Найти в Дзене
сергей СМИРНОВ

Мы остались без пилотируемой космонавтики. Как долго это будет? Что случилось на последнем запуске РН «Союз-2.1а» с кораблём «Союз МС-28»?

Старт на Байконуре. 27 ноября, после старта ракеты-носителя «Союз-2.1а» с кораблём «Союз МС-28», произошло одно нештатное событие. Сам запуск прошел успешно, «Союз МС-28» с космонавтами Сергеем Кудь-Сверчковым, Сергеем Микаевым и астронавтом Кристофером Уильямсом благополучно оторвался от Земли и прибыл на МКС. Но после старта на стартовое сооружение (площадку и газоход) упала кабина обслуживания 8У216. Это трехуровневая платформа размером 20 х 17 метров и весом около 150 тонн. Упавшая кабина обслуживания. Эта кабина при подготовке к пуску выдвигается из бетонной стены газохода, подводится под нижнюю часть ракеты, ее платформы поднимаются и обеспечивают доступ к двигателям первой и второй ступеней ракеты-носителя. Отсюда команда проводит все предстартовые работы с нижней частью ракеты, включая снятие защитных чехлов и установку «брусков со спецустройством» на двигатели ракеты. Под значительным термином «бруски со спецустройствами» прячутся обыкновенные пиротехнические шашки с электриче
Старт на Байконуре.
Старт на Байконуре.

27 ноября, после старта ракеты-носителя «Союз-2.1а» с кораблём «Союз МС-28», произошло одно нештатное событие.

Сам запуск прошел успешно, «Союз МС-28» с космонавтами Сергеем Кудь-Сверчковым, Сергеем Микаевым и астронавтом Кристофером Уильямсом благополучно оторвался от Земли и прибыл на МКС.

Но после старта на стартовое сооружение (площадку и газоход) упала кабина обслуживания 8У216. Это трехуровневая платформа размером 20 х 17 метров и весом около 150 тонн.

Упавшая кабина обслуживания.
Упавшая кабина обслуживания.

Эта кабина при подготовке к пуску выдвигается из бетонной стены газохода, подводится под нижнюю часть ракеты, ее платформы поднимаются и обеспечивают доступ к двигателям первой и второй ступеней ракеты-носителя. Отсюда команда проводит все предстартовые работы с нижней частью ракеты, включая снятие защитных чехлов и установку «брусков со спецустройством» на двигатели ракеты.

Под значительным термином «бруски со спецустройствами» прячутся обыкновенные пиротехнические шашки с электрическими запалами, без которых невозможно запустить эти древние двигатели, созданные Королевым и Глушко. А брусок… Ну брусок он и есть брусок – деревяшка квадратного сечения. Так запускали двигатели космических ракет в 60-х годах прошлого века, так, оказывается, запускают и сегодня.

Во время старта давление, которое создал поток газов от двигателей, вырвало кабину из ниши. Ракета благополучно ушла вверх, а вот после кабина рухнула с 20-метровой высоты в газоотражательный лоток, причем во время падения она перевернулась и упала вверх дном.

Причиной такого называют ненадежное закрепление кабины в нише, или замки, которые не выдержали нагрузки.

Кабина обслуживания
Кабина обслуживания

Например, RussianSpaceWeb.com напрямую говорят о том, что причиной аварии стали нарушения правил эксплуатации объекта 31/6, возникшие из-за редкого технического обслуживания в последние несколько лет.

И здесь уже все напрямую говорят про «оптимизацию», которая началась еще при Рогозине и которую никто так и не отменил. И оптимизация в «Роскосмосе» ничем не отличается от таких же процессов где угодно: больше работы за меньшие деньги и вообще экономия на всем.

Многие эксперты и без проведения разборов и комиссий говорят, что кабина обслуживания 8У216 — всё.

После аварии «Роскосмос» сообщил о «наличии всех необходимых запчастей для восстановления стартового комплекса, поэтому его отремонтируют в ближайшее время». Но за бравым рапортом скрывается… «Гагаринский старт», площадка №1. Этот комплекс в 2010 году был передан Казахстану, и там организовали музей под открытым небом.

Действительно, а зачем держать запасной старт? Тратить на него деньги? Проще выбросить в Казахстан. С баланса долой, как говорится, из расходов прочь.

И теперь лучшее, что светит Байконуру, – это б/у кабину с Гагаринского старта переволокут и смонтируют на площадке 31. Насколько это вообще умно, учитывая, что 15 лет нет толкового обслуживания, сказать сложно.

По различным оценкам, сроки восстановления стартового комплекса 31/6 — от нескольких месяцев до трёх лет. Даже при наличии достаточного количества запчастей необходимо сначала провести полное обследование стартового комплекса, чтобы определить, не повредила ли кабина другие элементы площадки при обрушении. Проверки займут не один месяц, это понятно.

А потом еще один аспект. Россия сегодня — это не СССР. Это наглухо забюрократизированная страна, в которой на одного рабочего в любой структуре приходится в среднем шесть управленцев и менеджеров. А «Роскосмос», который еще и государственная компания… Нужно будет сперва провести оценки повреждений и расчеты стоимости. Потом подготовить документы на проведение конкурса по заявленным работам. Потом провести сам конкурс. В общем, только бумажная волокита МИНИМУМ на полгода, а так вообще больше, поскольку только разбор и оценка повреждений на площадке 31 будет идти от трех месяцев до шести по предварительным оценкам.

А сколько будет идти сама работа — этого вообще никто не знает. И сколько это будет стоить. И в каком состоянии будет та кабина, которую надо будет тащить на 31-й старт. Опять же, в истории просто не было прецедентов разбора кабины обслуживания, переноса ее на другую площадку и сборки там.

Учитывая наши реалии и возможную помощь со стороны казахов, ну точно года три, никак не меньше.

Между тем площадка 31/6 была единственным российским стартовым комплексом, способным отправлять экипажи на МКС. Можно справедливо задать вопрос о том, что у нас есть Плесецк, Куру и Восточный. Да, они есть, и там есть площадки для старта «Союзов», но:

- Плесецк из-за своего северного расположения не годен для запуска пилотируемых космических кораблей. Оттуда можно запускать спутники, но запуск «Союза» с экипажем – нет. По нескольким причинам физического толка.

- Восточный не имеет инфраструктуры для пилотируемых пусков, а именно не отработана совершенно система аварийного поиска и спасения при аварии. Да, это от 1 до 4% от общего числа пусков, но тем не менее.

В мае 2025 года начальник отдела баллистики РКК «Энергия» Рафаил Муртазин публично в интервью «МК» упомянул об ограничениях для пилотируемых полётов с Восточного. Он сказал:

Кстати, РОС с наклонением в 97 градусов будет выгоднее нам при запуске с нашего космодрома Восточный, куда планируется перевести все запуски после сведения с орбиты МКС. Если мы будем стартовать с космодрома Восточный на орбиту с меньшим наклонением, трасса будет проходить через Тихий океан или территории США или Канады. Для страхования космонавтов в морской зоне во время каждого запуска должны будут дежурить по 12–13 кораблей-спасателей (это на случай ЧП, вероятность которого составляет не более 1 процента). Но если с того же Восточного мы будем стартовать на орбиту с наклонением 97 градусов, первые две ступени будут падать над нашей территорией, над сушей, за что к нам не будет никаких претензий со стороны других государств. Да и страховать наших космонавтов будет гораздо удобнее.

Правда, начальник отдела баллистики умалчивает, что одно дело искать в казахстанской степи-пустыне, другое — в лесах Сибири и Дальнего Востока.

Но это всё в непонятном будущем, после принятия кучи решений. А пока Россия реально какое-то время не сможет отправлять «Союзы» и «Прогрессы» к МКС.

- Куру. Можно вспомнить, мы туда денег всадили просто океан. Но теперь космодром Куру закрыт, ибо санкции.

Про «Морской старт» можно даже не вспоминать, авантюра закончилась провалом: полуразобранный комплекс с 2020 года стоит на Дальнем Востоке без каких-либо шансов. На кораблях демонтировано всё американское и украинское оборудование, нет, естественно, ракет-носителей «Зенит» производства «Южмаш», в общем, полный морской финиш.

Так что единственный огонек надежды – это Восточный, но там сложностей не меньше.

А пока Россия реально какое-то время не сможет отправлять «Союзы» и «Прогрессы» к МКС.

