Найти в Дзене

Если я плачу под песню — это плачу я или музыка? Как не потерять себя в чужих эмоциях?

Недавно после моей статьей о том, как мозг буквально «становится» музыкой, читательница задала вопрос, который заставил меня остановиться. Вопрос звучал так: "Песни и музыка вызывают эмоции: грустная песня — грусть, веселая песня — радость. Не получится ли за песней не услышать себя?" В этом вопросе столько честности и скрытой тревоги. Действительно, если мы так легко резонируем с мелодией, не превращаемся ли мы просто в приемники чужого сигнала? Если я включаю реквием и плачу — это моя боль или навязанная композитором? Где в этом звуке Я? Как психологу, мне хорошо понятна природа этого страха: это боязнь раствориться, потерять контроль, стать марионеткой внешних обстоятельств. А сейчас, погружаясь в изучение вокальной терапии и нейропсихологии, я нахожу и научные подтверждения тому, что происходит с нами в момент прослушивания музыки. Давайте разберем, где здесь наука, а где мифы. Нам часто кажется, что музыка работает как инъекция: вкололи грусть — стало грустно. Но нейробиология у
Оглавление

Недавно после моей статьей о том, как мозг буквально «становится» музыкой, читательница задала вопрос, который заставил меня остановиться.

Вопрос звучал так:

"Песни и музыка вызывают эмоции: грустная песня — грусть, веселая песня — радость. Не получится ли за песней не услышать себя?"

В этом вопросе столько честности и скрытой тревоги. Действительно, если мы так легко резонируем с мелодией, не превращаемся ли мы просто в приемники чужого сигнала?

Если я включаю реквием и плачу — это моя боль или навязанная композитором? Где в этом звуке Я?

Как психологу, мне хорошо понятна природа этого страха: это боязнь раствориться, потерять контроль, стать марионеткой внешних обстоятельств. А сейчас, погружаясь в изучение вокальной терапии и нейропсихологии, я нахожу и научные подтверждения тому, что происходит с нами в момент прослушивания музыки.

Давайте разберем, где здесь наука, а где мифы.

🎼 Миф о «навязанной» эмоции

Нам часто кажется, что музыка работает как инъекция: вкололи грусть — стало грустно. Но нейробиология утверждает обратное.

Исследования в области нейроэстетики (например, работы Стефана Кёльша) показывают: наш мозг не просто «считывает» эмоцию, он использует её для доступа к собственному опыту.

В своей практике я опираюсь на простой факт:

Нельзя сыграть на струне, которой нет.

Музыка работает как ключ к лимбической системе — древней части мозга, отвечающей за чувства и память. Когда вы слышите пронзительную мелодию и у вас сжимается горло, это значит, что внутри вас уже была эта эмоция.

Она жила там — возможно, подавленная, забытая, невыплаканная. Музыка лишь подсветила её благодаря работе зеркальных нейронов, которые позволяют нам сопереживать звуку как живому существу.

Опасность: когда музыка становится «анестезией»

Однако опасение читательницы не беспочвенно. Риск «не услышать себя» действительно существует, но он кроется не в музыке, а в способе её потребления.

В психологии это называется дезадаптивной эмоциональной регуляцией — или, по-простому, «музыкальной анестезией».

Это происходит, когда мы включаем фон 24/7, чтобы заглушить звенящую тишину внутри. Когда мы надеваем наушники, чтобы избежать встречи со своими мыслями. Если я сознательно ставлю веселый трек, чтобы перекричать внутреннюю боль — я надеваю маску. Но тело не обманешь: кортизол (гормон стресса) никуда не делся, просто мы перестали его замечать.

Нейрорезонанс: встреча с собой

В подходах, работающих с телом и голосом, есть понятие Entrainment (вовлечение, или синхронизация). Это когда ритмы нашего тела (сердцебиение, дыхание) подстраиваются под ритм музыки .

Погружаясь в изучение психологии музыки, я обнаружила удивительную вещь.. Тягучая, грустная музыка часто становится ресурсом. Почему? Исследования показывают, что грустная музыка стимулирует выработку пролактина — гормона, который помогает нам пережить горе и успокоиться.

Психике сложно справиться с абстрактным «мне плохо». Но когда это «плохо» облекается в гармонию и ритм — оно обретает форму.

В этот момент происходит магия:

  1. Сначала вы впускаете музыку в себя (синхронизация).
  2. А затем вы присваиваете эту эмоцию. Вы говорите себе: «Да, это моя печаль. И она имеет право звучать».

В этот момент вы не теряете себя. Наоборот, вы находите ту часть себя, которая долго молчала.

🌳 Голос рода: когда поют предки

Я хочу затронуть еще один аспект, важный для меня лично. Это родовая память.

Иногда песня вызывает слезы, которые кажутся несоразмерными нашей текущей жизни. Вроде бы всё хорошо: дом, работа, семья. Откуда эта вселенская тоска под народную песню?

В такие моменты мы резонируем не просто своими нейронами, но и опытом поколений. Современная эпигенетика говорит нам о том, что травматический опыт предков может влиять на наши реакции. Через песню мы можем экологично прожить и отпустить то, что не успели оплакать наши бабушки.

Услышать эту эмоцию — значит, наконец-то по-настоящему услышать себя целостного.

-2

Как слушать музыку, чтобы слышать Себя?

Чтобы музыка была не шумом, заглушающим голос души, а мостом к ней, я предлагаю вам небольшую практику.

В следующий раз, когда песня вызовет у вас сильную эмоцию, не спешите переключать трек. Задайте себе один вопрос. Не «почему мне грустно?», а:

«Где эта музыка сейчас живет в моем теле?»

В груди? В животе? В плечах?
Как только вы найдете это место в теле, вы вернетесь к себе. Вы перестанете быть пассивным слушателем и станете живым инструментом.

Музыка — это зеркало. И если оно чистое, в нем отражается не композитор, а ваша собственная, живая и невероятно глубокая душа.

Поделитесь в комментариях: бывает ли у вас состояние «музыкальной анестезии», когда хочется заглушить тишину? Или музыка чаще помогает вам проживать эмоции?

(Подписывайтесь на канал «Мы Звучим» — здесь я исследую психологию голоса, тела и души)