Найти в Дзене
Гипермышление

Истина в вине...

История про двоих в баре... — Привет, я Макс. — Поднимает бокал. — Ирина. — Чокается. За что пьем? Двое незнакомцев за барной стойкой. Он потягивает жёлтое шампанское, она — красное вино. Музыка в баре — что-то задумчивое, джаз.
— За то, что... ну, не знаю. За жизнь? — Скучно. За то, что ты красивая? — Смеётся, краснеет. — Ты же меня только что встретил! — И уже вижу. — Пьёт, избегает взгляда. Слушай, вообще, а ты когда-нибудь думаешь о жизни? — Каждую ночь! — Волнуется. Просыпаюсь в три часа ночи, и понеслось... жизнь, смерть, всё такое. — Вот! Я тоже! — Наклоняется ближе. Я смотрю на людей, все в панике, все хотят денег, квартиры, машины... — А ты не хочешь? — Хочу, но... знаешь, это не приносит счастья. — Не приносит. — Пьёт вино. Я вот копила на квартиру. Мечта была... потом... — Машет рукой. Ладно, это грустная история. — Рассказывай, я слушаю. — Его бокал уже на дне. Может, ещё по одной? — По одной, конечно. — Смеётся. Вот была мечта про квартиру, и когда я её купила... честно,

История про двоих в баре...

— Привет, я Макс. — Поднимает бокал.

— Ирина. — Чокается. За что пьем?

Двое незнакомцев за барной стойкой. Он потягивает жёлтое шампанское, она — красное вино. Музыка в баре — что-то задумчивое, джаз.
Двое незнакомцев за барной стойкой. Он потягивает жёлтое шампанское, она — красное вино. Музыка в баре — что-то задумчивое, джаз.

— За то, что... ну, не знаю. За жизнь?

— Скучно. За то, что ты красивая? — Смеётся, краснеет.

— Ты же меня только что встретил!

— И уже вижу. — Пьёт, избегает взгляда. Слушай, вообще, а ты когда-нибудь думаешь о жизни?

— Каждую ночь! — Волнуется. Просыпаюсь в три часа ночи, и понеслось... жизнь, смерть, всё такое.

— Вот! Я тоже! — Наклоняется ближе. Я смотрю на людей, все в панике, все хотят денег, квартиры, машины...

— А ты не хочешь?

— Хочу, но... знаешь, это не приносит счастья.

— Не приносит. — Пьёт вино. Я вот копила на квартиру. Мечта была... потом... — Машет рукой. Ладно, это грустная история.

— Рассказывай, я слушаю. — Его бокал уже на дне. Может, ещё по одной?

— По одной, конечно. — Смеётся. Вот была мечта про квартиру, и когда я её купила... честно, обманулась. Приходишь, смотришь на стены, и пусто внутри. В груди.

— В груди пусто? — Кладет руку ей на спину. Может, потому что нужен кто-то, с кем можно делиться?

— Может быть... — Смотрит на его руку. Откуда ты такой философ?

— Я рыбака видел однажды! — Говорит громко, бармен оглядывается. Он ругался на волны, понимаешь? На волны!

— На волны? — Смеётся. Почему?

— Потому что рыба не клевала! А он не понимал, что он может только удочку закинуть, а рыба... рыба своё дело делает!

— Макс... — Кладет руку ему на руку. Это про людей же, да?

— О боже, ты умная! — Пьёт. Вот я об этом и говорю! Мы думаем, что контролируем всё, а не контролируем ничего! Это же... это же ужас!

— Это не ужас. — Её голос становится мягче. Это свобода.

— Свобода? — Смотрит на неё. От чего свобода?

— От ответственности за то, что мы не можем контролировать. Макс, я жила и мучилась: "Почему мой парень не позвонил? Почему люди оценивают меня? Почему я не такая красивая как она?" А потом поняла...

— Что?

— Что он звонить не будет потому что он решил не звонить. Люди будут оценивать потому что это люди — это так работают. И красивая я или нет — это не моё дело, это мне кажется, что это мое дело, но...

— Боже, ты правда умная. — Макс уже немного пьян, щеки красные. Можно я тебя поцелую?

— Сейчас нельзя. — Смеётся. Давай сначала... давай я расскажу про старика!

— Старика? — Берет её руку. Какого старика?

— Вот была у него лошадь, и лошадь убежала, и все говорят "беда", а он "может быть"!

— "Может быть"? — Пьёт. Это глупо.

— Это не глупо! Потом лошадь вернулась с другой лошадью, и все "удача", а он опять "может быть"!

— Может быть что??? — Машет рукой, задевает бокал, бармен спешит подставить поднос.

— Может быть потому что... потому что... — Её слова становятся медленнее. Потому что он не привязан. События приходят и уходят, как... как... как твоё прикосновение к моей руке!

— Моё прикосновение? — Усмехается. Оно уходит?

— Когда-нибудь уйдёт. — Грустно. Всё уходит, Макс. Все люди уходят.

— Ирина... — Его голос дрожит. Может, нет. Может, я остаюсь?

— Ты пьян. — Но не отодвигает руку.

— Я не очень. — Совсем очень. Слушай, я тебе скажу... знаешь, когда я был в больнице...

— Ты болел? — Вдруг становится серьёзной. Ты жив?

— Жив! — Смеётся. Я жив, и я сидел там и думал, и знаешь, что я понял?

— Что?

— Что счастье — это не в том, чтобы не было боли! Это в том, чтобы боль не делала тебя злым! Понимаешь? Мне было больно, и я мог выбрать быть гадким ко всем, а я выбрал быть добрым.

— Ты добрый. — Смотрит на него. Я вижу.

— И ты добрая. — Наклоняется. Почему у такой доброй женщины была грустная ночь в баре?

— Потому что я не знала, что встречу тебя? — Смеётся пьяно. Слушай, это звучит как кино, да?

— Как кино! — Соглашается. И главное, что в кино, когда люди встречаются в баре и пьют, они потом...

— Потом что?

— ...вспоминают это всю жизнь. — Пьёт вино из её бокала.

— Макс! — Смеётся. Это мой бокал!

— Было твоим. — Целует её вдруг, прямо там, в баре, и её бокал падает, бармен ловит.

— Ты сумасшедший! — Смеётся в поцелуе.

-2

— Да! — Садится обратно. Я сумасшедший потому что я выбираю быть добрым к жизни! И к тебе! И к каждому дню, даже если он отстойный!

— Даже если отстойный... — Повторяет она, как заклинание. Знаешь, моя подруга была... была несчастна, и я спросила её: "За что ты благодарна?" И она меня ненавидела за этот вопрос!

— Ненавидела?

— Ненавидела! Но потом... потом она начала считать, и знаешь, счастья стало больше. Маленького счастья, но оно было!

— Маленькое счастье лучше большой боли? — Спрашивает Макс. Это пословица?

— Это истина! — Кричит Ирина, люди оглядываются. Извини, я громко?

— Громко, но красиво громко. — Берет её лицо в руки. Слушай, я тебе скажу что-то...

— Что?

— Я все время врал себе. — Говорит, как исповедь. Говорил: "Завтра буду лучше", а сегодня был ужасен. Говорил: "Я добрый", а делал подлость. И потом я остановился и сказал: "Макс, хватит. Ты ленивый, ты боишься, ты не знаешь, что делать." И знаешь что?

— Что?

— Мне стало легче! И я встретил тебя! — Смеётся безумно.

— Потому что перестал врать? — Её слова заплетаются. Макс, я тоже врала. Я врала, что мне нравится моя работа, мне нравится моя жизнь... а на самом деле я мечтала сбежать!

— Сбежать? Куда?

— Не знаю! Просто... в другую жизнь! И вот я сбежала в бар, и встретила тебя, и ты рассказываешь мне про рыбаков и стариков с лошадьми...

— Может быть это не случайно? — Его глаза блестят. Может быть, судьба...

— Судьба? — Смеётся. Макс, ты только что говорил, что судьбу нельзя изменить!

— Нельзя! — Кивает. Но отношение к ней можно! И мое отношение к тому, что я встретил тебя...

— Какое?

— ...самое благодарное. — Целует её в лоб.

Ирина плачет вдруг, просто так, слёзы.

— Ты в порядке? — Пугается Макс.

— Я в порядке. — Вытирает слёзы. Я просто... я так долго была одна в этой квартире, понимаешь? И я думала, что счастье когда-нибудь придёт, когда я буду красивая, когда я буду богатая, когда я встречу идеального человека...

— И?

— И вот я встретила тебя, и ты не идеальный, ты пьян и говоришь странные вещи, и ты целуешься в баре как придурок...

— Я придурок, да. — Соглашается.

— И это... это лучше, чем идеальный! Потому что идеальный я не смогла бы… я не смогла бы верить. А в тебя я верю. Потому что ты честный. Даже пьян, ты честный.

— Я честный потому что больше нечего терять. — Пьёт, напиток почти закончился. Я потерял здоровье, потерял работу, потерял уверенность... и вот я свободен! И я выбираю быть добрым!

— Выбираешь? — Её голова на его плече. Это сложно?

— Очень сложно. — Гладит её волосы. Каждый день я выбираю встать с кровати, хотя мне хочется не встать. И я выбираю улыбнуться, хотя мне хочется закричать. И я выбираю любить людей...

— Даже когда они тебя разочаруют?

— Особенно тогда. — Смотрит на неё. Потому что они не выбирали быть плохими. Они просто испуганы. Все испуганы. Даже боссы, даже политики...

— Даже я? — Улыбается.

— Ты не испугана? — Спрашивает серьёзно.

— Я? — Смеётся. Я напугана как сумасшедшая! Я первый раз в жизни здесь с незнакомцем, и я влюбляюсь, и это очень страшно!

— Ты влюбляешься? — Его голос тихий.

— Я влюбляюсь. — Смотрит в его глаза. И я выбираю быть благодарна за это, даже если это закончится завтра.

— Завтра? — Целует её снова. Ирина, это не закончится завтра.

— Откуда ты знаешь?

— Потому что... потому что я выбираю быть здесь каждый день. И я буду выбирать это снова и снова, пока живу.

Бармен подходит.

— Ребята, мы закрываемся.

Макс и Ирина смотрят на часы, потом друг на друга.

— Мы были здесь часа три? — Спрашивает Ирина.

— Три часа. — Макс выглядит удивленным. Мне казалось, три минуты.

— За что мы в итоге пили? — Смеётся Ирина. В начале за что?

— За жизнь? — Вспоминает Макс. Нет, не помню. За тебя?

— За нас. — Поправляет Ирина. За то, что мы выбрали быть здесь, в этом баре, с друг другом, вместо того чтобы быть дома, в одиночестве.

— Это лучший выбор? — Спрашивает Макс, хотя уже знает ответ.

— Лучший выбор. — Она берет его руку. Даже если завтра будет беда, я буду говорить "может быть". Но только потому что ты научил меня.

— Я научил? — Смеётся. Ирина, ты мне рассказала про благодарность! Это ты научила!

— Может быть, мы друг друга научили? — Встаёт, шатаясь.

— Может быть. — Помогает ей встать. Вот это да... может быть...

Они выходят из бара, держась за руки, смеясь над чем-то, что услышал только Бог и музыка джаза. Бармен смотрит вслед и поёт себе под нос что-то про любовь и бедность, которые приходят в самый неожиданный момент, в самом неподходящем месте, когда ты меньше всего ждёшь, но больше всего хочешь.

ИП++
11.12.2025