Найти в Дзене

На джипе по Непалу. Как добраться по земле до начала трека к Эвересту

9 Один из самых популярных треков в Непале начинается в высокогорном посёлке Лукла, расположенном на высоте 2800 метров над уровнем моря. Попасть в Луклу можно либо по воздуху на самолете малой авиации или вертолете, либо по земле пешком или верхом на лошади. Автомобильных дорог до Луклы пока не построено. Полёт до Луклы это очень интересный аттракцион. Маленькие 18 местные самолеты, эдакие воздушные маршрутки, снуют туда-сюда между Луклой ли аэропортами в Катманду или Раменчап. От Катманду лететь всего 30 минут, от Раменчапа – менее 20. Не успели взлететь, а уже раз – и самолет заходит на посадку на одну из самых коротких взлётных полос в мире в аэропорту Луклы. Аэропорт в Лукле Но воздушный путь к началу трека сопряжен с зависимостью от погодных условий. В горах часто бывают туманы, дожди или сильные ветер и тогда полеты отменяются. И можно день-два-три-четыре сидеть и ждать, когда же откроется «окно» в небе и воздушные маршрутки начнут свои челночные рейсы. Воздушные маршрутки Ос

9

Один из самых популярных треков в Непале начинается в высокогорном посёлке Лукла, расположенном на высоте 2800 метров над уровнем моря. Попасть в Луклу можно либо по воздуху на самолете малой авиации или вертолете, либо по земле пешком или верхом на лошади. Автомобильных дорог до Луклы пока не построено.

Полёт до Луклы это очень интересный аттракцион. Маленькие 18 местные самолеты, эдакие воздушные маршрутки, снуют туда-сюда между Луклой ли аэропортами в Катманду или Раменчап. От Катманду лететь всего 30 минут, от Раменчапа – менее 20. Не успели взлететь, а уже раз – и самолет заходит на посадку на одну из самых коротких взлётных полос в мире в аэропорту Луклы.

Аэропорт в Лукле
Аэропорт в Лукле

Но воздушный путь к началу трека сопряжен с зависимостью от погодных условий. В горах часто бывают туманы, дожди или сильные ветер и тогда полеты отменяются. И можно день-два-три-четыре сидеть и ждать, когда же откроется «окно» в небе и воздушные маршрутки начнут свои челночные рейсы.

Воздушные маршрутки
Воздушные маршрутки

Особенно неприятно это может быть на обратном пути, когда путешественникам нужно успевать на свой международный рейс из Катманду. В случае непогоды в ряде случаев можно улететь на вертолете, они более «всепогодные». Но в таких случаях цена билета на вертолёт достигает 600-700 USD. Да и просто билет на самолет не дешев: от 170-180 USD из аэропорта Раменчап, до 220-240 USDиз Катманду.

Альтернативный маршрут по земле гораздо дешевле, мало не зависит от погоды, да и существенно дольше. Ещё 10 лет назад по земле можно было доехать до посёлков Джири или Паплу, ну а дальше дней 5 топать пешком до Луклы по конно-пешеходной тропе.

Но постепенно автомобильная дорога, проходимая для джипов, стала приближаться и к Лукле. Вначале она перевалила через перевал Таксинду Ла (3071м) и спустилась к реке Деку Хала. Потом дорога дошла до поселка Бупса. И вот, наконец в январе 2025 года дорогу дотянули до маленького посёлка Сурке.

Тропа в Луклу
Тропа в Луклу

А Сурке – это уже совсем рядом с Луклой. Всего 3 км горной тропы отделяет Сурке от Луклы, правда эти 3 км придется лезть вверх набирая более полукилометра высоты. Кстати, в ноябре 2025 года мы наблюдали, что дорогу продолжают пробивать вверх по склону. Вероятно, в недалеком будущем и непосредственно в Луклу можно будет доехать на автомобиле.

Строительство новой дороги
Строительство новой дороги

Таким образом добраться до начала трека к Эвересту или, наоборот, вернуться назад в столицу Непала, по земле стало значительно проще и быстрее. В целом путь сейчас занимает два дня. Первый день - от Катманду до Саллери или Паплу, 10-15 часов, смотря на чем ехать: на автобусе или на джипе.

