Глядя на историю советского автопрома, сложно не вспомнить то самое имя - Виталий Грачев.
Если кто-то запамятовал, то это главный конструктор СКБ ЗИЛ, что в свое время создавал машины, которые безжалостно ломали все стереотипы о проходимости техники.
Не поверите, но даже среди его монструозных вездеходов проект ЗИЛ-135П «Дельфин» выглядит чем-то из области настоящей научной фантастики.
Только представьте себе транспортное средство длиной почти с пятиэтажный дом (почти 14 метров), весом в 20 тонн, которое не просто едет по болоту, а уверенно плывет по морю в 5-балльный шторм, при всем при этом еще и умудряется обгонять некоторые катера противника.
Не удивительно, что именно тот самый «Дельфин» стал вершиной эволюции советских амфибий, и его успех базировался на технологии, опередившей свое время на десятилетия.
Мало кто знает, что в начале 1960-х годов перед СКБ ЗИЛ встала весьма амбициозная задача - создать самоходный десантный паром для армии.
В то время нашим военным требовалась машина, способная взять груз с корабля в открытом море и доставить его на необорудованный берег прямо в логово противника, но вот незадача - существующие амфибии были либо слишком медленными на воде, либо беспомощными на суше.
Кстати, за базу взяли шасси ЗИЛ-135К, известного ракетовоза с колесной формулой 8×8. Правда, просто загерметизировать грузовик было нельзя - он бы пошел ко дну как камень под собственным весом. Требовалось радикально новое инженерное решение конструкции.
В итоге была проделана просто колоссальная работа и первый опытный образец выкатили и спустили на воду в 1965 году на заводе.
Техническая анатомия «Дельфина»
А вот теперь самое интересное... Ведь если хотя бы немного присмотреться, то окажется, что тот самый ЗИЛ-135П поражал своими характеристиками даже на бумаге в виде технической документации. Это была не лодка на колесах, а полноценный вездеход-амфибия с колесной формулой 8×8 повышенной проходимости.
Как и многие машины Грачева, «Дельфин» имел "бортовую" схему трансмиссии с раздельным приводом. Два бензиновых двигателя V8 ЗИЛ-375Я мощностью по 180 лошадиных сил каждый давали суммарную мощность в 360 л. с. для движения. Ну что, как вам такое начало?
Но все же самая главная хитрость крылась в том, что каждый двигатель вращал колеса только своего борта, вращал независимо. Это позволяло продолжать движение даже при выходе из строя одного мотора или всей трансмиссии с одной стороны машины. Дифференциалы отсутствовали, что лишь дополнительно и, я бы даже сказал, радикально повышало проходимость по грязи.
Самое интересное - подвеска была жесткой, была почти без упругих элементов. Не поверите, роль амортизаторов выполняли огромные шины низкого давления размером 16.00–20 дюймов с системой централизованной подкачки прямо из кабины.
А теперь перейдем к самому интересному – водной составляющей.
Оказывается, для движения по воде использовались не винты, которые легко повредить на мелководье, а два мощных водомета диаметром 700 миллиметров каждый. Тяга на швартовах составляла внушительные 2,5 тонны силы.
Кстати, про маневренность забыл сказать - водометы имели поворотные насадки, работая как рули направления. Кто-то может себе представить, что один водомет мог толкать воду назад, а другой вперед одновременно, что позволяло 14-метровой махине разворачиваться на месте, разворачиваться "по-танковому" прямо в воде?
Что до показателей машины (ТТХ), то они были следующие:
- Длина 13,8 метра
- ширина 3,15 метра
- снаряженная масса 20 тонн
- Грузоподъемность составляла 5 тонн на воде и суше, кстати, можно было и создать своего рода перегруз, нарастив грузоподъемность до каких-то немыслимых 8 тонн...
- Скорость на суше 65 км/ч, а на воде целых 16,4 км/ч.
Только мне кажется или последняя цифра в 16,4 км/ч была феноменальной для такой громадины? Напомню, что обычные амфибии того времени едва выдавали жалкие 8–10 км/ч по воде. «Дельфин» же мчал по водной глади как катер, а помимо всего прочего еще и мог уверенно выходить из воды на ледяную кромку и штурмовать морской прибой волн.
Разумеется, чтобы доказать состоятельность конструкции, ЗИЛ-135П отправили не на какой-то подмосковный пруд, а в Баренцево море, в порт Балтийск для настоящих испытаний.
Стоит ли напоминать, что даже сами испытания стали легендой советского автопрома...
Огромная амфибия уверенно чувствовала себя при волнении до 5 баллов по той самой шкале. А в грузовом отсеке размером с небольшую квартиру можно было перевозить пехоту или технику.
По итогу всех тестов машина показала такую мореходность, что могла использоваться как спасательное судно.
Увы, но были и минусы - при таких габаритах и массе металлический корпус стал бы приговором - он был бы слишком тяжелым, ржавел бы от морской воды и требовал сложного каркаса из стали, так что экономить не получилось. Вот тут-то наши уважаемые инженеры применили свой главный козырь конструкции!
Секрет успеха - стеклопластиковый «сэндвич»
Оказывается, главная инновация ЗИЛ-135П заключалась в полном отказе от металлического несущего кузова. Вся 14-метровая конструкция была выполнена из полимерных материалов. Это был не просто какой-то там пластик, а самый настоящий высокотехнологичный "сэндвич", который обеспечил машине уникальные свойства.
Корпус состоял из трех основных слоев, спеченных в единый монолит.
Таким образом ЗИЛ-135П «Дельфин» убедительно доказал, что и тяжелая техника может быть быстрой на воде. Увы, но этот проект, собственно, как и многие другие проекты того периода, опередил свое время... военные сменили доктрину, сделав ставку на суда на воздушной подушке, а для гражданских нужд уникальная машина оказалась слишком дорогой в производстве.
Ставьте палец вверх, если вас тоже впечатлила история "Дельфина", ну и мой сегодняшний материал, разумеется. Интересно, какая советская амфибия, по вашему мнению, была самой недооцененной в истории? Напишите в комментариях.
Ах да, совсем забыл сказать, спасибо за вашу активность под статьями, спасибо за ваши лайки, комментарии и, конечно же, подписки на канал!