Всем привет, друзья!
Двадцать с лишним лет возглавляла Зулейха Габиб кызы (Габибовна) Сеидмамедова министерство социального обеспечения Азербайджанской Советской Социалистической Республики. Пост этот из тех, что требуют от человека особого душевного склада — умения слышать чужую боль, способности находить выход там, где, казалось бы, его нет.
Приёмная министра... Сколько людей переступало этот порог! Кто-то приходил по вопросам пенсионного обеспечения, кто-то нуждался в помощи инвалидам, многие искали поддержки в трудной жизненной ситуации. Зулейха Габиб кызы встречала каждого посетителя с неизменной душевной теплотой. Она понимала простую истину, которую сформулировала однажды так: люди переступают порог министерства социального обеспечения отнюдь не от избытка благополучия, каждый несёт с собой надежду на участие, на понимание, на реальную помощь.
И помощь эта приходила. Зуля — так по-домашнему, ласково называли министра сослуживцы и те, кто хорошо её знал — порой добивалась того, что другим казалось невозможным. Особенно чутко относилась она к ветеранам Великой Отечественной. Фронтовики-инвалиды знали твёрдо: их обращения не останутся без внимания, их просьбы будут услышаны. Ещё бы! Ведь сама Зулейха Габиб кызы прошла через войну, сама испытала на себе, что значит защищать Родину с оружием в руках — вернее, со штурвалом боевого истребителя в руках.
Самоотверженный труд на благо трудящихся республики был отмечен по достоинству. В один из весенних дней восьмого марта, когда советский народ отмечал Международный женский день, Зулейхе Сеидмамедовой вручили высшую награду Союза Советских Социалистических Республик — орден Ленина.
В начале семидесятых годов здоровье дало о себе знать, пришлось оставить министерское кресло. Но на заслуженный отдых Зулейха Габиб кызы не ушла — характер не позволял сидеть сложа руки. Она приняла новое назначение: заместитель председателя президиума республиканского Общества дружбы и культурных связей с зарубежными странами. И здесь, на этом участке работы, проявилось то, что всегда отличало эту замечательную женщину: убеждённость в том, что дружба между народами, взаимопонимание людей разных национальностей — основа мира на земле.
Но чтобы понять, откуда взялись эта сила духа, эта закалка характера, нужно вернуться назад, в те годы, когда юная бакинская девушка впервые поднялась в небо...
Рождение мечты
В семье, где росла Зулейха, будущее казалось предопределённым и ясным как день. Среднюю школу окончит — поступит в нефтяной институт, диплом получит — станет инженером-нефтяником. Логично, правильно, по-бакински: ведь нефть составляла основу всей жизни города на Каспии.
Девушка действительно стала студенткой нефтяного вуза. Однако судьба готовила совсем иное. Случилось это во время обычной, казалось бы, студенческой экскурсии. Привезли будущих инженеров на аэродром, показали учебные самолёты, даже прокатили на машинах У-2. Шестнадцатилетняя Зуля поднялась в воздух впервые в жизни...
Страшно было — это она признавалась потом, вспоминая тот полёт. Дышать почти не могла от волнения и страха. Но когда ноги снова коснулись твёрдой земли, в душе уже созрело твёрдое, как гранит, решение: победить этот страх, научиться летать, стать настоящей лётчицей! Что бы ни случилось — добьётся своего.
Оказалось, что небом увлеклась не одна Зулейха — многие студенты загорелись той же мечтой. Руководство института поддержало порыв молодёжи, помог и ОСОАВИАХИМ — так появился студенческий аэроклуб.
Начались теоретические занятия, потом пришла очередь практических полётов. Шло всё не быстро, требовало терпения и настойчивости. Зулейха на всю жизнь запомнила тот момент, когда её руки — руки шестнадцатилетней девчонки! — впервые легли на штурвал самолёта, когда она сама повела машину в небо. А следом началось освоение парашютного дела. Прыгала едва ли не каждый божий день, оттачивала технику, набиралась опыта.
Упорство дало плоды. Когда в стране готовился всесоюзный слёт парашютистов, Зулейха получила право защищать спортивную честь Закавказья. Единственная девушка в составе региональной команды! Выступать предстояло на уровне всего Советского Союза — ответственность огромная, но и гордость не меньшая.
Восемнадцать исполнилось — стала инструктором в бакинском аэроклубе. Совмещала это с учёбой в институте, но в душе уже точно знала: нефтяником не бывать, авиация — вот истинное призвание. И приняла окончательное решение — поступать в Военно-воздушную академию имени Жуковского.
Отказ был как гром среди ясного неба. Зуля горько плакала от обиды — неужели все мечты рухнули? Но сдаваться она не привыкла. Азербайджанская девушка проявила характер, достойный стали. Добилась своего — поступила в академию!
«Записки лётчицы» — книга о небе и о войне
Читающая публика Советского Союза знала имя Зулейхи Сеидмамедовой не только по газетным публикациям о боевых подвигах. Она написала книгу, которая так и называлась — «Записки лётчицы». Просто, без прикрас рассказала о своём пути, о войне, о небе.
Вот как описывала она те первые шаги в освоении лётного мастерства. Инструктор Нарышкин терпеливо объяснял, как вести машину. Рука ложилась на рычаги управления, нога чувствовала педаль. Самолёт слушался, повиновался движениям. Потянешь штурвал на себя — машина взмывает вверх, послушно, легко...
— Спокойнее! — командовал Нарышкин. — Не дёргай ручку! Теперь от себя...
Урок за уроком, полёт за полётом — и приходила уверенность, росло мастерство.
А вот ещё одна страница из книги — о ночных полётах над мирным Баку, которому совсем скоро суждено было стать прифронтовым городом. Внизу, под крылом, раскинулась бухта — подкова огней чётко очерчивает её берега. Мигают красные и белые огоньки фарватерных буёв — словно подмигивают дружески, предостерегают: держись правильного курса, Зулейха, не собьёшься — верная дорога. Золотом рассыпались городские огни. Спит город после трудового дня, отдыхает. А в вышине гудит одинокий мотор, и кажется лётчице, что она — бессонный часовой над спящим городом.
Сколько раз потом, в военные годы, придётся летать над затемнёнными городами! Сколько раз нужно будет охранять их от налётов фашистских бомбардировщиков! И как часто в те суровые дни будет вспоминать Зулейха эти первые мирные ночные полёты над родным Баку...
Двадцать второе июня
На Курском вокзале столицы встречала Зулейха брата. Радостная встреча, разговоры, планы... И вдруг — резко изменились лица людей вокруг. Из репродуктора на привокзальной площади донеслось страшное слово: ВОЙНА.
Двадцать второе июня тысяча девятьсот сорок первого года. Этот день перевернул жизнь всей страны, миллионов людей. Перевернул и жизнь выпускницы Военно-воздушной академии Зулейхи Сеидмамедовой.
К началу войны она уже получила назначение — штурман эскадрильи истребителей в учебном авиаполку академии. Но учебным этот полк оставался считанные часы. В первый же военный день его переформировали в боевое подразделение и поставили задачу — охранять воздушное пространство на подступах к Москве.
Столица готовилась к обороне. Ночные воздушные тревоги стали обычным делом. По улицам с тяжким грохотом шли танковые колонны — уходили на фронт, который был совсем рядом, страшно близко. У витрин магазинов громоздились мешки с песком, на перекрёстках появились надолбы, пулемётные гнёзда. Окна домов заклеивали полосками бумаги крест-накрест — чтобы при взрывах стёкла не разлетались смертоносными осколками.
Москву тех дней Зулейха запомнила на всю жизнь. Суровое, грозное время. Враг рвался к сердцу страны, и каждый, кто мог держать оружие, встал на защиту.
Начались массированные налёты гитлеровской авиации. Истребители поднимались в небо снова и снова, встречая вражеские бомбардировщики. Среди тех, кто защищал небо столицы, была и молодой штурман Зулейха Сеидмамедова.
Под знамёнами легендарной Расковой
Большая честь выпала азербайджанской лётчице. Ей предстояло воевать в составе женского авиаполка, которым командовала прославленная Марина Раскова — Герой Советского Союза, лётчица, чьё имя гремело на всю страну.
Партия и правительство поручили Расковой ответственнейшую задачу: создать три женских авиационных полка. Один из них — истребительный. Туда и попала Зулейха, получив должность штурмана.
Сентябрьским утром сорок второго года на аэродроме под Саратовом в боевой готовности номер один находились две лётчицы: штурман Зулейха Сеидмамедова и её ведомая Маруся Кузнецова. Женский полк прикрывал аэродром от возможных налётов противника. И налёт состоялся.
Патрулирование над важным военным объектом. Рокот моторов, зоркий осмотр неба. Вдруг в наушниках раздался голос Макуниной, начальника штаба:
— Сокол-11! Сокол-11! Внимание! К северу от вашей позиции, высота четыре тысячи, обнаружен самолёт противника!
Зулейха быстро осмотрелась. Верно — не так далеко, но значительно выше идёт встречным курсом «Юнкерс». Фашистский лётчик тоже заметил советские истребители — встреча явно не входила в его планы. Вражеская машина прибавила скорость, нырнула в облака. Скрыться? Не получится!
На полном газу советские истребители ринулись в погоню. Дистанция сокращалась... «Юнкерс» первым открыл огонь — у его крыльев замигало жёлтое пламя трассирующих. Зулейха поймала нос вражеской машины в перекрестие прицела. Палец лёг на гашетку. Застучали пулемёты — тяжело, упруго. Маруся тоже ведёт огонь, прицельный, точный. Длинная очередь прошила воздух...
С правого крыла «Юнкерса» потянулся чёрный дымок. Мотор загорелся! Фашистский самолёт с воем ушёл в крутое пике. Уже не вышел из него. Удар о землю — и столб дыма с пламенем поднялся к небу.
Советские лётчицы сделали круг над догорающей вражеской машиной. Счастье, радость боевой победы! Ещё одним самолётом меньше стало у Гитлера, ещё один удар нанесён врагу.
Через некоторое время Зулейха получила письмо из дома. Два месяца не было вестей из Баку — очень тревожилась. Вскрыла конверт — внутри газета, сложенная вчетверо. «Вышка» — родная бакинская газета, знакомая с детских лет. Зачем прислал отец?
Развернула газету. Вторая полоса посвящена Дню авиации. И сразу в глаза бросился заголовок: «Отважная лётчица». Неужели это про неё? Стала читать — да, про неё!
«Среди славных дочерей советской Родины, защищающих небо социалистического Отечества от фашистских стервятников, достойное место занимает бакинка Зулейха Сеидмамедова. Десять лет назад шестнадцатилетняя девушка совершала смелые полёты, прыгала с парашютом. Народные ашуги дали ей поэтическое имя — «Дочь неба». Вскоре Зулейха поступила в Военно-воздушную академию. В мае сорок первого года, накануне Великой Отечественной войны, окончила штурманский факультет. Получила назначение в истребительную авиацию ПВО. Защищала крупнейшие города страны. Воевала штурманом в прославленном полку майора Гриднева, который с честью громил немецко-фашистских захватчиков в боях на Курской дуге...»
Курская битва и дорога на Запад
На Курской дуге развернулись грандиозные сражения. Фашистское командование, потерпев сокрушительное поражение под Сталинградом, попыталось взять реванш, бросило в наступление огромные силы. Напряжение на фронте было колоссальное. Лётчицы женского истребительного полка поднимались в небо по несколько раз за день.
В одном из боевых вылетов группа, которую вела Зулейха, встретилась с превосходящими силами немецких истребителей. Завязался воздушный бой. Сеидмамедова выполнила дерзкий маневр — боевой разворот, зашла в хвост одному из вражеских самолётов. В наушниках услышала взволнованный голос ведомой:
— Зуля, бей! Прикрываю тебя!
Палец нажал на гашетку и не отпускал. Очередь за очередью била Зулейха по чёрному кресту на борту фашистской машины. Вышла из боя только когда прямо перед глазами увидела чёрный шлейф дыма — вражеский истребитель был подбит.
После Курской дуги были другие бои. Участие в Корсунь-Шевченковской наступательной операции, когда советские войска окружили и разгромили крупную группировку противника. Освобождение украинских городов и сел от немецко-фашистских оккупантов. Изгнание коричневой чумы из Европы...
В последний раз Зулейха Сеидмамедова поднялась в небо на своём боевом Як-9 в тысяча девятьсот сорок пятом году. Было это под Бухарестом. Война приближалась к победному концу.
Боевая летопись 586-го полка
От волжских берегов до австрийской столицы Вены — таков славный боевой путь 586-го истребительного авиационного полка. Летопись его подвигов — это летопись мужества и героизма советских женщин-лётчиц.
Машины конструкции выдающегося советского авиаконструктора Яковлева служили надёжным оружием в руках отважных девушек. Они прикрывали от налётов вражеских бомбардировщиков важнейшие промышленные центры страны: Саратов и Воронеж, Курск и Киев, Житомир и другие города. Охраняли крупные железнодорожные узлы — станцию Касторную, Котовск, Бельцы. Стояли на страже стратегически важных мостов через великие реки — Волгу и Дон, Воронеж и Днепр, Днестр.
Обеспечивали прикрытие при переброске войск Степного фронта, 2-го Украинского фронта. Штурмовали позиции врага в районе Корсунь-Шевченковского. Охраняли железнодорожный узел Дебрецен на венгерской земле, военные и промышленные объекты Будапешта, переправы через Дунай.
Статистика боевой работы полка впечатляет. С момента формирования и до самого Дня Победы девушки-лётчицы около девяти тысяч раз поднимали в небо свои истребители! Провели в воздухе более пяти тысяч трёхсот часов. Из общего количества вылетов свыше четырёх тысяч четырёхсот были боевыми — на выполнение заданий командования.
Если разложить эти задания по видам, получается такая картина: более тысячи вылетов — прикрытие военно-промышленных объектов и патрулирование в зоне их расположения. Свыше трёхсот вылетов — перехват и преследование самолётов противника. Более трёхсот — прикрытие боевых порядков наземных войск. Около ста семидесяти — прикрытие войск при передвижении. Почти пятьдесят — сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков к целям. Триста с лишним — сопровождение особо важных самолётов. Шестнадцать вылетов — разведка войск противника. И более двух тысяч вылетов — на другие боевые задания.
За мужество и отвагу, проявленные при выполнении боевых заданий, за успешную борьбу с врагом Зулейха Сеидмамедова была награждена орденами Красной Звезды и Отечественной войны второй степени. После войны, когда вернулась в Баку и молодёжь республики избрала бывшую лётчицу своим вожаком, она получила ещё одну награду — второй орден «Знак Почёта» за самоотверженный труд на комсомольской работе.
Боевые подруги
С благодарностью вспоминала Зулейха своих учителей. Инструкторов родного Бакинского аэроклуба, которые первыми ввели её в мир авиации. Преподавателей Военно-воздушной академии, которые дали путёвку в небо. И особенно — дорогую её сердцу Марину Раскову.
Нет больше Марины Михайловны среди живых. Погибла она в начале сорок третьего года, и урна с прахом славной лётчицы покоится в кремлёвской стене. Но имя её живёт, будет жить, пока в небе летают самолёты, пока жива память о Великой Отечественной войне.
С болью думала Зулейха о боевых подругах, которые не дожили до Победы. Их могилы остались вехами на боевом пути женского истребительного полка — от волжских берегов до украинской земли. Командиры эскадрилий Раиса Беляева и Евгения Прохорова. Лётчицы Валерия Холмякова, Лидия Литвяк, Екатерина Буданова. Клавдия Нечаева, Евдокия Носаль, Евгения Руднева. Нина Лебедева, Любовь Губкина, Анна Яровская...
Молодые жизни отданы за Родину. Не увидели они великого дня — Девятого мая сорок пятого года. Но подвиг их не забыт, имена их навечно вписаны в историю Великой Победы!
++++++++++
Так сложилась судьба замечательной советской женщины. Лётчица, сражавшаяся с врагом в небе фронтовом. Писательница, рассказавшая в книге «Записки лётчицы» о своём пути. Государственный деятель, более двадцати лет стоявшая во главе министерства социального обеспечения Азербайджанской ССР. Человек большого сердца, отдавший всё силы служению народу, укреплению дружбы между народами великой многонациональной Родины — Союза Советских Социалистических Республик!
★ ★ ★
ПАМЯТЬ ЖИВА, ПОКА ПОМНЯТ ЖИВЫЕ...
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
~~~
Ваше внимание — уже большая поддержка. Но если захотите помочь чуть больше — нажмите «Поддержать» в канале или под статьёй. От души спасибо каждому!