Найти в Дзене
Рустем Массаров

Дагестанская схема покупки дешевых иномарок

Как сэкономить — и не потерять и машину, и деньги В России растёт популярность своеобразного способа приобретения автомобилей — так называемой «дагестанской» схемы. Она обещает существенную экономию, но таит серьёзные риски: покупатель может лишиться и машины, и внушительной суммы денег. Разбираемся, как работает схема и чем она опасна. В чём суть «дагестанской» схемы На популярных площадках для размещения объявлений появляется всё больше предложений о продаже автомобилей по удивительно низким ценам. Экономия при покупке может составить от нескольких сотен тысяч до миллиона рублей и выше. Однако за привлекательной ценой скрываются существенные риски. Схема наиболее распространена в Южном федеральном округе и республиках Северного Кавказа (Чечня, Ингушетия, Дагестан). Продавцы — жители этих регионов — предлагают, как правило, внешне безупречные автомобили: без повреждений, с хорошей комплектацией, нередко почти новые. Ключевая особенность: автомобили оформлены на граждан Кыргызстана
Оглавление

Как сэкономить — и не потерять и машину, и деньги

В России растёт популярность своеобразного способа приобретения автомобилей — так называемой «дагестанской» схемы. Она обещает существенную экономию, но таит серьёзные риски: покупатель может лишиться и машины, и внушительной суммы денег. Разбираемся, как работает схема и чем она опасна.

В чём суть «дагестанской» схемы

На популярных площадках для размещения объявлений появляется всё больше предложений о продаже автомобилей по удивительно низким ценам. Экономия при покупке может составить от нескольких сотен тысяч до миллиона рублей и выше. Однако за привлекательной ценой скрываются существенные риски.

Схема наиболее распространена в Южном федеральном округе и республиках Северного Кавказа (Чечня, Ингушетия, Дагестан). Продавцы — жители этих регионов — предлагают, как правило, внешне безупречные автомобили: без повреждений, с хорошей комплектацией, нередко почти новые.

Ключевая особенность: автомобили оформлены на граждан Кыргызстана, и это не скрывается. Продажа осуществляется от имени родственников владельцев по генеральной доверенности с правом переоформления.

Низкая стоимость объясняется действующими в Киргизии пониженными таможенными пошлинами. Покупатель получает возможность эксплуатировать машину на киргизском учёте в России до одного года.

После этого необходимо:

  • выехать из страны и вновь въехать на территорию РФ;
  • переоформить генеральную доверенность от собственника на управление ТС.

Почему это не настоящая покупка

По словам юриста Льва Воропаева, такую сделку нельзя считать полноценным приобретением автомобиля:

«Здесь слово „покупка“ юридически неприменимо. Формально происходит не смена собственника транспортного средства, а лишь управление автомобилем на основании доверенности. То есть право собственности не переходит к новому приобретателю. Формально гражданин покупает право владения этим транспортным средством, то есть пользования, за фактическую стоимость автомобиля. Но с точки зрения обычного потребителя автомобиль покупается чуть ли не в два раза дешевле, чем он стоит в России. Ему кажется, что он экономит безумные деньги».

Эту позицию подтверждает и Анатолий Семёнов, директор Ассоциации параллельного импорта: по его словам, подобная сделка вовсе не является покупкой «по доверенности» — автомобиль так и не становится собственностью покупателя.

Чем рискует покупатель

Эксперты сходятся во мнении: долгосрочное использование таких автомобилей под большим вопросом.

Лев Воропаев обращает внимание на опыт владения машинами, ввезёнными из Армении, Абхазии и Казахстана: подобные схемы работают лишь временно. Автомобили, растаможенные в Киргизии по сниженным тарифам, формально не должны выезжать за пределы этой страны.

Юрист предупреждает о возможных последствиях:

«Мы не знаем, какие размеры таможенных платежей были уплачены за эти автомобили в Киргизии. Если они были уплачены не по ставкам ЕАЭС, а по ставкам для внутреннего пользования, то этот товар является условно выпущенным на территории ЕАЭС и не является товаром ЕАЭС. Если начнётся массовый ввоз, я так понимаю, всё идёт к этому, то государство даст команду, введёт определённые нормативы, и эти автомобили начнут изымать на штрафстоянки — как это было с машинами на абхазских и армянских номерах. Водителей привлекали к ответственности за то, что они управляли этими автомобилями».

В качестве примера можно привести недавнюю ситуацию с автомобилями из Армении: владельцам начали массово доначислять утилизационный сбор. Суммы, требуемые ФТС, порой в разы превышают стоимость самих машин. Попытка сэкономить обернулась для многих расходами в сотни тысяч и даже миллионы рублей.