Найти в Дзене
Алексей Туркин

ВУЗ — УЧЕБНОЕ ПЛЮС ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Крупская Надежда Константиновна На собеседовании не говорили об одной, на мой взгляд, самой существенной вещи — о форме связи с про­изводством. В Америке есть ряд вузов, берущих на себя известную, достаточно обширную производственную ра­боту района. Вуз из чисто учебного заведения превра­щается в учебное плюс производственное учреждение. В этом — вся суть. Об этом очень много рассказывал про­фессор Тулайков, ездивший в Америку, по этому пути пошёл, хотя очень робко, профессор Образцов, проводя этот принцип в своем Институте путей сообщения (точ­ного названия вуза я не помню). Такая постановка дела ставит всю практику совер­шенно в другой разрез. Сейчас на студента на производ­стве смотрят как на старого практиканта, ладящего ухле­стнуть за работницей, и запихивают туда, где он может меньше напортить, а при условии, что вуз — производст­венная единица, студент превращается в основного, ко­ренного работника производства. Студенты с самого на­чала получают заработок не тасканием тяжестей
Крупская Надежда Константиновна
Крупская Надежда Константиновна

На собеседовании не говорили об одной, на мой взгляд, самой существенной вещи — о форме связи с про­изводством. В Америке есть ряд вузов, берущих на себя известную, достаточно обширную производственную ра­боту района. Вуз из чисто учебного заведения превра­щается в учебное плюс производственное учреждение. В этом — вся суть. Об этом очень много рассказывал про­фессор Тулайков, ездивший в Америку, по этому пути пошёл, хотя очень робко, профессор Образцов, проводя этот принцип в своем Институте путей сообщения (точ­ного названия вуза я не помню).

Такая постановка дела ставит всю практику совер­шенно в другой разрез. Сейчас на студента на производ­стве смотрят как на старого практиканта, ладящего ухле­стнуть за работницей, и запихивают туда, где он может меньше напортить, а при условии, что вуз — производст­венная единица, студент превращается в основного, ко­ренного работника производства. Студенты с самого на­чала получают заработок не тасканием тяжестей и служ­бой в личных секретарях, а на оплачиваемой работе, которую даёт им вуз.

Весь вопрос в том, какую производственную работу берёт на себя вуз.

Сельскохозяйственные вузы, например, в ряде штатов берут на себя обязанность обслуживания населения сельскохозяйственной наглядной пропагандой, показом; страшно растут на этой работе студенты.

Такую постановку дела пытаются ввести у себя Швей­цария и Германия.

Но в капиталистических странах эта система наты­кается на преграды, лежащие, в сущности, капиталисти­ческих отношений; мы эту систему можем развить по-настоящему.

В области педагогических вузов мы пытаемся прове­сти эту систему, и там, где она проводилась, она оправ­дала себя.

Академия коммунистического воспитания и Вятский институт довольно много достигли в этом направлении. Конференция педвузов, где ставился этот вопрос, прошла с большим подъёмом со стороны студенчества и ча­сти профессуры.

Разговоры о стипендиях, кафедрах, старых и молодых профессорах не выведут на дорогу. Гвоздь — в произ­водственных задачах вузов. Массовое плановое участием студенчества, и профессоров в производстве будит перед теми и другими массу жизненных вопросов. Только это подвинет на должную высоту исследовательскую работу вуза.

Саратовский университет. Уральский в особенности, Горная академия и ряд техникумов стали подходить к такой постановке работы, но наткнулись на сопротивле­ние и профессуры, и профсоюзов. Как сейчас обстоит дело, я не знаю. Гипноз старых, дореволюционных мето­дов в вузах очень силён. Самая косная профессура сидит как раз в ведомствах — и передача им дела ухудшит, а не улучшит его.

Кроме того, необходима связь между высшими, сред­ними и низшими профшколами каждой отрасли произ­водства. В своей производственной работе высшая проф­школа должна опираться на среднюю и на низшую проф­школу. Вуз должен быть ответственен за постановку дела в техникумах, фабзавучах и пр.

Очень многие соглашаются со всем этим, но на деле, на практике, от старого подхода к вузу отказаться труд­но, и по всей своей структуре вузы у нас походят на вузы старых времён, а не на вузы передовых стран, ещё менее на вузы пролетарские, дышащие интересами производ­ства. А можно было бы сделать...

1923 г.

Крупская Надежда Константиновна, ПСС, т. 4.

Вузы
2632 интересуются