Сегодня у нас на разборе фильм с локализованным названием "Ярость". В оригинале он называется "Just Breathe" ("Просто дыши"), что звучит как совет от фитнес-тренера или название дешевого курса по медитации. Но наши прокатчики, как всегда, решили не мелочиться. Какое там "дыши"? Пусть будет ЯРОСТЬ! Чтобы зритель сразу понял: сейчас будет мясо, а не йога.
Снял это дело дебютант с помпезным именем Пол Помпа III (серьезно, третий? Где первые два Помпы?). Парень решил с ноги ворваться в жанр криминального триллера и исследовать тему контроля над агрессией. Тон у фильма мрачный, нервный и потный. Это кино для тех, кто любит смотреть, как у людей на лбу пульсирует вена перед тем, как они совершат непоправимое.
Главный козырь ленты — каст:
- Кайл Галлнер ("Улыбка", "Крик"). Человек, чье лицо в каждом фильме кричит: "У меня проблемы, и сейчас они станут вашими".
- Шон Эшмор ("Пацаны", "Люди Икс"). Тот самый Айсмен, который здесь играет... ну, скажем так, человека с очень холодным рассудком.
Выдохнуть не получится
Сюжет, на первый взгляд, прост как палка, которой бьют крапиву. Это классический любовный треугольник, только вместо романтики здесь — статья УК РФ и тюремные флешбэки.
В центре ринга — Ник (Кайл Галлнер).
Ник — это ходячий оголенный провод. Мужчина, который очень плохо дружит со своими эмоциями. Год назад у Ника случился "эпизод" в ресторане. Нет, он не просто вернул суп, потому что тот был холодный. Он устроил такой дебош, что уехал в тюрьму на год подумать о своем поведении. И вот, наш герой выходит по УДО (условно-досрочному освобождению).
План Ника надежен, как швейцарские часы:
- Никого не бить.
- Найти работу.
- Вернуть свою девушку Мэл (Эмири Крачфилд).
Мэл, кстати, дама терпеливая, но травмированная прошлым абьюзом. Она вроде как пытается жить дальше, но тут на пороге снова появляется Ник с букетом цветов и глазами побитой собаки.
С момента выхода Ника на свободу фильм начинает играть со зрителем в интересную игру. Мы видим, как Ник старается. Он вежлив, он собран, он ходит по струнке. Он буквально следует совету из оригинального названия фильма — "Just Breathe".
Но благодаря игре Галлнера (а он тут великолепен в своем амплуа психопата в ремиссии), мы чувствуем: этот парень не исправился. Он просто научился прятать зверя.
Это выглядит так, будто волк надел костюм офисного клерка, научился пользоваться Excel, но при виде мяса у него все еще капает слюна. Внешняя нормальность Ника настолько натянута, что звенит, как гитарная струна перед разрывом.
И вот тут сценарий вбрасывает козырь, от которого у Станиславского случился бы инфаркт, но в рамках жанра это работает. В уравнение входит Честер (Шон Эшмор).
Честер — это ходячее воплощение слова "конфликт интересов".
- Он — инспектор по УДО. Человек, от которого зависит свобода Ника. Он может отправить его обратно за решетку одним росчерком пера, если Ник, например, чихнет в неположенном месте.
- Он — новый парень Мэл. Да. Инспектор, который надзирает за бывшим зеком, спит с бывшей девушкой этого зека.
Это настолько наглое и издевательское сценарное допущение, что оно становится гениальным.
Честер — полная противоположность Ника. Он спокоен, уверен в себе, у него есть власть, работа и женщина. Он — тот самый "сын маминой подруги", только с пистолетом и полномочиями.
В чем соль? Честер не ведет себя как типичный кинозлодей. Он не бьет Ника дубинкой, не смеется ему в лицо злобным смехом. Нет. Он просто... существует. Он вежливо спрашивает: "Как твои дела, Ник? Как работа, Ник? Кстати, я вчера ужинал с Мэл, она передавала привет".
Это пассивная агрессия 80-го уровня. Честер занимает место Ника в жизни и при этом держит руку на пульте управления его судьбой.
Для Ника, у которого проблемы с гневом, это худшая пытка из возможных. Честер — это живой триггер. Он как человек, который тыкает палкой в тигра через прутья клетки, приговаривая: "Ну ты же хороший котик, ты же не укусишь, правда?".
Грань между "я держу себя в руках" и "я сейчас устрою кровавую баню" начинает стираться с пугающей скоростью.
Тихая бомба замедленного действия, которую слили в финале
Итак, мы провели полтора часа, наблюдая за нервным срывом Ника, который пытался "просто дышать", пока его новый куратор по УДО подсыпал ему в чай триггеры. И я должен сказать: это добротный, крепкий и мучительный криминальный триллер.
Дебют Пола Помпы III вышел на редкость профессиональным. Фильм смело зашел на территорию, где обычно царят "красивые" драки и героическое насилие, и показал, что гнев — это уродливо.
Главное, что не позволяет мне поставить этому фильму низкий балл — это кастинг. Это попадание в яблочко:
- Кайл Галлнер (Ник). Галлнер — это современный эксперт по игре "ходячая бомба замедленного действия". Он не играет, он живет в этом состоянии натянутой ровности, где одна кривая улыбка Честера может отправить его обратно в камеру. Это высший пилотаж.
- Эмири Крачфилд (Мэл). Наконец-то сильный женский персонаж, который не обязан спасать мужчину. Её Мэл — это не приз, а человек, который пережил абьюз и твердо решил, что выбирает себя. Это мощный и зрелый посыл.
- Шон Эшмор (Честер). Идеальный "профессиональный раздражитель". Он не машет ножом, он давит авторитетом и спокойной уверенностью. Он — типичный "абьюзер-функция", который не может жить без контроля. Ему не нужна Мэл, ему нужно то, что она символизирует: власть над бывшим зеком.
Сюжет, хоть и предсказуем, держит. Потому что интрига смещена: нас волнует не "что Ник сделает Честеру?", а "что Ник сделает СЕБЕ?". Фильм честно показывает, что главный враг человека с агрессией — это он сам.
Самое сильное решение фильма — это отказ от романтизации агрессии. Здесь нет сцены, где Ник "красиво" злится под пафосную музыку, или где его насилие внезапно становится "героическим актом справедливости".
Ярость здесь — это не сила, это слабость. Она делает мужчину неловким, мелким, разрушительным и, в конечном итоге, беспомощным.
И, да, самая взрослая мысль фильма, которую должен усвоить каждый: любовь, какой бы сильной она ни была, не обязана лечить твои травмы. Иногда она просто говорит: "Достаточно. Я выбираю свою безопасность, а ты разбирайся со своим волком сам". Браво.
И вот тут, после всего этого психологического напряжения и глубоких мыслей, мы подходим к моменту, который портит весь фильм и вызывает у меня чистую, незамутненную ЯРОСТЬ.
Финал слит в унитаз. В криминальном триллере, который полтора часа строил дом на фундаменте реализма и УДО, авторы в конце просто выдергивают этот фундамент.
- Невероятное оправдание. Ник, человек на УДО, замешанный в новом эпизоде насилия и потенциальной уголовки, избавляется от ВСЕХ претензий со стороны правоохранительных органов США. Как? Невероятно просто! Сценарная лень. Это удобное, ленивое допущение, которое полностью аннулирует вес и последствия его действий. Весь фильм нам доказывали, что одно неверное движение — и ты в тюрьме. А в конце: "Ой, ну ладно, иди, ты хороший". Это невероятно.
- Дыры в мотивации Честера. Если Честер такой психопат-контролер, как его вообще пропустила на государственную службу даже самая слепая психологическая комиссия? Он остается просто "абьюзером-функцией", необходимой для сюжета, а не полноценным персонажем. Его манипуляции не имеют логического завершения.
"Ярость" — это кино, которое стоило посмотреть ради анализа гнева и блистательной игры Галлнера. Однако сценарий, великолепно работавший на протяжении всего фильма, на финишной прямой подставил себе подножку, нарушив собственные правила реализма.
Фильм честно показывал, как человек не становится опасным внезапно, а становится опасным тихо. Но в конце он обманул зрителя, показав, что последствия можно просто стереть. Это неправдоподобно и дешево.
Ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы всегда быть в курсе новых киноразборов! Также приглашаем в наш Telegram-канал t.me/movies_revies, где вас ждёт ещё больше интересного!