Найти в Дзене

Не просто «Каблук»: за что в СССР боготворили, а потом проклинали ИЖ-2715

Этот автомобиль пахнет бензином, свежим хлебом и «лихими девяностыми». Легендарный ИЖ-2715, он же «Каблук», он же «Пирожок» – машина, на которой держался советский общепит и зарождался российский малый бизнес. С конвейера сошло 2,3 миллиона экземпляров, но споры о нем не утихают до сих пор. Был ли он шедевром утилитарности или камерой пыток для водителя? Давайте разберем этот феномен так, чтобы понять инженерную и человеческую душу «ижевца». Почему Москвич не справился, а ИЖ смог? В начале 70-х экономике остро не хватало легкого грузовика. Существовавший тогда Москвич-434 был, по сути, легковушкой с заваренными окнами. Проблема: грузовой отсек был тесным, крыша – низкой. Грузить туда коробки приходилось, стоя в позе знака вопроса. Решение Ижевска: инженеры Ижмаша пошли ва-банк. Они разрезали кузов Москвича-412 пополам. Переднюю часть оставили легковой, а сзади внедрили собственную разработку – пространственную раму и высокий фургон (знаменитую «будку»). Так, в 1972 году появился первы
Оглавление

Этот автомобиль пахнет бензином, свежим хлебом и «лихими девяностыми». Легендарный ИЖ-2715, он же «Каблук», он же «Пирожок» – машина, на которой держался советский общепит и зарождался российский малый бизнес.

С конвейера сошло 2,3 миллиона экземпляров, но споры о нем не утихают до сих пор. Был ли он шедевром утилитарности или камерой пыток для водителя? Давайте разберем этот феномен так, чтобы понять инженерную и человеческую душу «ижевца».

Почему Москвич не справился, а ИЖ смог?

В начале 70-х экономике остро не хватало легкого грузовика. Существовавший тогда Москвич-434 был, по сути, легковушкой с заваренными окнами.

  • Проблема: грузовой отсек был тесным, крыша – низкой. Грузить туда коробки приходилось, стоя в позе знака вопроса.
  • Решение Ижевска: инженеры Ижмаша пошли ва-банк. Они разрезали кузов Москвича-412 пополам. Переднюю часть оставили легковой, а сзади внедрили собственную разработку – пространственную раму и высокий фургон (знаменитую «будку»).

Так, в 1972 году появился первый полноценный советский развозной фургон, созданный не для красоты, а для пахоты.

-2

Железо: простота хуже воровства или гениальность?

  • Двигатель: под капотом стоял проверенный УЗАМ-412 (1,5 литра, 67 л.с.). Шумный, вибрирующий, но невероятно живучий. Его можно было починить в чистом поле при помощи гаечного ключа.
  • Подвеска: cпереди – пружины (для комфорта водителя), сзади – мощные рессоры. Именно рессоры стали главной «фишкой» ИЖ-2715.

Главный миф: сколько он вез на самом деле?

По паспорту грузоподъемность составляла 450–500 кг. Но любой владелец «Каблука» сейчас ухмыльнется. В народе ходила легенда о «резиновом» кузове.

Интересный факт: водители усиливали рессоры, добавляя листы от «Волги», и грузили в машину до 1000–1200 кг (целая тонна!). Машина проседала до асфальта, двигатель ревел, мост гудел, но ИЖ ехал. За эту фантастическую выносливость его и полюбили фермеры и коммерсанты 90-х.

Темная сторона «Пирожка»: за что его ненавидели

Будем честны, водители ИЖ-2715 были людьми закаленными. Комфорт в этой машине отсутствовал как класс.

  1. Герметичность: в кабине всегда чем-то пахло: выхлопом, маслом или грузом. Перегородка между кабиной и будкой была чисто символической.
  2. Зимняя эксплуатация: печка грела (если не текла), но сквозняки были везде.
  3. Обзор: зеркала заднего вида на крыльях (на ранних версиях) вибрировали так, что разобрать в них что-то было невозможно. Салонное зеркало было бесполезным – сзади же «будка».
  4. Развесовка: зимой пустой «Каблук» был коровой на льду. Легкий зад сносило в любом повороте, поэтому многие возили с собой балласт (например, чугунную батарею или мешок с песком).
-3

ИЖ, который смог сбежать (экспорт)

Мало кто знает, но «Каблук» ценили не только в Союзе. Оптимизированная версия – пикап ИЖ-27151 – шла на экспорт в Латинскую Америку и Европу. В Финляндии удлиненная версия называлась Elite PickUp. Финны любили её за то, за что сегодня любят старые Тойоты – дешевизна и абсолютная неубиваемость.

-4

Итог: шедевр или ведро с гайками?

Для своего времени (1972–2001) ИЖ-2715 был идеальным инструментом. Это не машина для удовольствия, это «мультитул» на колесах. Он строил дачи, развозил школьные завтраки, доставлял почту и кормил страну в эпоху перемен.

Он ушел с конвейера только в XXI веке, уступив место ИЖ-2717 («Ода»), но в памяти остался именно он – тот самый глазастый фургончик, который мог увезти всё, что угодно, куда угодно.

А вам доводилось ездить на «Каблуке» или, может быть, лежать в кузове на мешках с картошкой? Расскажите свой самый эпичный случай с перегрузом этой машины!