Права мужчин и женщин в Афганистане кардинально различаются, и это неравенство распространяется и на детей. В семьях, где не родились сыновья, иногда временно «заменяют» их одной из дочерей. Это явление известно как «бача-пош» (с персидского — «одетая как мальчик»). Оно позволяет родителям укрепить социальный статус, а самой девочке — хотя бы на время обрести больше свободы, чем у её сверстниц. Некоторые бача-пош сохраняют мужскую роль и во взрослом возрасте, даже если их биологический пол становится известен окружению.
Кто такие бача-пош?
Это девочки, которых коротко стригут, одевают в типично мужскую одежду (брюки и рубашки) и представляют обществу под мужским именем. Традиция коренится в глубоком патриархальном укладе, где рождение сына — большая ценность. Сын считается будущей опорой семьи, в то время как дочь, выходя замуж, переходит в семью мужа.
Более того: женщина, неспособная родить мальчика имеет более низкий статус, чем родившая сына, ведь считается что за выбор пола ответственна именно она (на самом деле это не так, но спорить с афганцами не будем). Из-за низкого уровня образования населения, даже появилась легенда, что, когда в семье появляется бача-пош, шансы родить сына повышаются. Однако и в семьях, где есть один-два мальчика, бача-пош зачастую играет роль ещё одного сына.
Социальное давление и выгоды
Семьи, в которых нет мальчика, в Афганистане считаются неполноценными. Например, Азита Рафаат, ранее занимавшая пост члена парламента страны, родила четырёх девочек. Из-за отсутствия сына мало кто хотел голосовать за неё, но стоило переодеть младшую дочку по имени Мануш в мальчуковую одежду и назвать Мехран, отношение избирателей резко изменилось и Азита смогла набрать необходимое число голосов, чтобы остаться в парламенте. О том, что младший ребёнок на самом деле девочка, знают лишь некоторые соседи, родные и школьные учителя, но они относятся к Мехран как к мальчику.
Быть мужчиной хотели бы многие девочки и женщины в Афганистане. К мужчинам здесь совсем другое отношение: больше свободы и прав. Некоторые из девушек, которые в детстве были бача-пош, так привыкают к этой роли, что и во взрослом возрасте продолжают носить мужскую одежду, по возможности скрывая свой настоящий пол. Афганским женщинам запрещается работать вне своего дома, получать медицинскую помощь у врачей-мужчин и даже ходить по улицам без мужчины-родственника. Но бача-пош имеет больше привилегий: право учиться, работать (что напрямую влияет на уровень достатка семьи), заниматься спортом, сопровождать сестёр и мать при выходе в город, не выполнять каких-либо бытовых обязанностей.
Цена двойной жизни
Экономика Афганистана сильно пострадала за годы войн, погибло много мужчин, которые были единственными кормильцами в семье. Этот факт заставил некоторых женщин одевать одну из своих дочерей в бача-пош, надеясь, что та сможет хоть как-то работать и учиться. В больших, но бедных семьях бача-пош помогают отцам и старшим братьям на работах в поле. Согласно опросам волонтёрских организаций, в отдельных регионах хотя бы одна бача-пош есть чуть ли не в каждой семье. Эксперты считают, что данная традиция наносит серьёзный вред психике девочек, но она вряд ли исчезнет, если афганки не получат такие же базовые права человека, как и мужчины.
В подавляющем большинстве случаев к женской роли бача-пош возвращаются с момента полового созревания. В этот период, то есть в 9—15 лет (реже — до 20-и), девочку пытаются выдать замуж. Правда удаётся это далеко не всегда: бача-пош не имеют «женских навыков» типа стирки, готовки, уборки, привычки ходить в неудобной парандже, и, главное — навыков «слушаться мужчин». Именно из-за последнего пункта бывшие бача-пош считаются самыми неподходящими невестами: тех же, кого всё-таки удалось принудительно выдать замуж, мужья пытаются перевоспитывать самыми жестокими методами.
Бача-пош и талибы
Работники приюта для женщин в Кабуле сообщают, что нередко к ним обращаются бача-пош, которые не желают жить в Афганистане как женщины. Они не хотят скрывать лицо и голову, смотреть в пол при разговоре с мужчинами, да и вообще занимать подчинённое положение. Во многом такому неравенству поспособствовало запрещённое (или уже незапрещённое? Я запутался) в России движение Талибан, которое ввело для женщин множество ограничений.
Например, политическая деятельница Биби Хакмина впервые взяла оружие в руки в 10 лет, когда в 1979 году с целью борьбы с талибами в Афганистан пришли войска СССР. Старший брат девушки в то время учился в Кабуле, а младшие были слишком малы, потому Биби стала бача-пош, став информатором моджахедов. Будучи взрослой, она не стала выходить замуж, а вошла в местный совет города Хост, продолжив носить автомат и мужскую одежду.
Режим талибов правил Афганистаном с начала 1990-х по 2001 год, требуя, чтобы женщины носили хиджабы, не работали вне дома и не выходили из дома без мужчин. Талибы насаждали свою версию шариата, а ослушавшихся афганок могли даже убить. В 2004 году США и Британия совместно свергли талибов, а в 2004 году новая Конституция уравняла в правах женщин и мужчин. Результат стал заметен почти сразу: к 2017 году свыше 35% девочек посещали школы (обучались отдельно от мальчиков) и более 20% женщин работали на государственной службе.
Правда, большинство достижений в сфере равенства сосредоточилось в крупных городах, ведь талибы не покинули страну, продолжая контролировать до 70% территорий, устанавливая на половине из них свои порядки. В сельской местности оставались в силе патриархальные традиции: мужчины продолжали контролировать женщин, перекрывая им доступ к образованию и работе.
При этом до полного возвращения талибов в 2021 году многие женщины работали, например, в торговле, прачечных, сфере образования, играли в теннис и футбол. Талибы не одобряют явление бача-пош, поэтому девочкам приходится маскироваться сильнее, чем раньше, чтобы иметь возможность учиться и работать, помогая выжить своим семьям.
Таким образом, традиция бача-пош — это не культурный курьёз, а трагическое следствие гендерного неравенства. Она вряд ли исчезнет, пока афганские женщины не получат равных с мужчинами базовых прав и возможностей.
Читай в Телеграм, подписывайся в МАХ, а ниже ещё несколько интересных статей по теме: