Я вам уже рассказала про маяки ценимого мной Геленджика:
А сегодня хочу показать ещё одного своего любимку: самый западный маяк России с весьма нетривиальной, между прочим, историей.
Все фотографии на данной странице мои, если иное авторство не отмечено особо.
Итак, переносимся в Калининградскую область, а конкретно - в Балтийск (что логично, самый западный город РФ), на Морской бульвар, который является местной набережной.
Бульвар этот длинный (километра эдак полтора), тянется от маяка до северного мола (там шикарная смотровая на самой западной точке России, как-нибудь я вам эту красоту тоже покажу), а нас интересует, понятно, самое начало бульвара - ибо именно там стоит герой моего рассказа, стройняшка-маяк.
Напомню, что Калининградская область (на тот момент - Кёнигсбергская) вошла в состав РСФСР 7 апреля 1946 года. 4 июля 1946 года Кёнигсберг был переименован в Калининград, и, соответственно, новое название получила и область.
Прежде это была часть Восточной Пруссии, которая во времена Второй мировой войны входила в состав Германии. Балтийск же носил имя Пиллау (Pillau, от прусского pilis - "крепость").
Первый маяк здесь появился ещё в 16 веке - после того, как шторм 1510 года размыл пролив в Балтийской косе, и корабли получили возможность швартоваться в гавани Пиллау. Сначала под стенами крепости (о, о ней разговор особый! Надо тоже вам будет о ней поведать) установили деревянный маяк с керосиновым фонарём.
А в 1813 году немецкие инженеры построили каменный маяк (он так и назывался - маяк Пиллау) - высокий, заметный издалека... и весьма отличающийся по внешнему виду от того варианта, к которому мы привыкли.
И цвет башни печален, и конструкция фонаря иная: маяк завершается полукруглой башенкой.
Тем не менее, это - ровно тот же маяк, который стоит на берегу пролива сегодня, просто он, как вы уже могли догадаться, несколько раз перестраивался.
Последняя глобальная перестройка имела место в 1902 году. Именно тогда крыша маяка стала конусообразной.
И маяк Пиллау стал таким, каким мы хорошо его знаем: 32-метровая башня (стены которой в основании имеют толщину 1 метр) увенчана здоровенной линзой фирмы "Райтмайер" (всё той же, немецкой, 1904 года выпуска) размером 274 х 184 см. На линзе (как минимум - на её металлической раме) с военных времён сохранились следы от пуль, что не влияет на работоспособность, потому её решили не менять и оставить как своеобразный функционирующий памятник.
Линза эта, кстати, отлично видна, если смотреть на маяк издалека, скажем, с площади Балтийской славы.
Сначала маяк работал на растительном масле, потом - на керосине, затем - на газе, ну, а с 1914 года - на электричестве. Долгое время на маяке сохранялся запас прожекторных советских ламп 1988 года, сейчас, скорей всего, он уже подошёл к концу, и пришлось перейти на галогеновые источники света (этой перспективой делился в интервью начальник маяка Валерий Безуглов).
Свет маяка просматривается аж за 16 морских миль (это где-то 29,6 км). Режим работы маяка (уникальный для каждого из подобных сооружений, так что ни один матрос не перепутает, куда он приплыл, изучив свечение): 9 секунд - свет, 3 секунды - тьма.
Знатоки замечают, что цифры эти очень тематичные. Ведь код Калининградской области - 39. Впрочем, речь в данном случае идёт о чистейшем совпадении: режим работы маяка был определён куда раньше, чем эти места стали частью России.
Да, и вот ещё что интересно: первые годы после перестройки маяк сохранял свою "унылую" расцветку.
А через некоторое время появилась "фирменная" окраска маяка Пиллау (а потом и Балтийского маяка): белый низ, красный верх.
В 1913 году на площади перед маяком был установлен памятник курфюрсту Фридриху Вильгельму I. Мраморный оригинал скульптуры Фрица Шапера находился в Берлине, а в Пиллау появилась бронзовая копия.
Не повезло бедняге: в 1943 году памятник был снят с пьедестала (который сейчас находится где-то на территории крепости Пиллау) и отправлен на переплавку - дабы удовлетворить военные нужды Германии. В годы войны жители городов жертвовали самым ценным...
И что вы думаете? Скульптура чудом сохранилась! В 1954 году она была обнаружена в Гамбурге, на одном из складов, где хранился металл для переработки. Курфюрст находился в идеальном состоянии - ну, только шпага из его руки пропала.
В 1955 году памятник установили на новом месте - в городе Эккернфёрде (шпагу, само собой, вернули). Таблички на постаменте гласят: "Фридрих Вильгельм Великий курфюрст. 1640–1688". И (вчитайтесь, экий оптимизм!): "Морской город Пиллау, военная гавань бранденбургско-прусского флота, посвятили этот памятник кайзеру Вильгельму II в 1913 году. Установлен здесь в 1955 году до возвращения на родину".
Ну-ну.
Итак, мы плавно миновали военные года - теперь окажемся в мирном Балтийске (это имя город получил 27 ноября 1946 года).
После затяжных и тяжёлых боёв экс-Пиллау был в весьма печальном состоянии. Множество построек было разрушено - но маяк устоял! Немцы при отступлении вывели его из строя, но взорвать не решились.
Показательна вот эта фотография 1948 года:
Все постройки вокруг маяка разрушены, на самой башне надпись: "Tapfer und Treu" ("Храбрые и верные"), а на цоколе дома рядом: "Sieg oder Sibirien?" ("Победа или Сибирь?").
Город восстанавливался, обретал новое лицо, входя в неведомую прежде советскую жизнь... И маяк, конечно же, снова вернулся в строй.
Кстати, на фото, что чуть выше, впервые чётко видно одноэтажное здание, пристроенное к башне маяка (пусть несколько и видоизменённое по сравнению с изначальным, немецким, практически уничтоженным). Да, это - жилище смотрителя маяка и его семьи.
На моих фотографиях оно тоже отлично видно:
Что ж, исторический экскурс закончен (ну... почти), теперь - ещё кучка фотографий Балтийского маяка.
Интересно, что 10-15 лет назад маяк раскрашивали не так, как сейчас. Нынче верхняя полоса - красная, почти кирпичная. Но мы увидели башню иной: яркой, праздничной, впечатляющей... Бело-розовой!
Эх, как я любила розовый маяк!..
Но вот что интересно: на самом деле, всё это время мы с вами говорили... о Балтийском Заднем маяке! Да-да, в Балтийске попадать к причалу кораблям помогает пара маяков, образовывающая створ. И если Задний красив, очарователен и харизматичен, то Передний - совершенно иной.
Я вам честно скажу: до недавнего времени вообще понятия о Переднем маяке не имела, и на мои фотографии он попал совершенно случайно и мельком. Листайте карусель: на второй картинке я отметила Передний маяк кружочком, дабы вы поняли, куда смотреть.
Первый Передний маяк был установлен в 1927 году, устройство его было чуть более вычурно, нежели нынешнее, но всё равно весьма простое: металлическая рея с размещёнными на ней конструкциями и фонарём.
В 1958 году этот маяк заменили на типовую башню проекта 550Р (то бишь, таковые можно найти в самых разный местах нашей страны). Выглядит всё это дело так:
Свет Переднего маяка виден за 12 морских миль (22,2 км). Ориентируясь на совпадение лучей фонарей обоих маяков, моряки понимают, что правильно входят в пролив, никуда не отклоняясь.
Попасть к Переднему маяку проще простого: нужно прогуляться по Морскому бульвару в сторону Северного мола. Собственно, вот карта: в нижнем правом углу расположен старый Задний маяк, от которого проложена фиолетовая тропка длиной 910 метров то итоговой точки в районе спорткомплекса ЦСКА. Вот там Передний маяк и обнаружите.
Ну, и последний пункт нашей экскурсии. Я не просто так вещала о памятнике Фридриху Вильгельму I. Дело в том, что 6 июня 1998 года на той же самой площади, где некогда красовался курфюрст, состоялось торжественное открытие памятника Петру I, ныне ставшего одним из символов города.
Посмотрите карусель: я ещё раз приложу фото немецкого периода для сравнения.
Появление этого памятника было приурочено к 300-летию Военно-морского флота России, праздновавшемуся в 1996 году. Заложили памятник в 1995 году, в 1996-м провели конкурс на лучший проект, который и был воплощён три года спустя.
Высота памятника (вместе с постаментом) - 6,4 метра. Стоит Пётр, любуется на море, о флоте размышляет...
И, возможно, это изваяние кому-то не покажется верхом скульптурного искусства - что ж. Поверьте: вживую, у подножья маяка, Пётр смотрится весьма эпично.
Что ж, на этом я сегодня поставлю точку. Ещё раз кинем взгляд на Балтийский маяк...
...и отправимся заниматься своими делами. А я подумаю, о чём рассказать в следующий раз, чтобы ни вы долгими зимними вечерами не скучали, ни я по отпуску не тосковала. :)