Вам знакомо это чувство, когда смотришь на героиню и думаешь: «Ну вот, опять неподкупная и принципиальная, сейчас будет всех морально раздавливать своим благородством»? Я тоже так думала, открывая первую серию нового хитового триллера «Тоннель» на KION. И, знаете, была приятно разочарована. Потому что здесь всё не так. Здесь героиня не читает нотации — она ломается. И наблюдать за этим одновременно больно, страшно и безумно интересно. Этот сериал — не про то, как нужно быть хорошей. Он про то, что происходит, когда у хорошего человека кончаются варианты. И варианты эти заканчиваются где-то на дне тайного тоннеля под могилой отца. Звучит как бред? А вот и нет, это гениальная метафора, которую сценаристы вскрывают, как консервный нож — банку с червяками семейных тайн и криминальных разборок.
«Тоннель» сюжет.
Представьте себе тихий, сонный, вечно серый приграничный городок. Туман, хвойный лес, финская граница в двух шагах. И в этом микрокосме живёт Светлана Суворова — таможенница, которая не берёт взяток. Не потому что святая, а потому что иначе себя не уважает. Её играет Елизавета Боярская, и это одна из её самых сильных и сложных ролей последнего времени. В её глазах вы не увидите плакатной решимости. Вы увидите усталость, привычную строгость и глубоко запрятанную нежность, которая достаётся только семье. А семья — это муж. Не какой-то абстрактный «супруг», а живой, любящий, немного уставший от её принципиальности мужчина (блестяще сыгранный Сергеем Гилевым).
И вот этот островок тепла и нормальности финская мафия, холодная и расчётливая, вырывает у неё из-под ног. Муж похищен. И начинается самая честная часть истории. Нам не показывают суперженщину, которая с ходу мобилизует все навыки ФБР. Нет. Нам показывают человека в панике, в слезах, в абсолютной беспомощности. Она не знает, что делать. И это гениально. Потому что именно отсюда, из этой точки ноля, начинается её страшная трансформация.
Она идёт на сделку. Не сразу, не легко, с надрывом и чувством тошноты от собственных поступков. Её моральный перелом показан не крупными мазками «я теперь плохая», а миллионом мелких деталей: как дрожит рука, принимая первый намёк на нарушение закона, как голос срывается, когда она лжёт коллегам, как она не может посмотреть себе в глаза в зеркале. И этот тоннель, который она обнаруживает, — он же идеальный символ! С одной стороны — могила отца, прошлое, фундамент. С другой — путь в Финляндию, в криминальное будущее, в сделку с дьяволом. И она стоит ровно посередине, разорванная на части.
«Тоннель» актеры.
Давайте отдадим должное тем, кто делает эту историю не просто сюжетом, а ощущением, что вы сами стоите на промозглом ветру у той самой границы. Кастинг в «Тоннеле» — это отдельный вид искусства.
Елизавета Боярская: от хрупкости к стальной решимости
Боярская здесь — это откровение. Мы привыкли видеть её в образах роковых, страстных, ярких красавиц. Здесь же она почти без макияжа, в унылой служебной форме, её красота не подчёркивается, а как бы прячется за грузом проблем. И от этого она становится только живее, реальнее. Её Светлана — не монолит. Она трескается на наших глазах, и сквозь эти трещины пробивается сначала страх, потом отчаяние, а потом — холодная, почти безумная решимость. Это мастерская игра на контрастах: внешнее спокойствие vs внутренняя буря. Особенно хороша она в сценах молчаливого противостояния с криминальным боссом Тимо Тапио. В её взгляде читается целая история — ненависть, расчёт, покорность и та искра, которая говорит: «Я ещё не сломана до конца».
Сила второго плана: от мужа до мафиози
Сергей Гилев в роли мужа — это не просто «жертва», это полноценный персонаж, чьи flashback-сцены наполняют историю теплом и показывают, что именно теряет Светлана. Его исчезновение чувствуется физически — в кадре становится пусто и холодно. Даниил Страхов, как всегда, убедителен — даже в небольшом, но ключевом эпизоде. А Артём Рагузин в роли криминального авторитета Тимо Тапио создаёт образ не кричащего злодея, а делового, прагматичного и оттого ещё более пугающего человека. Он не кричит, он говорит тихо. И это в разы страшнее.
Режиссёр Флюза Фархшатова и оператор Роман Малышев создали абсолютно уникальную атмосферу. Это не яркий гламурный триллер. Это тонущая в полутьме и туманах картина, где даже днём кажется сумрачно. Камера часто дрожит, ловит крупные планы лиц, впивается в глаза героев, не давая зрителю отвлечься. Восемь серий по 45 минут — идеальный формат. Никакой воды, только плотное, напряжённое действие, где каждая сцена работает на общую идею.
«Тоннель» отзывы.
На просторах интернета рейтинг на KinoPoisk в 8.6 — явление для отечественного триллера более чем показательное. Зрители в восторге, и я их понимаю. Да, сравнения с культовым сериалом о мистере Уайте напрашиваются сами собой: обычный, принципиальный человек под давлением обстоятельств встаёт на криминальный путь и обнаруживает в себе неожиданные таланты. Но «Тоннель» — не копия. Это скорее женский, очень эмоциональный взгляд на ту же тему.
Если Уолтер Уайт двигала гордыня и жажда признания, то Светланой движет любовь и отчаяние. Её трансформация не вызывает восхищения — она вызывает щемящую боль и сочувствие. Критики справедливо хвалят именно эту драматургическую мощь и игру Боярской. Да, в сюжете есть предсказуемые моменты — куда без них? Иногда понимаешь, куда ведёт та или иная сюжетная ветка. Но это не портит впечатления, потому что нас захватывает не вопрос «что будет», а «как она это переживёт».
«Тоннель» смотреть?
Я, как женщина, устала от образов «сильных героинь», которые с первых кадров всех строят и могут голыми руками придушить матёрого рецидивиста. Светлана Суворова — это глоток свежего (хотя и очень холодного) воздуха. Она сильная не потому, что может дать в глаз, а потому, что, даже ломаясь, продолжает идти. Меня безумно тронули сцены её бытового отчаяния: когда она, уже вовлечённая в преступные схемы, пытается готовить ужин и у неё горят котлеты. Вся эта жизнь на двух полюсах — между криминальным миром и починить кран — показана безупречно.
Что немного забавляет, так это некоторый «гиперреализм» в её таможенной работе. Ну знаете, одна-единственная неподкупная на всём пункте, которая всем мозолит глаза. Коллектив, который её тихо ненавидит. Такое чувство, что её принципиальность — это не внутреннее убеждение, а своеобразная психологическая травма, которую она лелеет. И это, кстати, делает её ещё интереснее!
В общем, «Тоннель» на KION — это тот редкий случай, когда российский сериал не пытается слепо копировать западные образцы, а находит свою интонацию, свою боль, свои краски. Он про выбор, которого нет. Про любовь, которая может уничтожить. И про тот самый тоннель в каждом из нас, на конце которого мы надеемся увидеть свет, но чаще всего находим лишь новую тьму. Смотрите обязательно. Но будьте готовы после финальных титров ещё долго сидеть в тишине, переваривая увиденное. А я пойду готовиться к выходу шестой серии — надо же узнать, выберется ли наша Светлана из этого российского криминального триллера живой… и человечной.