И вот тут сразу возникает ряд очень неприятных вопросов:

1. Что будет с «Прогрессом», который должен стартовать с грузами к МКС 21 декабря? Разгрузят и пойдут на поклон к Маску, чтобы подкинул попутно на МКС?

2. Как будет происходить смена экипажей на российском сегменте? Российские космонавты летают на МКС по программе перекрестных полетов. В рамках этой программы Россия и США предоставляют по одному месту в корабле для представителя другой страны. То есть, одно место в «Союзе» против одного места в «Драконе».

Не знаю, как будет работать эта программа без «Союзов» и будет ли работать вообще. Американцы ребята такие, могут и батут от Рогозина припомнить. А МКС не может остаться без российского экипажа, российский сегмент надо обслуживать, его надо ремонтировать, там как бы всё далеко не новое…

3. Что проще: отремонтировать старт на Байконуре или довести до ума Восточный? В смысле — что быстрее, потому что космос ждать не будет, и если не хотим потерять российский сегмент МКС, то и шевелиться надо быстрее.

Сергей Павлович Королев был гениальным конструктором, понимавшим космос. Поэтому у него были запасные старты. Да, они время от времени уничтожались, аварии были, это было начало пути в человеческий космос. Илон Маск оказался достойным учеником и также создал дублирующую инфраструктуру для стартов пилотируемых полетов отнюдь не потому, что ему деньги девать некуда.

Оба прекрасно видели полезность резервных стартов. И у Королева при старте одного корабля на параллельном уже обычно стоял второй. На всякий случай. И, кстати, китайцы тоже поняли суть и то же самое делают у себя. И у них, представьте, всё уже окупилось!

Вот китайский пример: микрометеориты или космический мусор повредили иллюминаторы космического корабля «Шэньчжоу-20», пристыкованного к китайской орбитальной станции. Проблема? Совершенно нет! Тут же Китай запустил резервный пилотируемый космический корабль «Шэньчжоу-21», космонавтов со станции сняли и доставили на Землю. А «дырявый» «Шэньчжоу-20» в беспилотном режиме сведут с орбиты.

А если бы у них не было запасного корабля на запасном столе? Вот если такое случилось бы с нашими? Продырявили бы «Союз»? Да, с МКС друзья-американцы как-бы эвакуировали бы наших космонавтов, а что будут делать, если такое произойдет на РОС, к которой вообще с ее планируемой под Восточный орбитой ни с одного другого космодрома не подойти? Ни китайцам, ни американцам?

Ситуация, которая запросто может произойти: РОС болтается на своей недостижимой орбите, единственный старт поврежден, и что? Космонавтам сразу Героя посмертно? Или будут полгода болтаться, деля последнюю банку консервов на троих?

Есть мнение, что наши откровенно убогие умом горе-оптимизаторы из числа «эффективных менеджеров» зашли слишком далеко в своей экономии. И в итоге оставили российскую космонавтику без космоса, точнее, без космодромов.

А вот где все наши «Арго», «Орлы», «Паруса», «Федерации» и прочие канувшие в Лету «Орлята» — вопрос. От «Арго» даже сайта не осталось, про «Федерацию»/«Орла» последние новости датируются вообще 2022 годом, да и то в них рассказывается в основном о том, что в 2028-2030 году к разрабатываемой станции полетят разрабатываемые корабли.

«Союзы», бесконечно модернизируемые за последние 50 лет, отлетались. Временно — возможно, вопрос только, насколько это «временно». Не верится в заявления «Роскосмоса» о том, что у них есть всё для ремонта, слишком часто господа из этой компании потчевали нас сказками. А поставить кабину с Гагаринского старта № 1, которая лет 15 не видела обслуживания, — это продление агонии, и не больше того.

Ну и вспомним как в 2014 году Дмитрий Рогозин, бывший тогда вице-премьером и курировавший космонавтику, предложил в некоей ныне запрещенной у нас социальной сети доставлять американских космонавтов на Международную космическую станцию с помощью батутов? Может и нам батуты понадобятся[не смешная шутка].

Информация взята из статьи Романа Скоморохова "Байконур пришел к финалу, дальше только Восточный или батут?" на канале "Военное обозрение".

А что вы думаете по этому поводу, дорогие читатели. Выскажите свое мнение в комментариях.

Другие мои публикации можно посмотреть на канале: сергей СМИРНОВ