В каждом бизнесе существует своя отраслевая специфика, которая определяет нюансы бухгалтерского и налогового учета.
Частная медицина - одна из самых устойчивых и рентабельных отраслей современной экономики. Для опытного предпринимателя, который ценит долгосрочные перспективы и хочет реализовать амбициозные проекты, это идеальная возможность совместить финансовую успешность с социальной миссией. Выстроить прибыльную модель бизнеса невозможно без грамотного учета. Это не просто формальность — это ключевой механизм финансовой устойчивости.
С чего начать — правовой статус и система налогообложения
Медицинская организация — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности (Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
На старте важно определить, в каком статусе будет работать медицинская клиника - ИП или ООО. От этого зависит налоговая нагрузка, возможности развития и юридические последствия.
Если планируется небольшой кабинет с минимальным штатом, целесообразно начать со статуса индивидуального предпринимателя. Но такая структура бизнеса не слишком удобна для масштабирования и привлечения партнеров, кроме того ИП несет полную ответственность всем своим имуществом.
ООО подойдет для крупных проектов с перспективой роста и привлечения инвестиций. Такая форма бизнеса воспринимается как более надежная в глазах пациентов и партнеров, но требует больше затрат за администрирование.
При регистрации бизнеса в налоговой необходимо сразу выбрать систему налогообложения, по которой будет работать компания. Без анализа конкретной ситуации, структуры предполагаемых доходов и расходов, знания законодательства и особенностей налоговых режимов очень просто сделать неверный выбор.
1. УСН (доходы) - самый универсальный режим для любой компании, оказывающей услуги.
- Обычная ставка налога — 6% от всех поступивших доходов, если нет региональных льгот.
- Сумму налога можно уменьшить на уплаченные страховые взносы, но не более чем на 50%. С учетом того, что обычно размер страховых взносов в медицинской клинике значительный, то налог с доходов можно уменьшить до 3%.
- Пока доходы не превышают 60 млн. рублей в год ( в 2026 году — 20 млн. рублей), действует автоматическое освобождение от НДС по любым доходам. Налог не уплачивается, счета-фактуры не оформляются, декларации не представляются.
- Если доходы выше лимита, доходы делятся на две группы: от медицинских услуг и прочие доходы. С медицинских услуг НДС не взимается, с прочих — уплачивается по ставкам, которые нужно определить: общие (20%, 10%, 22% с 2026 года) с возможностью вычета входящего НДС или пониженные (5%, 7%) без вычета. При выборе ставки нужно смотреть, какой планируется входящий НДС: если его нет или суммы небольшие, выгоднее будут пониженные ставки.
2. УСН (доходы минус расходы) — такой вариант тоже можно рассмотреть, если компания вписывается в лимиты упрощенки в принципе.
- Основной налог — 15% с разницы между суммами доходов и расходов. Список расходов сейчас ограничен, но с 2026 года перечень открытый, то есть при расчете налога можно учитывать любые расходы, связанные с деятельностью, если они экономически обоснованы и подтверждены документами. Поэтому налогооблагаемую базу можно будет уменьшить максимально.
- Если у клиники убытки, нужно уплачивать минимальный налог 1% с полученных доходов.
- При выручке не более 60 млн. рублей (в 2026 году - 20 млн. рублей) от НДС компания освобождается. При более высоком доходе применяются обычные стаки либо пониженные.
3. ОСНО (общая система налогообложения) — традиционно считается самой сложной и дорогой, если не учитывать отраслевые особенности. Ее стоит рассматривать клинике, которая сможет выполнить требования для получения льготных условий по налогам.
- НДС с медицинских услуг нулевой.
- Налог на прибыль с 2025 года — 25%, но если клиника выполняет ряд условий, то можно получить льготу по налогу на прибыль, ставка может быть нулевой. Условия легко выполняемые: наличие лицензии, доходы от медицинской деятельности составляют не менее 90%, в штате не менее 15 сотрудников, 50% из них имеют сертификат специалиста или аккредитацию.
- О праве на льготу нужно заявлять ежегодно и постоянно контролировать показатели.
АУСН (автоматизированная упрощенная система налогообложения) не подойдет медицинской организации из-за ограничений в применении этого налогового режима для лицензируемых видов деятельности.
Перед выбором системы налогообложения обязательно нужно сделать расчеты и сравнить возможные варианты. Бывает, что самый очевидный выбор — не самый выгодный.
Особенности бухгалтерского учета в медицине
1. Учет медикаментов и расходных материалов
Учет лекарственных препаратов и расходников является довольно объемной частью из-за обширной номенклатуры. Важно учитывать выдачу препаратов и расходных материалов в кабинеты и любое другое перемещение внутри клиники. Списание происходит в тот момент, когда они фактически расходуются на пациента. По каждой процедуре должны быть разработаны нормы расхода списания материалов, которые формируют себестоимость оказанной услуги.
Лекарства и расходные материалы относятся к материально‑производственным запасам, учитываем их на бухгалтерском счете 10 «Материалы».
Ключевые нюансы:
- строгий контроль сроков годности — просроченные препараты списываются по акту или возвращаются поставщику;
- раздельный учёт психотропных и наркотических средств (ежемесячная инвентаризация, уведомление МВД при недостачах);
- выбор метода списания: ФИФО, по стоимости единицы или средней стоимости (закрепляется в учётной политике),
- тщательный мониторинг документов: обязательно проверять наличие и качество подтверждающей первички.
Списываются лекарства и расходные материалы, как правило, на счет 20 «Основное производство» установленным в учетной политике способом:
- по себестоимости единицы,
- методом ФИФО,
- по средней себестоимости.
2. Учёт медицинского оборудования
Медицинское оборудование учитывается в составе основных средств. Каждая единица — инвентарный объект, ему присваивается номер.
Необходимые документы для приемки и постановки на учет:
- товарная накладная — определяет наименование основного средства, его стоимость, содержит информацию о поставщике;
- акт приёма‑передачи — фиксирует факт оприходования оборудования с указанием инвентарного номера и срока эксплуатации, данных амортизационной группы;
- карточка ОС‑6 — содержит данные из акта приема-передачи.
Медоборудование и техника подлежат амортизации, то есть относится к расходам в течение всего срока его эксплуатации. Амортизация начисляется равномерными частями с месяца, следующего за принятием объекта к учёту (счет 02) одним из способов, утвержденных в учетной политике:
- линейный способ,
- способ списания стоимости пропорционально объему оказываемых услуг,
- способ уменьшаемого остатка,
- списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.
Чек‑лист для проверки учета
- Оптимальная ли система налогообложения?
- Ведётся ли раздельный учёт льготных услуг?
- Проводятся ли инвентаризации?
- Актуальны ли данные по срокам годности препаратов?
- Сданы ли декларации в срок?
Что важно
Грамотный бухгалтерский и налоговый учёт в частной клинике — это:
- безопасность (отсутствие штрафов и проверок);
- прозрачность финансовых потоков;
- возможность масштабирования бизнеса.
Рекомендация: проведите аудит текущих процессов с привлечением независимого эксперта. Это позволит выявить «узкие места» и выстроить систему, которая будет работать на ваш успех.
Помните: инвестиции в качественный учёт — это инвестиции в стабильность вашего медицинского бизнеса.
«1С:Бухобслуживание.Ленбаланс» - Санкт-Петербург: 8 (800) 222-21-75
Реальность такова: пока вы не наведете порядок в бухгалтерии, вы никогда не получите полный контроль над финансами компании. Выход есть!