История про двоих в баре...
— Привет, я Макс. — Поднимает бокал.
— Ирина. — Чокается. За что пьем?
— За то, что... ну, не знаю. За жизнь?
— Скучно. За то, что ты красивая? — Смеётся, краснеет.
— Ты же меня только что встретил!
— И уже вижу. — Пьёт, избегает взгляда. Слушай, вообще, а ты когда-нибудь думаешь о жизни?
— Каждую ночь! — Волнуется. Просыпаюсь в три часа ночи, и понеслось... жизнь, смерть, всё такое.
— Вот! Я тоже! — Наклоняется ближе. Я смотрю на людей, все в панике, все хотят денег, квартиры, машины...
— А ты не хочешь?
— Хочу, но... знаешь, это не приносит счастья.
— Не приносит. — Пьёт вино. Я вот копила на квартиру. Мечта была... потом... — Машет рукой. Ладно, это грустная история.
— Рассказывай, я слушаю. — Его бокал уже на дне. Может, ещё по одной?
— По одной, конечно. — Смеётся. Вот была мечта про квартиру, и когда я её купила... честно, обманулась. Приходишь, смотришь на стены, и пусто внутри. В груди.
— В груди пусто? — Кладет руку ей на спину. Может, потому что нужен кто-то, с кем можно делиться?
— Может быть... — Смотрит на его руку. Откуда ты такой философ?
— Я рыбака видел однажды! — Говорит громко, бармен оглядывается. Он ругался на волны, понимаешь? На волны!
— На волны? — Смеётся. Почему?
— Потому что рыба не клевала! А он не понимал, что он может только удочку закинуть, а рыба... рыба своё дело делает!
— Макс... — Кладет руку ему на руку. Это про людей же, да?
— О боже, ты умная! — Пьёт. Вот я об этом и говорю! Мы думаем, что контролируем всё, а не контролируем ничего! Это же... это же ужас!
— Это не ужас. — Её голос становится мягче. Это свобода.
— Свобода? — Смотрит на неё. От чего свобода?
— От ответственности за то, что мы не можем контролировать. Макс, я жила и мучилась: "Почему мой парень не позвонил? Почему люди оценивают меня? Почему я не такая красивая как она?" А потом поняла...
— Что?
— Что он звонить не будет потому что он решил не звонить. Люди будут оценивать потому что это люди — это так работают. И красивая я или нет — это не моё дело, это мне кажется, что это мое дело, но...
— Боже, ты правда умная. — Макс уже немного пьян, щеки красные. Можно я тебя поцелую?
— Сейчас нельзя. — Смеётся. Давай сначала... давай я расскажу про старика!
— Старика? — Берет её руку. Какого старика?
— Вот была у него лошадь, и лошадь убежала, и все говорят "беда", а он "может быть"!
— "Может быть"? — Пьёт. Это глупо.
— Это не глупо! Потом лошадь вернулась с другой лошадью, и все "удача", а он опять "может быть"!
— Может быть что??? — Машет рукой, задевает бокал, бармен спешит подставить поднос.
— Может быть потому что... потому что... — Её слова становятся медленнее. Потому что он не привязан. События приходят и уходят, как... как... как твоё прикосновение к моей руке!
— Моё прикосновение? — Усмехается. Оно уходит?
— Когда-нибудь уйдёт. — Грустно. Всё уходит, Макс. Все люди уходят.
— Ирина... — Его голос дрожит. Может, нет. Может, я остаюсь?
— Ты пьян. — Но не отодвигает руку.
— Я не очень. — Совсем очень. Слушай, я тебе скажу... знаешь, когда я был в больнице...
— Ты болел? — Вдруг становится серьёзной. Ты жив?
— Жив! — Смеётся. Я жив, и я сидел там и думал, и знаешь, что я понял?
— Что?
— Что счастье — это не в том, чтобы не было боли! Это в том, чтобы боль не делала тебя злым! Понимаешь? Мне было больно, и я мог выбрать быть гадким ко всем, а я выбрал быть добрым.
— Ты добрый. — Смотрит на него. Я вижу.
— И ты добрая. — Наклоняется. Почему у такой доброй женщины была грустная ночь в баре?
— Потому что я не знала, что встречу тебя? — Смеётся пьяно. Слушай, это звучит как кино, да?
— Как кино! — Соглашается. И главное, что в кино, когда люди встречаются в баре и пьют, они потом...
— Потом что?
— ...вспоминают это всю жизнь. — Пьёт вино из её бокала.
— Макс! — Смеётся. Это мой бокал!
— Было твоим. — Целует её вдруг, прямо там, в баре, и её бокал падает, бармен ловит.
— Ты сумасшедший! — Смеётся в поцелуе.
— Да! — Садится обратно. Я сумасшедший потому что я выбираю быть добрым к жизни! И к тебе! И к каждому дню, даже если он отстойный!
— Даже если отстойный... — Повторяет она, как заклинание. Знаешь, моя подруга была... была несчастна, и я спросила её: "За что ты благодарна?" И она меня ненавидела за этот вопрос!
— Ненавидела?
— Ненавидела! Но потом... потом она начала считать, и знаешь, счастья стало больше. Маленького счастья, но оно было!
— Маленькое счастье лучше большой боли? — Спрашивает Макс. Это пословица?
— Это истина! — Кричит Ирина, люди оглядываются. Извини, я громко?
— Громко, но красиво громко. — Берет её лицо в руки. Слушай, я тебе скажу что-то...
— Что?
— Я все время врал себе. — Говорит, как исповедь. Говорил: "Завтра буду лучше", а сегодня был ужасен. Говорил: "Я добрый", а делал подлость. И потом я остановился и сказал: "Макс, хватит. Ты ленивый, ты боишься, ты не знаешь, что делать." И знаешь что?
— Что?
— Мне стало легче! И я встретил тебя! — Смеётся безумно.
— Потому что перестал врать? — Её слова заплетаются. Макс, я тоже врала. Я врала, что мне нравится моя работа, мне нравится моя жизнь... а на самом деле я мечтала сбежать!
— Сбежать? Куда?
— Не знаю! Просто... в другую жизнь! И вот я сбежала в бар, и встретила тебя, и ты рассказываешь мне про рыбаков и стариков с лошадьми...
— Может быть это не случайно? — Его глаза блестят. Может быть, судьба...
— Судьба? — Смеётся. Макс, ты только что говорил, что судьбу нельзя изменить!
— Нельзя! — Кивает. Но отношение к ней можно! И мое отношение к тому, что я встретил тебя...
— Какое?
— ...самое благодарное. — Целует её в лоб.
Ирина плачет вдруг, просто так, слёзы.
— Ты в порядке? — Пугается Макс.
— Я в порядке. — Вытирает слёзы. Я просто... я так долго была одна в этой квартире, понимаешь? И я думала, что счастье когда-нибудь придёт, когда я буду красивая, когда я буду богатая, когда я встречу идеального человека...
— И?
— И вот я встретила тебя, и ты не идеальный, ты пьян и говоришь странные вещи, и ты целуешься в баре как придурок...
— Я придурок, да. — Соглашается.
— И это... это лучше, чем идеальный! Потому что идеальный я не смогла бы… я не смогла бы верить. А в тебя я верю. Потому что ты честный. Даже пьян, ты честный.
— Я честный потому что больше нечего терять. — Пьёт, напиток почти закончился. Я потерял здоровье, потерял работу, потерял уверенность... и вот я свободен! И я выбираю быть добрым!
— Выбираешь? — Её голова на его плече. Это сложно?
— Очень сложно. — Гладит её волосы. Каждый день я выбираю встать с кровати, хотя мне хочется не встать. И я выбираю улыбнуться, хотя мне хочется закричать. И я выбираю любить людей...
— Даже когда они тебя разочаруют?
— Особенно тогда. — Смотрит на неё. Потому что они не выбирали быть плохими. Они просто испуганы. Все испуганы. Даже боссы, даже политики...
— Даже я? — Улыбается.
— Ты не испугана? — Спрашивает серьёзно.
— Я? — Смеётся. Я напугана как сумасшедшая! Я первый раз в жизни здесь с незнакомцем, и я влюбляюсь, и это очень страшно!
— Ты влюбляешься? — Его голос тихий.
— Я влюбляюсь. — Смотрит в его глаза. И я выбираю быть благодарна за это, даже если это закончится завтра.
— Завтра? — Целует её снова. Ирина, это не закончится завтра.
— Откуда ты знаешь?
— Потому что... потому что я выбираю быть здесь каждый день. И я буду выбирать это снова и снова, пока живу.
Бармен подходит.
— Ребята, мы закрываемся.
Макс и Ирина смотрят на часы, потом друг на друга.
— Мы были здесь часа три? — Спрашивает Ирина.
— Три часа. — Макс выглядит удивленным. Мне казалось, три минуты.
— За что мы в итоге пили? — Смеётся Ирина. В начале за что?
— За жизнь? — Вспоминает Макс. Нет, не помню. За тебя?
— За нас. — Поправляет Ирина. За то, что мы выбрали быть здесь, в этом баре, с друг другом, вместо того чтобы быть дома, в одиночестве.
— Это лучший выбор? — Спрашивает Макс, хотя уже знает ответ.
— Лучший выбор. — Она берет его руку. Даже если завтра будет беда, я буду говорить "может быть". Но только потому что ты научил меня.
— Я научил? — Смеётся. Ирина, ты мне рассказала про благодарность! Это ты научила!
— Может быть, мы друг друга научили? — Встаёт, шатаясь.
— Может быть. — Помогает ей встать. Вот это да... может быть...
Они выходят из бара, держась за руки, смеясь над чем-то, что услышал только Бог и музыка джаза. Бармен смотрит вслед и поёт себе под нос что-то про любовь и бедность, которые приходят в самый неожиданный момент, в самом неподходящем месте, когда ты меньше всего ждёшь, но больше всего хочешь.
ИП++
11.12.2025