Маршрут от Катманду до Саллери
Маршрут от Катманду до Саллери

Второй день – от Саллери (Паплу) до Сурке: 9-13 часов на джипе. Время в пути зависит от состояния дороги, технического состояния автомобиля (может поломаться по пути, это в порядке вещей) и, конечно же, опыта и темперамента водителя.

Маршрут от Саллери до Сурке
Маршрут от Саллери до Сурке

Далее я расскажу от том, как мы возвращались в Катманду на джипе.

Возвращаться по земле было запланировано заранее. Во-первых мы не зависели от погоды, во-вторых - экономили деньги, ну и в-третьих, мне просто хотелось посмотреть на эту дорогу. Возможно это был даже решающий момент – по отзывам «узкая дорога по скальной полке над пропастью. Двум машинам не разъехаться и крутые бесконечные серпантины». Ух, ты, думаю! Круто как!!! Обязательно нужно проехаться.

Потом уже на треке, общаясь с коллегами, услышал что дорога долгая, занудовая, тряская, людей тошнит, в общем ужас-ужас. Ладно, думаю, посмотрим. Планы менять не стали, поехали вниз на автомобиле.

15 ноября

15 ноября днем мы закончили трек к EBC, через озера Гокио и пришли в Намче Базар от Пангбоче. Заселись в уже знакомый нам отель Alpine lodge, и пошли прогуляться по посёлку. На центральной улице я в первом же магазине спросил, кто может помочь с бронированием места в джипе из Сурке. Нам тут же показали магазин Altitude wear и сказали обратиться к хозяину.

Магазин на торговой улочке справа
Магазин на торговой улочке справа

Подошли; тот сказал, что да, можно. Назвал цену – 2500 рупий с человека. Я спросил – сколько человек сидит во втором ряду? Он ответил, что 4. Договорились, что мы платим 10000 и сидим втроем. Хозяин магазина попросил подойти через полчаса – ему нужно связаться с водителем.

Ок, погуляли по посёлку, через 30 минут подошли. Говорит все Ок и просит задаток в 2000 рупий. Платим. Он нам на принтере печатает какую бумажку, где указывает, что взял 2000 рупий, свой телефон и к кому обратиться в Сурке – название Лоджа (Sherpa guest house) и имя хозяев. Ставит роспись и расшифровку (Budhi Dai). Ладно, думаю – ну значит такой билет.

Вот такой "билет"
Вот такой "билет"

Вечером в отеле неожиданно пересеклись с коллегами по форуму Винского: Настя и Юра - ник Осокова. Поболтали. Ребята утром нам ещё дали таблетки от укачивания - драмина.

17 ноября

17 ноября днем приходим в Сурке. Находим на «центральной площади» этот самый Sherpa guest house. Захожу внутрь, нахожу хозяйку - Anita Sherpa. Она внимательно рассматривает бумажку выданную в Намче Базаре, говорит да, она знает того, кто это выдал, это ее брат. Но он ошибся с ценой – поездка одного человека стоит 3000 рупий. И если мы хотим ехать втроем на заднем сиденье – нужно будет доплатить ещё 10000. А так да, джип придет снизу сегодня вечером и завтра утром в 7 часов поедет обратно.

Делать нечего, соглашаемся с озвученной ценой. Хотя, она соответствует тем данным, что у меня были до этого – перегон Сурке – Саллери стоит 3000 с человека. Все верно

Заселяемся в этот самый Sherpa guest house. Скажу, что это был худший лодж за все время нашего путешествия.

Лодж Sherpa guest house
Лодж Sherpa guest house

Снаружи выглядит не лучшим образом, да и внутри, оказалось, так себе. Цена комнаты – 500 рупий. Комнаты – маленькие фанерные клетушки.

Комната внутри лоджа
Комната внутри лоджа

И даже нет ни одного крючка, чтобы одежду повесить. Пришлось походить по лоджу, выкрутить ножом несколько саморезов в разных местах и вкрутить в комнате в стену, вместо крючков. Одеяла тоже не первой свежести, ну это ладно – у нас свои спальники есть. А в туалете на потолке жил огромный паук – толстый, волосатый, с размахом лап сантиметров 7-8. Таких больших мы ещё не видели.

Паук в туалете
Паук в туалете

Еда была обычная и относительно не дорогая. В магазине напротив купил пиво по 400 рупий за банку.

