В обществе бытует мнение, что чаще насилию подвергаются девочки и девушки, но на самом деле это далеко не так. Мальчики, подростки, юноши и даже взрослые мужчины также подвергаются сексуальному насилию.
В этой статье я рассмотрю ключевые аспекты этой сложной темы и все аспекты и последствия для психики, а также приведу выжимки некоторых историй из моей работы.
Сразу отмечу, что это статья не для слабонервных, потому если вы не готовы покиньте эту страницу.
Эта не просто статья, эту статью я пишу просьба моего клиента, который подвергался сексуальному насилию, будучи ребенком. Все данные будут изменены, совпадения случайны.
Тема сексуального насилия в отношении мальчиков, подростков, юношей или мужчин кажется чем-то редким и из ряда вон выходящим. Это связано прежде всего с тем, что культурная составляющая нашей ментальности использует ригидные клише из категории "мужики не плачут", "мужики не жалуются, а если жалуешься баба", "вытри сопли, ты же мужик!" и прочее. Мальчикам с детства негласно говорят: "Не чуствуй, не выражай себя, ты мужик, ты должен быть сильным!".
Еще одна причина, по которой лица мужского пола, подвергшиеся сексуальному насилию, не идут за помощью к специалистам и не озвучивают траматичный опыт это стыд и вина. Стыд и вина в травмированной психике сохраняется очень на долго, а как известно стыд и вина одни из самых деструктивных чувств, а также отличные инструменты манипуляции, который активно используют конфессиональные сообщества.
Давайте начнем с вопроса, кто же совершает такие ужасные преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних ?
Если вы думаете, что это какие-то ужасные психопаты и маньяки, то глубоко ошибаетесь, но лишь отчасти. Те, кто совершает противоправные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних, можно поделить на три группы:
-близкий круг: родители (чаще отцы), опекуны, дяди, тети, друзья родителей,братья, сестры, сводные братья;
-социальное окружение: одноклассники, друзья, товарищи, знакомые;
-случайные незнакомцы с улицы.
Среди всей этой категории чаще всего фигуриют именно родственники. Да, как бы это не странно звучало, но именно те кто должен защищать, оставляют глубокую травму в психике. Так, в семье происходит 39% изнасилований, 39% убийств, 25% случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, 23% — легкого вреда здоровью в отношении несовершеннолетних.
Что касается статистики сексуальных преступлений в отношении несовершеннолетних, то можно найти вот такие данные:
.....в 2021 году в стране было зафиксировано 16 887 таких случаев. В официальном отчете органа отмечалось, что более 50% таких преступлений совершаются знакомым ребенку лицом, каждое пятое — членами семьи, 11% — родителями или законными представителями. «25% сексуальных надругательств совершаются лицами в состоянии алкогольного опьянения и лицами, страдающими психическими заболеваниями», — говорилось также в документе.
При этом стоит отметить, что статистика приводит лишь данные официально зарегистрированных случаев, остается лишь догадываться какова реальная картина, как правило, она намного выше.
Детский фонд ООН в специальном докладе о малолетних жертвах убийств и насилия, на Всеобщей министерской конференции по искоренению насилия в отношении детей в Колумбии с участием мировых лидеров, общественных организаций, благотворителей, выживших жертв насилия и представителей молодежи предоставил следующие данные:
...за последний год более 500 миллионов мужчин (каждый седьмой) подвергались сексуальному насилию в детстве; 1,6 миллиарда детей – то есть две трети – регулярно терпят тяжкие физические наказания у себя дома и еще больше – психологическую агрессию."
Самый распространенный вид насилия против детей (из тех, о которых узнает полиция) - сексуализированное насилие. Это не только изнасилование, но и вообще любые действия сексуального характера, на которые человек не давал явного согласия.
Если мы говорим о сексуальном насилии в отношении мальчиков, то как правило, взрослые склоняют ребенка к действиям, которые в силу возраста он просто не осознает.
Насильник использует различные инструменты для совершения и сокрытия своего преступления: шантаж, запугивание, угрозы, либо, наоборот, поощрение, то есть «потерпи и получишь то-то и то-то». Также часты варианты использования манипуляций по типу: «ты же умеешь держать секреты, это будет наш секрет…» или «ты не хочешь, чтобы родители расстроились…».
Сексуальное насилие в отношении подростков и юношей носит немного другой характер. Оно чаще происходит с применением физической силы, угрозы расправы, шантажа. Как бы это ни странно ни звучало, юноши также часто становятся жертвами сексуального насилия. Подростки, юноши и молодые люди подвергаются сексуальному насилию, как правило, со стороны мужчин, при этом случаи склонения к сексуальному контакту со стороны женщин также нередки.
Жертвами сексуального насилия в более взрослом возрасте становятся неуверенные в себе, закомплексованные, ранее подвергавшиеся в семье, школе эмоциональному и физическому насилию подростки, юноши, молодые люди. У них, как правило, высокая склонность к виктимизации (высокая толерантность к насилию).
Взрослые, озабоченные, сексуально расторможенные мужчины как волки чувствуют жертву и завлекают её в свои сети, а затем склоняют к сексуальному контакту.
В чём же тут насилие, можно подумать, если человек совершеннолетний?
Насилие состоит в том, что человека склоняют к сексуальному контакту. Под видом «дружеских» отношений жертву заманивают в гости под предлогом классно провести время, жертва в силу наивности и неосознанности ведётся на эту ловушку.
Например, один мой клиент подвергся сексуальному насилию именно таким образом. Взрослый «друг», по совместительству бывший коллега, пригласил молодого человека в гости, угостил алкоголем и совершил действия сексуального характера в отношении него. Дружеская посиделка бывших коллег превратилась в акт сексуального насилия. К слову, это совершенно не новая история, ведь люди с серьёзными психическими нарушениями нередко имеют влечения к педофилии и другим разного рода сексуальным девиациям и перверсиям.
Что происходит с психикой человека, подвергшегося сексуальному насилию?
Ребёнок, подросток или юноша, подвергшийся сексуальному насилию, прежде всего испытывает токсичное, отравляющее чувство стыда, которое сопровождает его годами..
Стыд пронизывает всё пространство и выливается на соматическом уровне. Стыд за свою семью, за себя, за то, что произошло. Такое рассказать кому-либо крайне страшно, ведь это будет означать какие‑то последствия. Осознание того, что об этом кто‑то узнает, усиливает чувство отравляющего стыда, особенно у подростков и юношей. Именно по этой причине жертвы сексуального насилия данного возраста совершают суицид как попытку выхода из невыносимого стыда.
Последующие этапы деформации психики связаны с механизмами психологической защиты: вытеснение, диссоциация, деперсонализация, дереализация и последующее расстройство адаптации, когнитивные и поведенческие искажения.
Психика человека, подвергшегося сексуальному насилию, в среднем проходит базовые этапы травматизации. Степень травматизации психики зависит от возраста, в котором человек подвергся насилию, индивидуальных и характерологических особенностей личности, а также от того, была ли возможность выразить травму доверительному лицу или человек был изолирован и находился один на один со всем этим ужасом.
Наиболее подвержена глубоким деформациям психика в молодом возрасте (ребёнок, подросток, юноша), а также в пожилом возрасте. Жертвы насилия долго носят в себе эту травму, такая травма касается не только эмоциональной составляющей, но ещё и физической. Противоправные деяния против человека, его тела создают невыносимое ощущение стыда и чувства вины.
У жертв развивается стокгольмский синдром. Психика жертвы начинает винить себя в происходящем, строить логические варианты из категории «а если бы я не пошёл туда, то ничего и не было…».
Далее я опишу основные варианты деформации психики у жертв сексуального насилия, при этом это не означает, что это будет именно так, повторюсь, на степень травматизации и последующие деформации психики влияет много разных факторов.
Диссоциативное расстройство.
Нередко у жертв формируется диссоциативное расстройство личности и, как следствие, формируется состояние дереализации и деперсонализации, то есть человек ощущает в себе два противоположных состояния. Так проявляется травматическое ядро, которое переполнено стыдом, болью, обидой, гневом, злостью. В психике преобладает состояние дереализации, то есть у человека сохраняется стойкое ощущение, что он как будто просто наблюдатель этой жизни, как в кинотеатре, моментами, что он как бы «выпадает» из мира, а всё происходящее рядом — просто картина.
Процесс диссоциации психики и формирование диссоциативного расстройства характерен для любой тяжёлой психической травмы. В каждом случае всё сугубо индивидуально, ведь психика каждого человека по‑своему уникальна.
КПТСР.
У жертв сексуального насилия также развивается комплексное посттравматическое расстройство. Жертвы сексуального насилия часто испытывают флэшбэк‑синдром, то есть психика во многих местах как открытый нерв в зубе, который реагирует на всё и вызывает сильную реакцию. Чувство безопасности у жертв сексуального насилия сильно нарушено, как следствие — заниженная, неустойчивая самооценка, богатая комплексами и страхами. Будучи взрослыми, им тяжело вступать в сексуальные контакты, выстраивать романтические, дружеские отношения, так как флэшбэк‑феномен (триггер) постоянно отсылает к травме. Конечно, такой симптомокомплекс характерен не только для жертв сексуального насилия, в данном случае я описываю то, с чем в последующем, как правило, сталкиваются жертвы сексуального насилия.
Формирование вторичного (суррогатного) Я.
Так как жертвы насилия несут в себе сложную травму, у них сильно хромает чувство безопасности, а стыд и вина — одни из перманентных чувств, психика вследствие диссоциации создаёт то, что в психоанализе называется вторичное Я. В поведении и самоощущении это проявляется так: человек глубоко никому не доверяет, ему тяжело раскрываться, а если и раскрывается, то весьма поверхностно. Ощущение небезопасности вынуждает «нападать» первым посредством агрессии, границы у жертв сексуального насилия очень сужены, как следствие им проще отказаться от социальной коммуникации в широком формате, они находят себе одного‑двух друзей либо предпочитают общаться через социальные сети.
У жертвы насилия могут развиться социофобия, тревожное расстройство (ГТР), психосоматические расстройства, нарциссическое расстройство личности (НРЛ) и множество других когнитивных искажений и поведенческих нарушений.
В завершении приведу выжимки из клиентских случаев, публикую с согласия клиентов, которые пережили сексуальное насилие.
В завершение приведу выжимки из клиентских случаев, публикую с согласия клиентов, которые пережили сексуальное насилие.
Клиент В., 27 лет, в возрасте 10 лет родной брат, который старше его на 5 лет, склонял его к сексуальному контакту на протяжении года в форме анального секса в отношении его. Свою травму он пронёс с собой до 27 лет, лишь только в 27 лет он решил обратиться за помощью.
Клиент Р., 26 лет, в возрасте 17 лет одноклассник пригласил в гости, предложил выпить, при этом сам пил немного, дождавшись, пока клиент дойдёт до высокой степени опьянения и уснёт, совершить действия сексуального характера, клиент помнит всё фрагментами.
Клиент Д., 32 года, в возрасте 15 лет подруга матери 45 лет склонила его к сексуальному контакту под предлогом открыть «мир большой любви». Это оставило глубокие травматичные переживания в душе клиента.
Друзья, если вы столкнулись с подобными историями, не бойтесь обращаться за помощью к специалистам, не несите травму в себе. С вами всё нормально, ненормально с теми, кто это совершает, и самое удивительное, как раз-таки последние не испытывают ни вины, ни стыда за свои деяния.
Автор: Александр Баженов
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru