Найти в Дзене
ЭраАвто

Вязкость масла: что скрывают цифры на канистре и как правильно выбрать

Вязкость масла — одно из самых обсуждаемых, но в то же время недооценённых понятий среди автолюбителей. У большинства водителей в голове чётко зафиксирована информация о вязкости, которую они видят на этикетках канистр — 5W-30, 10W-40 и так далее. Однако за этими простыми цифрами скрывается гораздо более сложный и многогранный процесс, который играет решающую роль в долговечности вашего двигателя. Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо не только запомнить, что означают эти цифры, но и понять, как правильно выбрать масло, опираясь на его вязкость, и какие последствия могут быть при ошибочном подборе. Что такое вязкость масла? Вязкость масла — это характеристика, определяющая его сопротивление течению или, проще говоря, его густоту. Чем выше вязкость, тем гуще масло и тем труднее его течению. В мире автомобильных масел вязкость играет ключевую роль, влияя на работу двигателя. Однако вязкость масла меняется в зависимости от температуры — при низких температурах оно становится более
Оглавление

Вязкость масла — одно из самых обсуждаемых, но в то же время недооценённых понятий среди автолюбителей. У большинства водителей в голове чётко зафиксирована информация о вязкости, которую они видят на этикетках канистр — 5W-30, 10W-40 и так далее.

Однако за этими простыми цифрами скрывается гораздо более сложный и многогранный процесс, который играет решающую роль в долговечности вашего двигателя. Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо не только запомнить, что означают эти цифры, но и понять, как правильно выбрать масло, опираясь на его вязкость, и какие последствия могут быть при ошибочном подборе.

Что такое вязкость масла?

Вязкость масла — это характеристика, определяющая его сопротивление течению или, проще говоря, его густоту. Чем выше вязкость, тем гуще масло и тем труднее его течению. В мире автомобильных масел вязкость играет ключевую роль, влияя на работу двигателя. Однако вязкость масла меняется в зависимости от температуры — при низких температурах оно становится более густым, а при высоких — более жидким. Это, в свою очередь, влияет на эффективность смазки, которая крайне важна для нормальной работы двигателя.

Таким образом, вязкость масла не только определяет, как оно будет работать при разных температурах, но и влияет на долгосрочную эксплуатацию автомобиля, на эффективность топливопотребления и износ двигателя.

Как классифицируются масла по вязкости?

Для упрощения выбора моторных масел в мире существует несколько классификационных стандартов. В этом разделе мы рассмотрим два самых популярных и актуальных для российской аудитории: классификацию SAE и API.

Классификация вязкости по SAE

SAE (Society of Automotive Engineers — Общество автомобильных инженеров) является одним из старейших и наиболее признанных стандартов в области автомобильной инженерии. Система классификации моторных масел по вязкости, разработанная SAE, основана на том, как масло ведёт себя при различных температурах.

Фото: maslospec.ru
Фото: maslospec.ru

Масла делятся на три категории: зимние, летние и всесезонные.

  1. Зимние масла имеют букву «W» (от англ. Winter — зима) в маркировке и могут быть с вязкостью от 0W до 20W. Чем ниже цифра перед «W», тем лучше масло ведёт себя при низких температурах (например, 0W будет работать при -40°C, а 20W — до -15°C).
  2. Летние масла не содержат буквы «W» и обозначаются числами, например, SAE 30 или SAE 40. Эти масла оптимальны для жаркой погоды и высоких температур.
  3. Всесезонные масла являются наиболее универсальными и маркируются комбинацией цифр и букв: 0W-30, 5W-40 и так далее. Они могут работать в широком температурном диапазоне, от морозов до жарких летних дней. Например, масло 5W-40 будет эффективным в диапазоне температур от -35°C до +40°C.

Чем выше число после «W», тем гуще масло при высоких температурах, что, в свою очередь, влияет на его способность защищать двигатель в условиях высоких нагрузок.

Классификация масла по API

API (American Petroleum Institute — Американский институт нефти) — это организация, которая разрабатывает стандарты для горюче-смазочных материалов, в том числе и для моторных масел. В отличие от классификации по SAE, API классифицирует масла не по вязкости, а по их эксплуатационным характеристикам и уровню защиты для двигателей. Каждый класс (например, API SN, API SP) указывает, для каких типов двигателей масло подходит и какие дополнительные свойства оно обеспечивает.

Масло с маркировкой API SP, например, предлагает высокую защиту от образования шлама и отложений, улучшенную работу с турбонаддувом и повышенную экономию топлива. Масло API SN предназначено для двигателей 2020 года и старше, а API SM — для автомобилей, выпущенных в 2010 году и позже.

Что такое индекс вязкости масла?

Иногда в обсуждениях масла можно услышать термин "индекс вязкости". Это показатель, который отображает, насколько стабильна вязкость масла в широком температурном диапазоне. Он отличается от классификации SAE и используется для оценки «плавности» масла в разных условиях.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Масло с высоким индексом вязкости (например, 200 и выше) будет оставаться стабильным как при холодных, так и при высоких температурах. А вот масло с низким индексом вязкости будет густеть при низких температурах и становиться слишком жидким при высоких.

Для современных синтетических масел индекс вязкости обычно лежит в пределах от 150 до 180, а для некоторых премиум-продуктов он может достигать 240. Чем выше этот показатель, тем лучше масло сохраняет свои свойства в любых условиях.

Кинематическая и динамическая вязкость

Интересным аспектом в классификации вязкости являются две её основные категории — кинематическая и динамическая вязкость.

  • Динамическая вязкость (или абсолютная вязкость) характеризует способность масла сопротивляться изменению формы при сдвиге. Она определяет "зимний" индекс вязкости и измеряется в паскаль-секундах (Па·с).
  • Кинематическая вязкость — это показатель, который характеризует скорость, с которой масло проходит через отверстие при высокой температуре, и отвечает за "летнюю" вязкость. Этот показатель измеряется в сантистоксах (сСт).

Почему выбор масла важен?

Правильный выбор вязкости масла критически важен для долговечности двигателя. Масло с неправильной вязкостью может привести к ряду проблем, таких как:

  • Недостаточная смазка: Если масло слишком жидкое для низких температур, оно не обеспечит должного уровня смазки при запуске двигателя в мороз.
  • Износ двигателя: Если вязкость масла слишком высокая для конкретного двигателя, это может затруднить циркуляцию масла, что приведет к повышенному износу и перегреву.
  • Низкая эффективность работы двигателя: Масло с слишком высокой вязкостью в турбированном двигателе может снизить его эффективность, увеличив расход топлива и нагрузку на систему смазки.

Смешивание масел разной вязкости

Некоторые водители могут попытаться смешивать масла разной вязкости, надеясь, что это не повлияет на работу двигателя.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Однако такие эксперименты не рекомендуется проводить, так как результат может быть непредсказуемым. Даже если оба масла имеют один и тот же допуск API, смешивание различных вязкостных характеристик может привести к изменению свойств смеси, что в свою очередь скажется на работе двигателя.

Заключение

Вязкость масла — это не просто цифры на канистре. Это ключевая характеристика, которая влияет на работу вашего двигателя, его долговечность и экономичность. Поэтому так важно не только правильно выбрать масло по вязкости (SAE), но и учесть допуск API, который подтверждает соответствие масла требованиям конкретных двигателей.

Не стоит забывать, что подбор масла должен происходить в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля. Использование масла неправильной вязкости может привести к повреждениям двигателя, повышенному расходу топлива и дорогостоящему ремонту. Правильный выбор масла — это залог долгой и безотказной работы вашего автомобиля в любых климатических условиях.