18 ноября

Утром встали в 6 часов. Темно, никого нет. Где то в 6.20 появилась заспанная хозяйка. Спросила что нам приготовить на завтрак. Заказали на завтрак мне овсянку с яблоками, Наташе скрембл яйца, плюс чай и кофе. В 6.50 завтрак был готов. На кухне тоже появились какие-то люди, все местные, непальцы.

Спрашиваю, как там наш джип, когда будет. Хозяйка показывает на одного молодого парны на кухне- вот ваш водитель. Кушайте спокойно, как доедите – идете грузиться. Выходим, на площади стоит несколько одинаковых белых индийских джипов-пикапов Mahindra Bolero.

Джип-пикап Mahindra
Джип-пикап Mahindra

Удивительно, но в Сурке все машины только одной марки. Я думал тут будут японские крузаки, лэндроверы и пр. Ан нет – только Махиндра.

В 7.10 загружаемся в машину. Рюкзаки кладем в багажник пикапа, где их тщательно укрывают толстой синей пленкой. Кроме нас европейцев в машине нет. Нам, как и было обещано, на троих достался второй ряд. Удивило, что подголовников там на втором ряду как раз таки 4! На переднем сиденье, рядом с водителем – три человека. Ещё 4 человека залезают в открытый багажник пикапа.

Выехали в 7.15. Джип сразу начинает набирать высоту, вертясь по серпантину. За 1й час проехали 7,5 км, набрали высоту 2750 м. За 3 часа проехали 26 км. В общем дорога оказалось самой обычной горной дорогой.

Горная дорога
Горная дорога

Хорошо, что до этого уже больше двух недель не шло дождей и дорога была сухая. Ну трясло немного, но я ожидал нечто более впечатляющее. А так по подобным серпантинам я ездил сам за рулем в Армении и Грузии. Там мне ужаснее казалось (ну может потому, что сам за рулем и случись что, самому выпутываться). А тут тебя везут… У нас никого не укачало – мы либо дремали, либо глазели в окно и фоткали.

В 10.30 первая остановка на ланч. Взяли далбат со свининой, чай, кофе, пиво. После пива стало совсем хорошоJ). Стояли минут 30.

Место перекуса
Место перекуса

В 13.45 вторая остановка на чай и туалет. Взяли два чая, с молоком по 80 рупий. Здесь был какой то праздник – местные жителе танцевали, веселились и… пахло травкой. Одни из наших пассажиров, ехавший на переднем сиденье, тоже что-то курнул и потом хихикал весь оставшийся путь.

Вторая остановка
Вторая остановка

14.30 перевалили перевал Таксинду Ла - 3071м. Похоже это самый высокий перевал, который я проехал на колёсном транспорте.

В 16 часов прибыли в Саллери. Итого 76 км (писал GPS трек) мы ехали 8ч 45 мин. с остановкой на обед (30 мин) и чай (20 мин). Судя по отзывам – это очень хороший результат.

В Саллери заселились в отель Laxmi Hotel &Lodge.

Отель Laxmi Hotel &Lodge.
Отель Laxmi Hotel &Lodge.

Взяли номер за 1300 рупий с туалетом и горячей водой, электрочайником. Номер оказался в странно застроенном доме: строение прилеплено к строению и внутри переходы по деревянным лестницам, кривые коридоры с тупичками и крытые дворики. Целый лабиринт, эдакий «шанхайчик». Свой номер четко находить научились далеко не с первого раза.

Внутри отеля
Внутри отеля

Прошлись по центральной улице, нашли контору (там много таких) и купили на завтра билеты на джип до Катманду. Стандартная цена на джип - 2000 рупий с человека. Но мы опять же заплатили за 4 места во втором ряду. Итого за троих отдали 8000 рупий - по 2666 с человека. Нам сказали, что машина в 5.00 подъедет ко входу в отель. Выписали билеты на бланках, ну и заодно записали наш номер телефона, для связи.

Бланк билета на джип з Саллери в Катманду
Бланк билета на джип з Саллери в Катманду

Можно было уехать за 1400 рупий на рейсовом автобусе. Но тот выходил в 3.30. Ну очень рано… Да и идет, по отзывам, как минимум 14 часов.

Погуляли ещё по центру Саллери, посмотрели ещё один непальский город.

Саллери
Саллери

А лавку купил полкило сыра из молока яка. По цене всего 1300 рупий за килограмм и маленькую бутылочку (180 мл) рома.

Потом поужинали в отеле, выпили ром и в 22 часа уже уснули.

19 ноября

Выспались отлично - кровать оказалось с электроподогревом. Тепло, комфортно… Подъем в 4.20. Закипятили чайник, выпили по кружке с кусочком сыра.

Джип пришел ровно в 5 утра (я поразился, ни минуты не ждали). Загрузил нас, потом сделал остановку ещё у одного отеля, где на третий ряд сели трое русских ребят из Старого Оскола, две девушки и парень. С парнем я уже вчера общался в Сурке и в Саллери. На переднем сиденье, рядом с водителем, сидела одна жительница Катманду. Одна, а не три пассажира, как из Сурке. Правда и джип здесь был другой, тоже индийский, но не Махиндра, а Тата. И не пикап, а универсал с тремя рядами сидений. Весь багаж положили на багажник на крыше. Но, что радовало, водитель для защиты от пыли также тщательно укутал наши рюкзаки плёнкой.

Джип Тара
Джип Тара

Поехали. В 6.30 на перевале (с высотой порядка 3000 м над уровнем моря), сделали короткую остановку - бросить прощальный взгляд на Гималаи и Эверест. А минут через десять уже была первая серьезная остановка в местном кафе на завтрак.

Остановка на завтрак
Остановка на завтрак

Место видимо популярно – так как народу в кафешку набилось довольно много. Рядом также тормозили джипы с уже знакомыми, ещё по Сурке, европейцами.

Много джипов на одной остановке. Преимущественно Тата
Много джипов на одной остановке. Преимущественно Тата

Пришлось даже поискать свободный стол, чтобы сесть где потеплее. Заказали кофе, 2 чая и жаренный картофель; все это заели чапатти с омлетом, что нам выдали с собой «сухим пайком» в отеле в Саллери. Жареный картофель оказался столь перченый, что не съедобен. За всё заплатил 350 рупий – совсем не дорого. Стоянка была 30 минут. Рядом обнаружили забавный памятник ... редьке.

Памятник редьке
Памятник редьке

Далее едем по хребту, слева облака, а мы выше их. А справа облаков нет. Интересно...

Едем выше облаков
Едем выше облаков

На небольшой остановке в городке Окхалдхунга купил 2 банана за 50 рупий. Вид бананов несколько необычный, ну и вкус, так себе.

В 9.20 спустились вниз и выехали на федеральную трассу NH03. Тут большая река Сун Коси. Пересекли ее по мощному мосту.

Мост через реку Сун Коси
Мост через реку Сун Коси

В 11.20 остановка на обед в Khur Kot, около поворота, в сторону Мантали и аэропорта Раменчап. Взяли 2 порции далбат с цыпленком (по 320 рупий), два чая (по 20 рупий) и банку пива (370). Итого заплатил за всё - 1050. Порции большие, наелись от души.

В 11.50 поехали дальше, но почти сразу попали в пробку. Автобусы и грузовики не могли разъехаться на узкой дороге. Да, вроде еще кто-то сломался. Стояли минут 20.

Пробка
Пробка

Вскоре дорога стала лучше, едем по непальскому хайвею.

Нпальский хайвэй
Нпальский хайвэй

Но вскоре хороший участок дороги закончился и далее мы довольно долго ехали вдоль реки, по размытому наводнением участку шоссе. Там почти 20 км таких, и тащились больше часа. А пылища там… это нечто…

В 15.45 доехали до аэропорта Катманду ( с восточной стороны). Далее стали пробираться через забитые машинами, мотиками и людьми улочками. Где то в тех краях вышла наша местная попутчица. Возможно, что водитель в те проулки полез ради неё.

В 16.15 доехали до финишной остановки на объездной. Везти нас в Тамель, даже за деньги, водитель отказался. Итого наш путь, со всеми остановками занял 9 часов 15 минут.

Прямо там же, сразу нашли водителя такси, который за 600 рупий (после небольшого торга - вначале хотел 800) и 15 минут отвез нас в Тамель к отелю.

Вот такой вот вышел наш путь от Сурке к Катманду.

  • Если статья вам понравилась и вызвала положительные эмоции, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
  • Буду рад всем посетителям!

Ещё мои статьи про Непал: