Этот автомобиль пахнет бензином, свежим хлебом и «лихими девяностыми». Легендарный ИЖ-2715, он же «Каблук», он же «Пирожок» – машина, на которой держался советский общепит и зарождался российский малый бизнес. С конвейера сошло 2,3 миллиона экземпляров, но споры о нем не утихают до сих пор. Был ли он шедевром утилитарности или камерой пыток для водителя? Давайте разберем этот феномен так, чтобы понять инженерную и человеческую душу «ижевца». Почему Москвич не справился, а ИЖ смог? В начале 70-х экономике остро не хватало легкого грузовика. Существовавший тогда Москвич-434 был, по сути, легковушкой с заваренными окнами. Проблема: грузовой отсек был тесным, крыша – низкой. Грузить туда коробки приходилось, стоя в позе знака вопроса. Решение Ижевска: инженеры Ижмаша пошли ва-банк. Они разрезали кузов Москвича-412 пополам. Переднюю часть оставили легковой, а сзади внедрили собственную разработку – пространственную раму и высокий фургон (знаменитую «будку»). Так, в 1972 году появился первы
Не просто «Каблук»: за что в СССР боготворили, а потом проклинали ИЖ-2715
11 декабря11 дек
247
2 мин