Все годы обучения в школе я предполагал, что пойду получать и высшее образование, но даже в 10-м классе я ещё не знал, на какой профиль я пойду. Реальный выбор тогда стоял между технической специальностью, скорее всего, программистом, и гуманитарной специальностью – филологом или историком. В итоге выбор был сделан в пользу второго, я поступил на филологический факультет Московского педагогического государственного университета и благополучно его закончил. Это было уже довольно давно, но я до сих пор удовольствием вспоминаю университетские годы. И я всегда буду глубоко благодарен всем своим преподавателям, и прежде всего своему научному руководителю Наталье Александровне Ипполитовой.
Но на выходе оказалось, что никакой конкретной специальности я оттуда не вынес. Я получил общее и интересное фундаментальное образование, но никаких конкретных умений у меня не было. А тем знаниям и умениям, которые были довольно трудно найти конкретное применение (кроме чисто научного). Таким образом, для меня найти работу по специальности просто невозможно, потому что нет никакой специальности; а работы по образованию не бывает. Теперь я понимаю, что для получения специальности нужно было идти на совсем другое образование.
Тем не менее, я не минуты не жалею, что поступил именно на филологический факультет, и вот почему. Там была история литературы: 8 семестров зарубежной и 7 семестров русской литературы. Каждый семестр, как зарубежной, так и русской литературы был посвящён той или иной эпохе – от Античности до современности по зарубежной литературе и от древнерусской до той же современности по русской литературе.
Так вот в процессе изучения этих курсов я фактически прошёл, пропустил через себя, попробовал на вкус буквально всю историю и культуру человечества от глубокой древности до наших дней. Литература – это зеркало истории и культуры. В литературе моментально отражаются все социальные изменения и культурные катастрофы, все новые тенденции и борьба различных идей. В условиях крайне ограниченного времени изучалась литература, конечно, выборочно и относительно поверхностно. Много о каких интересных писателях и книгах не было упомянуто даже вскользь. Но основные столпы, на которых держится всё остальное, естественно, были внимательно и подробно рассмотрены.
Впрочем, литература, как это водится, дошла где-то до 70-х годов 20-го века. Курсов о совсем современной литературе не было, а зря. Хотя это понятно: новинок много, уследить за ними трудно, выбрать достойное ещё труднее, и собрать курс о современном литературном процессе крайне сложно. Когда знакомые спрашивали меня о рекомендациях, что почитать именно из самой современной литературы, приходилось или отмалчиваться, или выбирать что-то из самых банальных вариантов. Тем не менее, я оказался практически на том же уровне развития литературы и культуры, который был в мире ко времени моего окончания университета.
Не скажу, что я этим активно и серьезно воспользовался. Не скажу, что со временем я продвинулся ещё дальше. И сейчас всё это уже немного устарело, покрылось пылью прожитых с тех пор лет. Да и время изменилось достаточно сильно. Но мне хочется верить, что культурно и интеллектуально я все равно нахожусь примерно в современности. Это должно позволять мне избегать эгоистичности и импульсивности Античности, суеверности и догматизма Средневековья, излишне пафосных веры в разум и прогресс Просвещения, и даже экспериментальности модернизма. А многие люди живут той или иной эпохой, да и я многое из этого попробовал. А мне хочется быть нормальным современным человеком. Потому что именно нормальность – это единственный возможный фундамент для движения дальше, для построения, если не своей успешности, то просто своей нормальной жизни. И если многие навсегда застревают в каком-то времени, то у меня есть возможность перемещаться из эпохи в эпоху, искать в них лучшее и брать это лучшее, а прочее отбрасывать.
Какой предмет научит этому лучше, чем история литературы? Кроме того, история литературы учит этому опосредованно, не навязчиво, а такое обучение зачастую куда продуктивнее прямого вдалбливания.
Я до сих пор помню практически всех своих преподавателей и с удовольствием их перечислю тех, кто вёл литературу (и не только).
Зарубежную литературу вели Марина Ивановна Никола, Виктор Сергеевич Симаков, Владимир Андреевич Луков, Владимир Николаевич Ганин, Галина Николаевна Храповицкая, Дарья Александровна Кудрявцева, Андрей Владимирович Коровин, Валерий Павлович Трыков, Евгений Викторович Жаринов (да, тот самый!!!) и Анна Игоревна Кузнецова.
Русскую литературу вели Нина Владимировна Трофимова, Ольга Николаевна Лазареску, Сергей Вениаминович Сапожков, Валентин Иванович Коровин, Сергей Владимирович Тихомиров, Евгения Васильевна Николаева и Маргарита Ивановна Громова.
А так как предмет «Современный русский язык» на филологическом факультете не менее важен, то для справедливости отмечу, что его вели Инна Дмитриевна Самойлова, Екатерина Александровна Шумских, Иван Алексеевич Ширшов, Ольга Федоровна Воробьевская, Галина Алексеевна Кулюкина, Наталья Сергеевна Козел и Елена Михайловна Виноградова.
А также хочется отметить преподавателей, не ведших основных предметов, но оставивших о себе самые приятные и светлые воспоминания – Арсения Станиславовича Дежурова, Елену Геннадьевну Чернышеву, Светлану Александровну Полковникову, Веру Каземировну Радзиховскую, Веру Юльевну Липатову и Зою Ивановну Курцеву.
И я им всем говорю: «Большое спасибо»!
Так что совсем не зря я получил филологическое образование! И я очень рад, что это было именно на филологическом факультете МПГУ.