сверкающего кустарника. От речной воды веяло какой - то необыкновенной освежающей прохладой".
Как подобие рая.
Автор вводит водное пространство.
"Воды, расширяясь все больше и больше, образовывали большое озеро".
Столица
"На берег выскочили двенадцать арапов в шапках и передниках, сотканных из ослепительных перьев колибри"
Что - то напоминает сказку о царе Салтане.
Снова автор вводит цветы.
"Стены были украшены роскошными букетами садовых цветов".
И снова вопрос: это все было реальность или сон Мари.
Как будто она живет в двух мирах.
"Страшный толчок - и девочка открыла глаза. Она лежала в своей кроватке. В комнате было совсем светло, а перед ней стояла мать, укоризненно качая головой.
-Ты видела прекрасный сон! Но теперь выбрось все это из головы, - cказала мама".
Никто не верил Мари.
"-Послушай, Мари! Брось - ка ты лучше все эти фантазии и глупости".
К ее крестному приехал племянник, и он позже признался.
"Едва вы произнесли эти слова, я перестал быть уродливым Щелкунчиком и вновь получил свой прежний облик. Дайте мне вашу руку и разделите со мной королевство и венец. Царствуйте со мной в Марципановом замке, так как теперь я стал королем!"
"Вполне возможно, что Мари до сих пор королева той страны, где можно повсюду увидать сверкающие Рождественские леса, прозрачные Марципановые замки и другие чудеснейшие вещи.
Только секрет в том, что все это нужно уметь увидеть. А вот уж это дано не каждому!"
Автор загадочно закончил произведение: то ли это все было быль, то ли мираж...
Каждый пусть интерпретирует по - своему.